Луиджи Боккерини «Менуэт» из квинтета E-dur (ор. 11 № 5)

 

Боккерини «Менуэт»Луиджи Боккерини – имя этого талантливого итальянского композитора, яркого представителя эпохи венского классицизма и рококо широко известно всем любителям классической музыки. Выдающийся маэстро, является автором большого количества прекрасных творений, которые в нынешнее время, покоряя слушателей, очень часто звучат со сцен концертных залов. Однако у Боккерини есть одно сочинение, ставшее настолько популярным, что к его названию можно смело прибавить эпитет «вечный». Это знаменитый менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях и исполнительских редакциях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей.

Историю создания «Менуэта» Боккерини, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Несмотря на то, что знаменитое произведение появилось в Испании в 1771 году, его предыстория несомненно началась в Италии 19 февраля 1743 года, где в старинном тосканском городе Лукка в семье музыканта, игравшего на контрабасе в городском оркестре, Леопольда Боккерини родился мальчик, которому дали имя Луиджи. Проявившееся рано неординарное дарование малыша способствовало его успешному музыкальному образованию. Он прекрасно пел и как отец очень хотел освоить контрабас, но из-за большого размера этого инструмента стал с усердием заниматься на виолончели.

Луиджи Боккерини

Когда Луиджи исполнилось двенадцать лет, он начал выступать на публике, и городские любители музыки сразу по достоинству оценили талант маленького музыканта. Вскоре четырнадцатилетний Боккерини для совершенствования своего исполнительского мастерства отправляется в Рим. Вернувшись через четыре года в родной город, Луиджи начал активно заниматься композиторской деятельностью, а помимо того объединившись с талантливыми музыкантами, он организовал струнный квартет. Этот вид музицирования в то время только начинал развиваться.

 

В 1767 году, после смерти любимого отца, Луиджи покидает Лукку и вместе со своим близким другом Филиппе Манфреди отправляется в Париж. Однако, несмотря на то, что во французской столице Боккерини уже был известен как талантливый композитор, там его встретили неприветливо и уже через год Луиджи пришлось переехать в Испанию. Впрочем, Мадрид тоже не оказал музыканту достойного приёма и только при дружеской поддержке Манфреди он получил место в капелле дона Луи – брата испанского короля Карла III. Находясь под покровительством у инфанта, который увлекался камерной музыкой и сам неплохо играл на виолончели, Боккерини много сочинял. Вот тогда-то, в 1771 году в числе большого количества различных произведений из-под его пера выходит струнный квинтет E-dur, одной из частей которого является знаменитый «Менуэт».

 

ноты «Менуэта» Боккерини Боккерини 

ансамбль во времена Боккерини испанский король Карл III 

 

Интересные факты

  • Впервые квинтет E-dur Луиджи Боккерини был напечатан через четыре года после его создания, в 1775 году в Париже.
  • Струнный квинтет E-dur на самом деле можно назвать «виолончельным», так как в его состав композитор ввёл не одну, как принято, а две виолончели.
  • Луиджи Родольфо Боккерини был весьма плодотворным композитором, оставившим после себя богатое творческое наследие, включающее около пятисот различных произведений, среди которых симфонии, виолончельные концерты, струнные трио, квартеты, квинтеты, а также духовные кантаты, оратории и мессы.
  • Ми мажорный квинтет Боккерини посвятил своему покровителю Луису Антонио Хайме Испанскому, тринадцатому графу Чинчон, брату испанского короля Карла III.
  • Произведения Боккерини, написанные им для виолончели, были настолько популярны, что они исполнялись не только на том инструменте, для которого были написаны, но и на его старинной сопернице - виоле да гамба.
  • Особым признанием творчество Боккерини пользовалось в начале XIX века. Поэты воспевали имя композитора в стихах, посвящали ему поэмы и называли его музыку божественной.
  • Аранжировки Менуэта чрезвычайно многочисленны. Первая из них была сделана почти сразу после публикации произведения. Сегодня переложение композиции можно встретить не только для самых разных инструментов от органа до флейты, но и для вокальных ансамблей, хора, а также полного симфонического оркестра.

 

 

Содержание «Менуэта» Боккерини

Как было сказано выше, одно из самых известных произведений Луиджи Боккерини «Менуэт» не является самостоятельным произведением. Он представлен композитором как третья часть его Ми мажорного скрипичного квинтета. Поскольку этот, имеющий французское происхождение, трёхдольный танец подразумевает грациозные движения, то соответственно музыка композиции Боккерини лёгка и изящна.

Менуэт, как было принято в эпоху барокко, заключён в трёхчастную форму. Главная тональность композиции - Ля мажор.

Менуэт

Первая часть произведения, состоящая из двух репризно повторяющихся разделов, начинается с затакта. Её музыка с изящным мелодическим рисунком с «завитушками», состоящая из коротких мотивов, украшенных тонкими орнаментами, отражает характерные для менуэта поклоны и плавные приседания. Исполнение основной темы композитор поручил первой скрипке. Остальные инструменты выполняют роль аккомпанемента. Вторая скрипка поддерживают мелодию пульсирующим звучанием, а альт и виолончели свои партии исполняют пиццикато.

В среднем разделе – трио, также включающем в себя две части, меняется не только характер музыки, но и тональность: Ля мажор модулирует в Ре мажор. Тематический материал трио, поначалу представленный гаммообразными движениями вверх и вниз, а затем, получающий динамичное развитие, активно исполняется всеми участвующими в произведении инструментами.  

Третья заключительная часть повторяет музыкальный материал первого раздела, только без репризных повторений.

 

«Менуэт» Луиджи Боккерини – это волшебное творение великого мастера. Когда слушаешь музыку этого очаровательного произведения, то случается чудо: сразу хочется забыть об окружающей нас современной суматохе и мысленно перенестись в минувшие времена - эпоху прекрасных дам и галантных кавалеров. Грациозность этого танца пленяет сердца и поэтому его по достоинству можно назвать танцем королей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: