Вальсы Шуберта

 

Вальсы Шуберта

Значительную часть творческого наследия Франца Шуберта составляет фортепианная музыка. Она стала смыслом жизни композитора. Особенно изысканными и необычными были вальсы Шуберта. Наполненные чуткостью и лиричностью, они будто бы несли ощущение светлой печали. За всю жизнь композитор сочинил огромное количество произведений в танцевально-бытовом жанре, но вальсы явно лидируют по количеству.

Историю создания Вальсов Шуберта, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Франц Шуберт был чрезвычайно интересной личностью. Главными чертами характера композитора являлись скромность, обаятельность, наивность и искренность. Он был настоящим трудоголиком и всегда старался добиваться совершенства во всем чем занимался. Именно благодаря данным чертам характера композитору удавалось собирать вокруг себя большое количество таких же талантливых и творчески одаренных людей.

Франц Шуберт

Так, постепенно образовался круг единомышленников, который был назван в честь композитора «Шубертовский кружок». В общество культурных и просвещенных людей входили следующие значимые для того времени фигуры:

  • Художники: Мориц Швинд, Леопольд Купельвизер.
  • Поэты и драматурги: Иоганн Майерхофер, Бауэрнфельд Эдуард, Грильпарцер Франц.
  • Скрипач Йозеф Шпаун;
  • Литератор Франц Шобер;
  • Певец Иоганн Михаэль Фогль.

Мероприятия, которые могли проводиться по несколько раз в неделю в абсолютно разных местах, например, дома у одного из членов сообщества или еще чаще в уютной венской кофейне, имеющей название «Под венгерской кроной», были названы «Шубертиадами».

Основными занятиями являлись не только танцы и игра на музыкальных инструментах, но также разговоры о политике, обсуждение свежих новостей. В те времена подобное поведение могло вызвать осуждения в обществе. Однажды одного из членов данного кружка арестовали за излишнюю свободу слова.

 

Именно на этих вечерах Шуберт мог продемонстрировать собственный талант. Большая часть вальсов написаны во время проведения таких музыкальных мероприятий. Атмосферу того времени не передать словами: галантные кавалеры и их дамы кружились в танце под волшебную музыку, под непревзойденные вальсы. В те времена этот танец был на вершине популярности. В отличии от других жанрово-бытовых образцов музыка Шуберта наполнена удивительной лиричностью и поэтичностью. Иногда композитор приносил уже готовые номера, а иногда мог часами импровизировать, создавая все более новые и интересные танцы. Не все номера были записаны, так как когда Шуберт приходил домой, он уставший ложился спать. По утру ему было сложно вспомнить весь объемный музыкальный материал.

В 19-м веке музыка Шуберта была достаточно известной, как в узких, так и широких кругах, особенно актуальна среди интеллигенции. Но, к большому сожалению, сочинение музыкальных произведений приносило композитору совсем небольшой доход.

 

Шуберт Фортепиано 

ноты Вальса Шуберта op 18 ноты Вальса Шуберта op 91 

 

Интересные факты

  • За всю жизнь Шуберт написал и опубликовал около 250 вальсов.
  • Композитор постоянно импровизировал и буквально на ходу сочинял новые произведения, находясь в ощущении творческого полета, и нередко забывал записывать или запоминать произведение. Так, на одном из вечером у Шуберта особенно хорошо получалось создавать вальсы. Присутствующий музыкант, обладающий абсолютным слухом, в точности записал композицию. На следующей неделе он подошел к Францу и показал сочинение автору. Внимательно просмотрев ноты, сочинитель ответил молодому человеку: «Какая чудесная работа! А кто ее автор?»
  • В кружок Шуберта входили люди самых разных направлений в науке и искусстве, как музыканты, так и художники, поэты и писатели. Обсуждение политических новостей нередко было настолько шумным и ярым, что в один день полиция арестовала одного человека, проявившего собственное мнение на сложившуюся ситуацию в городе.
  • Вальсы под номерами 3, 4, 6 и 12 были использованы и прозвучали в фильме «Звериная натура», который вышел на экраны в 2001 году.

 
 

 

Содержание

Когда были написаны Шубертом первые вальсы, этот танец еще только начинал входить в моду. Маленький Франц, который жил пригороде Вены, имел счастье слушать народные танцы, в число которых входили и самые известные прототипы вальсы – лендлеры и вальцеры.

Вальс

По сравнению с вальсом, который появился лишь в конце 18-го века, прототипы были более грубыми по звучанию, так как относились к числу народных танцев. Мелодия вальса стала более рельефной, воздушной и изящной, от предшественников сохранился только трехдольный метр и формула аккомпанемента. Именно вальсы Шуберта произвели музыкальную революция в данном жанре, они стали иметь романтическую окраску. К характерным чертам, присущим именно вальсам в творчестве Шуберта, можно отнести:

  • Миниатюрность. Композиции написаны в простой двухчастной или трехчастной форме. По продолжительности они составляют примерно от двух до пяти минут.
  • Лиричность. Мелодия выражает состояние героя. Повышается драматургическая функция. Увеличивается эмоциональный диапазон.
  • Звукоизобразительность. Композитор старается использовать все инструментальные возможности фортепиано.
  • Контрастность разделов. Единство композиции достигается сопоставлением разных по эмоциональной окраске музыкальных материалов.
  • Модуляции в далекие степени родства создают особую колористическую функцию. Также характерно использование хроматизмов, обостряющих напряжение.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные черты относятся преимущественно к зрелому творчеству композитора. В раннем творчестве можно найти как сами вальсы, так и их музыкальных предшественников. Так, необычным примером ранних вальсов является Немецкий танец. Тональность ми мажор открывает слушателю светлый мир жизни. Изящные форшлаги и другие украшения в мелодии подчеркивают жанрово-бытовую природу тематизма. Ритмичность и гармонию, опирающаяся преимущественно на тонико-доминантовые соотношения отражают принадлежность к фольклору народов Австрии. Слушатель будто погружается в удивительный мир культуры этой страны, с ее традициями и обычаями.

 

Вальс си минор №6 op.18. Си-минорный вальс является самым известным произведением в данном жанре. Лиричность и поэтичность музыкального материала отражают ощущение полета. Простота изложения мысли подкупает с первого такта. В целом, выдержаны все характерные черты танца, сохраняется танцевальность и ощущение плавности. Опора на доминанту создает ощущение напряженности. Вальс состоит из двух достаточно рельефных и контрастных тем. Пунктирный ритм первой темы реализует устремленность движения. Вторая тема обостряется наличием множества диссонирующих интервалов, в том числе тритона. Возвращение первой темы в мажорном варианте знаменует утверждение оптимистической концепции. Об этом свидетельствует также изложение музыкального материала параллельными секстами, которые в музыке ассоциируются с дуэтом согласия.

Вальс си минор №6 op.18 (слушать)

 

 

Вальс-каприс. Особенно изящным произведением для фортепиано можно считать «Вальс-каприс» №6 из цикла «Венские вечера». Изначально вальс был написан Шубертом для исполнения в четыре руки. Авторство принадлежит двум талантливым композиторам Францу Шуберту и Ференцу Листу. Романтик Лист являлся популяризатором классической музыки, он создал более виртуозное переложение сочинения для исполнения в две руки.
Послушать произведение в концертной обработке Листа можно в исполнении талантливого пианиста Владимира Горовица.

Вальс-каприс (слушать)

 

12 вальсов op. 91. Представляет собой циклическое произведение. Это своеобразная музыкальная шкатулка из миниатюр. Особенностью каждого номера позволительно назвать то, что его можно исполнять бесконечно. Это маленькие комнаты сознания человека, которые наполнены определенным эмоциональным аффектом. По собственным масштабам пьесы могут занимать всего лишь три строчки. Это лаконично высказанные мысли. Стоит отметить, что данный опус предназначался для непрерывного исполнения. Номера выставлены лишь условно:

  • Так, первые два номера написаны в одной тональности Ми мажор.
  • Третий номер помогает осуществить модуляцию в четвертый номер, написанный в тональности ля мажор.
  • Пятый номер продолжает развитие предыдущего номера, но меняется мелодическое проведение. Регистр становится выше, появляется пунктирным ритм.
  • Шестой номер лирический, написан в минорной тональности. Чувствуется лёгкая меланхолия. Регистр остается также высоким, но учащается ритмическая пульсация мелодии.
  • Седьмой номер продолжает меланхолическую линию, написан в a-moll.
  • Восьмой номер отражает любимый прием Шуберт - сопоставление одноименных тональностей, в следующем номере вновь будет мелькать ля минор, создавая ощущение предопределенности. Динамика станет непостоянной, нестабильной.
  • Десятый номер – это кульминация цикла. Для сочинения характерны следующие приемы: мажоро-минорный лад, столь характерный для творчества романтиков, преобладание триольных ритмов и высоких регистров. Создается ощущение нахождения в лёгком невесомом пространстве. Это один из самых крупных по размеру номеров.
  • Одиннадцатый номер – светлый, но более приземленный вальс. В нем можно проследить черты лендлера. Тональность – соль мажор.
  • Двенадцатый номер – это логичное завершение цикла в тональности Ми мажор. Данный номер будто бы объединяет все предыдущие, сочетая в себе все характерные черты.

На протяжении звучания всего цикла остается неизменным ритм вальса. Показаны разнообразные картины жизни. Это словно многоквартирный дом, где каждая комната живет по своим законам, но все строится на едином ритме жизни. Каждый имеет собственную музыку, собственный взгляд на вещи. Но развитие событий, драматургия у каждого своя, неповторимая и выразительная, весёлая или печальная. Моменты, запечатленные в памяти и сохранившиеся навсегда.

 

Вальсы Франца Шуберта – это новая страница в истории развития фортепианной миниатюры. Упоительность и возвышенность образов позволяют причислить композиции именно к романтической эпохе. Каждый вальс представляет собой музыкальный шедевр.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Вальс Шуберта