Романсы Алябьева
Знал ли Александр Алябьев, что всего один романс принесет ему всемирную славу и бессмертие? Речь, конечно же, идет о знаменитом «Соловье», который настолько полюбился широкой аудитории, что даже получил продолжение в сочинении «Прощание с соловьем». Количество переложений и авторских прочтений этого знаменитого романса просто не счесть, ему посвящают стихи, его слушают и восхваляют до сих пор по всему миру.
Историю создания Романсов Алябьева, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Вокальное творчество композитора
Несмотря на обширное творческое наследие, именно вокальная лирика была настоящей подлинной стихией композитора. Именно здесь он в большей степени проявил свой талант, ведь уже в зрелых сочинениях Алябьев предстает перед публикой, как музыкант с очень яркой индивидуальностью. Можно с уверенностью утверждать, что Александр Александрович один из самых талантливых и известных композиторов первой половины XIX века. В это время его камерно-вокальное творчество было на вершине популярности.
Почему же именно романс? Дело в том, что именно этот жанр музыки был наиболее удобен для отражения идей и оценки событий. Текст и миниатюрность сделали его доступным для любого слушателя. Кроме того, именно вокальное творчество стало для Александра Александровича своеобразной лабораторией, в которой он занимался поиском новейших выразительных приемов и средств, поиском себя.
Свой первый романс композитор написал еще в 1810 году, однако до нас дошло лишь сочинение, датируемое 1815 годом – это гусарская песня «Один еще денек». Любопытно, что в рукописи, которая была больше похожа на набросок, аккомпанемент записан не везде. В то время еще ни один из композиторов периода не заявил о себе. Знаменитый Верстовский даже не начал занятия композицией, а Н. Титов представил свои первые работы лишь в 1820 году, не говоря уже о М. Глинке, А. Варламове и А. Гурилеве.
Впоследствии в его камерно-вокальной лирике в большей степени проявлялись автобиографические черты. Произведения были пронизаны мотивами страдания, одиночества и тоски по родине.
История и содержание
Первая половина XIX века была отмечена стремительным ростом интереса к камерно-вокальной музыке, в особенности развитием русского романса. Способствовало этому влияние сентиментализма и романтизма на творчество музыкантов. В своих произведениях композитор широко использует тексты сентименталистов. Особенно заметно это на примере музыкального и литературного языка романсов Алябьева «Верность до гроба» и «Путешественник», написанных в 1818 году. В более поздние года композитор продолжает обращаться к поэзии сентименталистов, например, в романсе «Вижу, бабочка летает», написанном на стихи П. Шаликова (1823 г.) или сочинении на слова Дельвига «Одиноко месяц плыл» (1839 г.).
Тем не менее, близость к сентиментализму свойственна лишь ранним произведениям композитора, ведь к 1820 годам романтизм занимает прочное место в его творчестве, вытесняя все остальное. Особенно это заметно в его романсах, написанных в 1829 и 1830 году: «Черкесская песня» на стихи Пушкина, «Гроб» (стихи П. Ободовского), «Иртыш» (И. Веттера).
«Черкесская песня» наделена основными признаками романтизма, которые можно встретить как в самом тексте, так и в музыкальном языке. В стихотворении А. Пушкина главный герой – это типичный романтический персонаж, изгнанник. Также в тексте встречаются образы бурного потока, обращение к экзотическому – к природе Кавказа и потустороннему. В музыкальном языке нет прямого использования кавказских народных песен, но композитор очень точно передал само настроение, используя выразительные средства музыки. Так, слова «чеченец ходит за рекой» усилены звучащим это время органным пунктом в басу.
Романс «Гроб» схож с «Мыслителем» Ференца Листа. Алябьев также использует ритм шествия. Усиливает напряжение и преобладание низких регистров в музыкальной ткани.
Александр Александрович всегда стремился достичь тесной взаимосвязи музыки и литературного текста. Эта тенденция наблюдается во многих его произведениях. Например, в романсе «Иртыш» или «Я вас любил». Последний из них исследователи часто сравнивают с сочинениями Б. Шереметьева и А. Даргомыжского. Каждый из этих композиторов по-разному акцентирует строчку «Я вас любил». Если Даргомыжский сильную долю ставит на начало такта, выделяя начальное «Я», то у Алябьева акцент выпадает на слово «Вас», наделяя эту фразу несколько иным значением.
Начиная с 1827 года, Алябьев уделял особое внимание романсовой лирике. Именно в этот период у него появляется наибольшее число произведений в жанре камерно-вокальной лирики. В произведениях этого периода проявляются новые сюжеты, стилистические особенности. Композитор расширяет круг тем для своих сочинений. Скорее всего, этому способствовала ссылка, в которую его отправили в 1828 году. Вторым фактором явилось возникновение в 1840-х годах нового движения в литературе, в котором на первый план выходили острые социальные темы и сатира. Алябьев устремляет свое внимание именно на социальную тематику для романсов.
Предвосхищая камерно-вокальное творчество его последователя Даргомыжского, Алябьев включает в свои романсы тему социального неравенства. Многие из этих сочинений были написаны на стихи Н. Огарева «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож». Интересно, какие средства использует Алябьев в этих произведениях для «изображения» происходящего. В романсе «Кабак» содержание выражается через танец и это вовсе не вальс, как было принято. Алябьев выбирает весьма необычный танец – плясовую, что сближает его с образами Мусоргского. Подобный пример уже встречается в его творчестве ранее. В 1833 году Алябьев также использует танец в романсе «Увы, зачем она блистает» на стихи А.С. Пушкина.
«Соловей» — создание шедевра
При выборе поэтических строк для своих романсов и песен, Алябьев всегда проявлял особую требовательность, пристально обращая внимание на смысловую нагрузку текста. Творчество некоторых поэтов он всегда выделял по-особенному. Например, поэзия Дельвига привлекала его своей чистотой, стройностью, напевностью и, самое главное, музыкальностью. На стихи этого поэта Алябьев написал много прекрасных романсов, но среди них особенно выделятся один, который стал настоящим шедевром мировой музыки. Речь идет о романсе «Соловей». Совсем скоро он приобрел всенародное признание и любовь, более того, стойко выдержал испытание временем и не потерял силы воздействия до сих пор, благодаря своей задушевности и свежей лирике.
«Соловей» - слушать
Истоки «Соловья» Дельвига уходят вглубь веков, ведь в народной поэтической традиции образ соловья был широко раскрыт как верный друг, советчик. В фольклоре он представлял собой символ отзывчивости и сопереживания к чужому горю. Более того, этот образ (странника, певца любви) в свое время воспели многие известные поэты и композиторы.
Премьера романса прошла 7 января 1827 года в Большом театре. Исполнил ее популярный в то время вокалист П.А. Булахов. Можно считать, что именно с этого дня началась необычайная популярностью произведения. Буквально в ближайшее время «Соловья» исполняли на различных концертах не только в провинции, но и в столицах.
Исследователи творчества Алябьева называют различные даты написания самого романса, известно лишь, что создан он был во время трехлетнего заключения композитора.
В романсе очень богатое и ярчайшее выражение нашел мелодический дар Алябьева. Удивительно пластичная мелодия (с мягкими интонациями) переплетается с активным распевом. Все это придает сочинению еще большую выразительность и поэтичность. В нем сосредоточены главные черты русского романса. Мелодия сочинения заметно выделяется душевной широтой, распевностью, мягкостью и нежностью. При этом она обладает удивительной целостностью, единством и собранностью. Музыкальный облик мелодии неповторимо своеобразен, благодаря чему ее просто невозможно перепутать с каким-либо другим произведением. Очень точно в музыке романса передана ладовая переменность: «Соловей мой, соловей» начинается в ре миноре и и тут же в следующей фразе переход Фа мажор «Голосистый соловей».
За все время романс Алябьева «Соловей» подвергался несчетному количеству аранжировок и обработок. Даже сам композитор сделал несколько обработок сочинения: для голоса с хором и оркестром, и хоровую. В знаменитом Третьем квартете Александр Александрович использовал вариации на тему «Соловья» в медленной части.
М. Глинка несколько раз в своем творчестве обращался к этому романсу. Находясь в Берлине в 1833 году, он написал вариации для фортепиано на тему «Соловья», а через 23 года появилось переложение для голоса и оркестра.
Ференц Лист также уделил внимание «Соловью», когда был в Петербурге в 1842 году. Венгерский мастер парафраз сочинил фортепианную транскрипцию, которая сразу же приобрела необычайную популярность не только в России, но и за границей.
Знаменитый П.И. Чайковский неоднократно рассказывал, что его детские воспоминания тесно связаны с романсом Алябьева и любовь к этому произведению он сохранил на протяжении всей своей жизни. Более того, он признавался, что не может без слез слушать это произведение.
Интересные факты
- Известный советский музыковед Б. Штейнпресс писал, что Алябьев своим романсовым творчеством проложил себе широкую дорогу по всей стране.
- Во времена ссылки произведения Алябьева печатали под именем «Северный певец».
- С 14 лет Александр Александрович занимался музыкой у известного педагога И. Миллера, который обучал многих знаменитых музыкантов.
- Очень драматична и печальна судьба композитора, который был несправедливо обвинен. Это буквально разделило его жизнь на два контрастных периода. Это наложило отпечаток и на его творчество.
- В 1810-х годах Алябьев написал свои первые сочинения (пьесы, вокальные произведения и струнный квартет) и они стали первыми образцами русской камерно-инструментальной музыки.
- Наибольший отклик у молодого композитора вызывала поэзия В. Жуковского, затем его привлекло творчество А. Пушкина, А. Дельвига и Н. Огарева.
- Знаменитый романс «Соловей» был издан в 1843 году, спустя 16 лет после премьеры в Большом театре.
- Текст романса «Соловей» написан от лица девушки, однако его широко исполняют и мужчины. Известно, что впервые он был исполнен представителем противоположного пола – П. Булаховым.
- В 1812 году Алябьев принял участие в военных действиях, сражаясь вместе с известнейшим Денисом Давыдовым. Ему прочили блестящую военную карьеру, но он предпочел вернуться к искусству.
- Асафьев отзывался об Александре Александровиче, как об очень чутком и одаренном лирике, чьи романсы являются значимым опытом романтической лирики.
- Очень важна была для творчества Алябьева встреча и последующая дружба с известным композитором А. Верстовским, который только начал сочинять музыку в 20-х годах. На протяжении всей жизни Александра Александровича длилась эта дружба. Именно благодаря своему товарищу, он обратил внимание на театральные жанры и стал работать над операми и водевилями. Некоторые из них Алябьев сочинял совестно с Верстовским.
- Еще одной значительно работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем. Это издание стало сыграло исключительную роль в развитии музыки Украины в целом.
- Долгое время назад исследователи спорили, кому принадлежит текст романса «Прощание с соловьем». Так, его ошибочно приписывали Дельвигу. Однако стало известно, что на самом деле стихотворение было написано Н. Кашинцовым, который специально сочинил свое произведение в подражание товарищу-поэту Дельвигу.
Творческий путь Алябьева
Творчество Алябьева весьма обширно и содержит в себе несколько сотен произведений – это инструментальные сочинения, оперы, танцевальная музыка, вокальная и музыка к спектаклям. Достаточно широко представлена камерно-инструментальная музыка и сочинения для хора. Алябьевым было написано около 200 песен и романсов. Известно, что во времена ссылки композитор особенно уделял внимание вокальным и оркестрово-симфоническим произведениям. Исследователи творчества Алябьева отмечают, что именно в этот промежуток времени он сформировался как крупный симфонист. Эти года также обозначены новыми творческими исканиями композитора, особенно проявился его интерес к творчеству народов России.
Обширное творческое наследие Алябьева объединилось благодаря некоторым общим чертам. Так, в его сочинениях нашел отражение жизненный путь. Любопытно, что в партитурах исследователи выявили использование различных исполнительских составов: театральные жанры, относящиеся к жизни в столице, хоры со времен церковного покаяния, концертная оркестровая музыка со времен пребывания в Сибири, камерные произведения (исполнение сочинений в кругу друзей в Оренбурге). Особенно показательна «география» его странствий в вокальных опусах. В частности, Алябьев активно использовал башкирский, киргизский, кавказский фольклор в народно-песенных темах (периоды его жизни в Сибири, а затем на Кавказе).
В творчестве Александра Александровича раскрыт и его внутренний мир. В произведениях встречается темы уныния (ссылка), чувства к возлюбленной, надежда, а также стремление к свободе. Все эти темы, так или иначе, звучат в произведениях композитора.
Среди всех современников Александр Алябьев отчетливо выделяется своей разносторонней одаренностью, индивидуализмом и глубиной творчества. Композитор явился основоположником русского лирического романса и в целом камерно-инструментальной музыки, его творчество колоссальным образом повлияло на всю романсовую лирику, внеся в нее новейшие признаки.
В своих произведениях Алябьев часто затрагивает философские и социальные темы, которые до сих пор никто не использовал, тем не менее, мелодический склад его сочинений теснейшим образом связан с фольклором. Конечно же, среди всех его произведений значительным образом выделяется настоящая жемчужина русской музыки – романс «Соловей», по праву принадлежащий к тем художественным творениям, которые называют бессмертными.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Романс Алябьева