Фредерик Шопен «Вальс № 7 до-диез минор» (ор. 64 № 2)

 

Фредерик Шопен Вальс № 7 до-диез минор

Фредерик Шопен – выдающийся польский композитор и пианист, создавший в фортепианной музыке великолепные творения, которые и нынешнее время считаются непревзойдёнными шедеврами. В его произведениях, отличающихся особой трепетностью и утончённостью, обворожительно поёт вся фактура, а гармония так изумительно обволакивает мелодические линии, что создаётся впечатление чего-то необычайно возвышенного. Шопен сочинил много произведений для фортепиано в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимают вальсы, среди которых одним из самых репертуарных является Вальс № 7 до-диез минор (cis-moll).

Историю создания «Вальса до-диез минор» Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Биографы Шопена считают, что вальс в творчестве композитора имеет особое значение и даже отводят ему роль автобиографичного жанра, непосредственно связанного с личной жизнью музыканта. Эти прекрасные произведения Фредерик посвящал женщинам, сыгравшим решающую роль в его судьбе. Например, существует предположение, что самый знаменитый до-диез минорный вальс, изданный в 1847 году, навеян Шопену грустными воспоминаниями о девушке, в которую он был страстно влюблён. Мария Водзинская была сестрой лицейского приятеля композитора и их встреча произошла в Дрездене в 1835 году, когда Шопен, возвращавшийся в Париж после встречи с родителями, решил на некоторое время задержаться в этом немецком городе, чтобы встретиться со своими друзьями. Шестнадцатилетняя Мария, хоть и не слыла красавицей, но своим обаянием покорила сердце композитора. Между молодыми людьми вспыхнуло настолько глубокое чувство, что прощаясь, они поклялись друг другу в верности.

Фредерик Шопен Мария Водзинская и Шопен 

В Париже Шопена окружали богатые графини и баронессы, желавшие связать свою судьбу с гениальным музыкантом, но мысли Фредерика были только о «маленькой Марыни», любовь которой вдохновляла его на создание восхитительных произведений. Постоянная переписка и периодические встречи молодых людей в Дрездене укрепили их чувства и в 1836 году Фредерик и Мария обручились. Однако окрылённому любовью Шопену нужно было вновь возвращаться в Париж, а Водзинские из Дрездена переехали в Польшу. После этого письма Шопену от Марии стали приходить всё реже и содержание их заметно изменилось. Вскоре композитор узнал, что девушка по настоянию родителей вышла замуж за сына богатого графа.

 

 

Интересные факты

  • Вальс до-диез минор получил название «седьмой», так как в полном собрании сочинений Шопена среди вальсов он занимает именно это место.
  • Хоть и существует мнение, что «Вальс до-диез минор» навеян Шопену печальными воспоминаниями о Марии Водзинской, однако это произведение композитор посвятил своей ученице, дочери банкира Шарлотте де Ротшильд.
  • В своём последнем письме к Шопену Мария Водзинская сама пояснила Фредерику, почему она предала его и вышла замуж за другого человека. Девушка писала, что композитору для вдохновения творчества нужна пылкая и чистая любовь, а серые семейные будни ему будут только мешать.
  • Несмотря на разрыв отношений Фредерика и Марии, семья Водзинских до последних дней композитора поддерживала с ним дружескую связь.
  • После кончины Шопена, когда разбирали его архив, была найдена высохшая роза, когда-то подаренная композитору Марией Водзинской, и пакет с надписью «моя печаль». В пачке были письма от любимой девушки: их великий музыкант хранил всю оставшуюся жизнь.
  • Музыка Фредерика Шопена всегда вдохновляла творческих людей. В 1892 году Александр Глазунов оркестровал несколько произведений великого польского композитора и объединил их в сюиту. Чуть позже по просьбе балетмейстера Михаила Фокина был инструментован и вальс до-диез минор. На музыку сюиты талантливый хореограф поставил балет, который и в нынешнее время пользуется большой популярностью во всём мире. В нашей стране спектакль называется «Шопениана», а вот за рубежом его именуют «Сильфидами».

Балет «Шопениана»

  • Вальс Фредерика Шопена до-диез минор является настолько популярным, что многие режиссёры анимационных и художественных фильмов с удовольствием вставляют музыку этого произведения в саундтреки своих кинолент. Например, можно отметить знаменитый анимационный сериал «Симпсоны», телесериал «Подпольная империя» (США), фильм «Серые сады» (США) и фильм «LOL» (Франция).
  • Музыка Фредерика Шопена, имеющая много почитателей, не оставила равнодушным и знаменитого французского композитора и дирижёра Поля Мориа. Он сделал талантливые аранжировки многих произведений гениального польского маэстро, среди которых есть и вальс до-диез минор.

 

 

 

Содержание «Вальса до-диез минор»

«Вальс до-диез минор» - это изящная романтическая фортепианная миниатюра, наполненная лиризмом и меланхолией. Произведение написано в весьма оригинальной трёхчастной форме, с чертами рондо. Её можно представить следующей схемой: A+B C+B A+B. Раздел «B» здесь можно рассматривать как припев или же своего рода добавочный рефрен, завершающий каждую часть.

Первая тема вальса (Tempo giusto) нетороплива и печальна. Она начинается с широкого секстового хода, который является весьма характерным для романсовой музыки. Далее композитор строит мелодическую линию на выразительных секундовых «вздохах», заключённых в ритм мазурки, за которыми затем следует нежный и лёгкий нисходящий хроматический пассаж. После первой романтически мечтательной темы следует воздушная, легкая мелодия в той же до-диез минорной тональности. Непрерывно звучащие восьмые ноты второй темы (più mosso) создают ощущение непрекращающегося кружения, а также лёгкой полётности.

Вальс до-диез минор содержание

В третьей теме вальса (più lento), для которой композитор выбрал тональность Ре-бемоль мажор, настроение музыки значительно меняется. Её аккомпанемент значительно облегчен междутактовыми синкопами, поэтому мелодия звучит как светлая распевная кантилена. Темп здесь вновь замедляется и длительности в мелодической линии увеличиваются до четвертных.

 

Музыкальное содержание Вальса до-диез минор значительно шире обычных танцевальных образов. Его грустная, полная печали мелодия до предела обнажает чувство горечи, боли и смятения, которые овладевали Шопеном в его тяжёлые жизненные моменты. Может быть, поэтому произведение так близко воспринимается слушателями, и завоёвывает у них чрезвычайную популярность.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Вальс до-диез минор» Шопена