А. Варламов «Красный сарафан»

 

Александр Варламов. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно любителям классической музыки не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Его называют блистательным мастером и основоположником русского романса. Вокальные миниатюры талантливого музыканта, созданные в позапрошлом веке, обладают такой искренностью и чарующей прелестью, что с необычайной силой притягивают слушателей и в настоящее время.  Все знаменитые романсы талантливого маэстро перечислить невозможно, но список его популярных произведений по праву должен возглавить «Красный сарафан», который называют жемчужиной вокальной лирики.

Историю создания романса «Красный сарафан», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В нынешнее время никто не может назвать точную дату, когда из-под пера Александра Варламова вышел знаменитый романс «Красный сарафан». Искусствоведы только предположительно указывают на творческий период, который охватывает 1832-1833 годы.

Александр Варламов

К тому времени композитор, пересёкший свой тридцатилетний рубеж, успел пройти обучение в Придворной капелле в Санкт-Петербурге, где своими незаурядными вокальными данными и яркой музыкальной одарённостью поразил директора учреждения, выдающегося композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. Затем по рекомендации своего любимого наставника он уехал в Нидерланды, на работу в должности регента хора в русской посольской церкви, а по истечении четырёх лет, в силу определённых обстоятельств, вернулся в Санкт-Петербург, который принял его не очень радушно.

Санкт-Петербург

Чтобы зарабатывать на жизнь Александру Егоровичу с большим трудом удалось устроиться преподавателем пения в Театральную школу, но помимо того давать частные уроки в домах аристократов и подрабатывать обучением певчих Семёновского и Преображенского полка. Постоянное места работы в Придворной певческой капелле, в качестве преподавателя пения, Варламову удалось получить лишь спустя шесть лет после возвращения на родину, то есть в начале 1829 года. Впрочем, данная работа, в основном основанная на духовной музыке, уже не вполне устраивала Александра Егоровича. Он в своём творчестве стал склоняться в сторону светского музыкального искусства, и как результат такого стремления талантливый музыкант дал первый на родине концерт, прошедший в Филармоническом обществе, на котором выступил, дирижируя симфоническими и хоровыми произведениями.

 

И всё же вскоре по совету друзей Варламов принял важное решение: оставить Петербург и переехать в Москву для работы помощником капельмейстера в Императорской театральной труппе. Новая обстановка Варламову сразу пришлась по душе. Он познакомился с такими ярко одарёнными людьми как Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Александр Гурилев и Алексей Верстовский. Среди новых приятелей Александр Егорович особенно выделял актёра и поэта Николая Цыганова – человека откровенного, добродушного и чрезвычайно талантливого. Николай Григорьевич писал стихи, сочинял к ним мелодии и сам душевно их исполнял под гитарный аккомпанемент. Между композитором и актёром поэтом завязались тёплые дружеские отношения, и результатом такого творческого товарищества в 1832 или же 1833 году явился знаменитый романс «Красный сарафан». Данная вокальная миниатюра после премьерного исполнения очень быстро облетела всю Россию. Её запели и в великосветских салонах, и в крестьянских избах. Великая Полина Виардо «Красный сарафан» исполняла на каждом своём концерте, а Николай Васильевич Гоголь заставил напевать его мотив своего «приглуповатого» Хлестакова. Популярность композиции стала такова, что через год её напечатали, а впоследствии знаменитый романс стал входить практически во все издаваемые сборники песен.

 

ноты романса «Красный сарафан» А. Варламов 

Полина Виардо Девушка в красном сарафане 

 

Интересные факты

  • Варламов за свою непродолжительную жизнь создал свыше двухсот композиций, причём это были не только песни и романсы. Например, в его творческом наследии есть два балета, которые в своё время с успехом шли на сцене Большого театра. Однако стоит отметить, что при жизни Александра Егоровича было издано всего сорок семь произведений.
  • Автором стихотворного текста, положенного Варламовым в основу знаменитого романса «Красный сарафан», является поэт Николай Григорьевич Цыганов, которого современники более почитали, как талантливого драматического актера.

 

  • Кто был первым исполнителем романса «Красный сарафан» об этом сведений не сохранилось, однако по воспоминаниям современников Варламов всегда сам представлял слушателям свои вновь сочинённые романсы.
  • В Нидерланды Александр Варламов приехал в 1819 году и служил при дворе великой княжны Анны Павловны, которая в 1816 году выйдя замуж за нидерландского наследного принца Виллема II Оранского, на чужбине сохранила Православную веру. Следует обратить внимание, что задолго до этого бракосочетания руки сестры российского императора Александра I настойчиво добивался Наполеон Бонапарт. Однако он получил отказ, мотивированный тем, что невеста в то время была слишком молода: ей шёл всего лишь пятнадцатый год. Впрочем, если бы этот брак состоялся, Россия возможно не испытала бы ужасов войны 1812 года.
  • Александр Варламов вынужден был покинуть Нидерланды по семейным обстоятельствам. Дело в том, что живя за границей, по характеру мягкий и отмеченный романтическим ореолом талантливый музыкант, без должной осмотрительности женился на дочери придворного камердинера Анне Шматковой, которая отличалась не только сварливо - неуживчивым характером, но и легкомысленным поведением - это и послужило причиной внезапного отъезда.
  • О признании романса «Красный сарафан» говорит тот факт, что многие известные композиторы, среди которых Леопольд Лангер, Александр Дюбюк, Джон Фильд, Генрик Венявский, Сигизмунд Тальберг, Карл Давыдов, использовали музыкальную тему вокальной миниатюры в своих инструментальных произведениях. Помимо этого популярность «Красного сарафана» в своё время была сопоставима с успехом такого вокального шедевра, как «Соловей» Александра Алябьева.
  • Помимо своих знаменитых романсов, Александр Варламов первым в России написал книгу, обучающую вокальному исполнительству. Педагогическое пособие, которое называлось «Полная школа пения» было издано в Москве в 1840 году, то есть около двухсот лет назад. Однако и в нынешнее время этот учебник не утратил своего значения, так как содержит весьма ценные указания для вокалистов.
  • Первыми известными сочинениями Александра Варламова стали две херувимские песни, которые он написал в начале 1829 года. Эти произведения он исполнил императору Николаю, чтобы продемонстрировать свои возможности, когда решил вновь получить работу в Придворной певческой капелле.

 

 

Содержание и текст романса «Красный сарафан»

«Красный сарафан». Этот романс, написанный в стиле русской народной песни, можно с уверенностью отнести к композициям, в которых повествуется о женской доле. Положенный в её основу поэтический текст, построен в виде диалога матери и её дочери, которую собираются выдать замуж. Девушка просит «родимушку» не лишать её воли, не шить красный сарафан (одежду, которую одевали на невесту после венчания), а также не торопиться одну косу делить на две (на Руси замужние женщины заплетали две косы и затем укладывали их вокруг головы). Дочь умоляет матушку не торопиться с её замужеством, так как свободная вольная жизнь девушке милей всего. Тем не менее мать старается уговорить свою дочь и объясняет ей, что в замужней жизни есть свои счастливые моменты, например, появятся детки, которые будут приносить большую радость.

текст романса «Красный сарафан»

Наполненная искренностью композиция, близкая по настроению к народной песне и отличающаяся особой выразительностью, написана в тональности Соль мажор и двухдольном тактовом размере. Она заключена в своеобразную куплетную форму и начинается с неторопливого лирического вступления. Далее следуют пять строф, в которых повествование следует от лица доченьки. Каждый такой куплет представляет собой восьмитактовый период, мелодическая линия которого начинается со скачка на сексту, а затем плавно опускается вниз. В шестой и седьмой строфе мотив и характер композиции меняется, так как в диалог вступает мать девушки. Тональность меняется на параллельный ми минор, а в мелодии появляются скачки на септиму, сексту, квинту и кварту. Восьмой и девятые куплеты можно обозначить в композиции, как кульминационные. Мелодия здесь вновь меняется, однако тематический материал продолжает звучать в ми миноре. В десятом куплете вновь возвращается первоначальная тема, а вместе с ней и мажорная тональность. Далее следует мелодия вступления, которая придаёт всей композиции определённую завершённость.

 

«Красный сарафан». Эта вокальная миниатюра, созданная Александром Варламовым почти двести лет назад, и сегодня пленяет слушателей выразительностью своей мелодии и искренностью переданного в нём чувства. Как и в былые времена, она пользуется редкостной популярностью и потому часто звучит в концертных залах в исполнении именитых певцов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


А. Варламов «Красный сарафан»