Струнно-вертолетный квартет
Что вы знаете о необычных произведениях? Возможно, они исполняются на диковинном инструменте или композитор зашифровал в нем тайный смысл? А что если в произведении принимают участие не только музыканты, но и вертолеты? Как вам такой поворот событий!
Такая шокирующая на первый взгляд идея пришла в голову замечательному композитору, представителю музыкального авангардизма Карлхайнцу Штокхаузену. Он сразу выделился среди современников своим неординарным мышлением и смелыми, новаторскими идеями. Музыкально-акустические задачи – вот, что его волнует больше всего. Именно это побуждает его на различные эксперименты с источниками звука.
В 2002 году в Амстердаме впервые исполнили Струнно-вертолетный квартет. Все действие разворачивалось на военном аэродроме, неподалеку от городской черты. В небо поднялись четыре вертолета, в которых сидели вовсе не офицеры, а музыканты! На такое необыкновенное и зрелищное шоу отважились участники струнного квартета Arditti. Пилоты воздушной команды Grasshoppers также участвовали в исполнении, у них была схожая партия с музыкантами. Как же это все выглядело? Вертолеты следовали точно за рисунком музыкальной композиции, они то поднимались в высь, то опускались стремительно вниз, увеличивали скорость либо замирали. С землей связь велась посредством радио и видео-сообщения. Весь необычный концерт транслировался в актовый зал, где собралась публика. Композитор тоже присутствовал в зале, он находился за звукорежиссерским пультом, расположенном прямо по центру зала. и микшировал звучание струнных и рев вертолетных моторов. Собственно, это и было той самой гениальной задумкой Штокхаузена. По окончании произведения, машины садились на летном поле и музыканты, сняв с себя шлемы с наушниками, направились в зал, где их ждали восторженные и ошеломленные зрители.
Наверняка не стоит говорить о том, что премьера прошла просто великолепно. Каждое печатное издание Европы поспешило осветить это грандиозное событие в мире искусства. А что же все-таки исполнялось? Это всего лишь часть огромнейшего замысла композитора. Как он сам признается, все его творчество направлено на работу над этим одним произведением. Еще бы, ведь это оперный цикл, рассчитанный на семидневное исполнение, для оркестра, балета, невидимого хора, электронной музыки, солистов и других участников. Такого масштабного и грандиозного замысла не было еще за всю историю музыкального искусства, но об этом, пожалуй, мы расскажем в следующий раз.