Фредерик Шопен «Революционный этюд»

 

Фредерик Шопен «Революционный этюд»Музыка польского композитора и виртуозного пианиста Фредерика Шопена отличается искренностью пережитых событий. В ней есть вся палитра чувств, которые только может пережить человек за свою жизнь. Его талант выражается в сочинении не только вальсов и ноктюрнов, но и в чисто техническом жанре – таком, как этюд.

Изначально этюды, как сочинения, были предназначены для выработки техники и виртуозности. Они не имели художественного образа. Но Фредерику Шопену удалось вдохнуть смысл в этюды. Одним из самых знаменитых произведений является «Революционный этюд», написанный Шопеном в возрасте 21 года. Композиция стала классикой фортепианной музыки и несет в себе глубокий смысл.

Историю создания «Революционного этюда» Шопена, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

В 19 лет Шопен отправляется в гастроли по городам Европы. Он исполняет собственные сочинения на лучших сценах Вены и Кракова. Несмотря на артистические победы, его душа стремится к родным местам. В начале сентября 1829 года Фредерик возвращается домой в Варшаву. Он продолжает сочинять, при этом успевает посещать различные музыкальные собрания, встречаться с друзьями и совершать небольшие поездки за пределы столицы Польши.

Фредерик Шопен

Близкие и родные люди, желавшие Фредерику творческого успеха, осознают, что для дальнейшего роста ему необходимо вновь покинуть Польшу на длительный срок. Еще зимой была запланирована поездка в Австрию, Италию и Францию. Но композитор все время откладывал день отъезда, на что были свои причины.

 

Начало XIX века для истории Польши связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против царизма, что усилило жестокость со стороны власти. Шопен боялся уезжать, оставляя родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких. Своими переживаниями композитор делился в письме, которое было адресовано другу Титусу Войцеховскому:

«Нет сил назначить день [отъезда]; мне представляется, что я уезжаю, чтобы навсегда забыть о доме».

Варшава в 19 веке

Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.

1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома и уехал из Польши. Как оказалось, навсегда.

 

Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.

В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.

Польская революция 1831 года

Музыка, наполненная драматизмом, быстро нашла отклик среди музыкантов. Сборник был опубликован в июне 1833 года нотным издательством под руководством А. Лемуана. Издание под опусом 10 содержит в себе 12 произведений, посвящено другу – знаменитому пианисту Ференцу Листу. Именно он, услышав этюд до минор, назвал его «Революционным».

Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.

 

Шопен Ференц Лист 

Фортепиано рукопись «Революционного этюда» Шопена 

 

Интересные факты

  • 12 этюдов из опуса 10 были посвящены другу Фредерика Шопена Ференцу Листу. Именно этот венгерский композитор дал название «Революционный» этюду.
  • На протяжении всей жизни композитор хранил серебряный кубок с польской землей.
  • «Штутгартский дневник» хранился в библиотеке при дворце Красиньских в Варшаве. В 1944 году при пожаре он сгорел вместе с другими рукописями Шопена. К счастью доступна фотокопия дневника с записями композитора.
  • Из-за подавления восстания к польскому композитору и пианисту Фредерику Шопену появилось пренебрежительное отношение среди венской аристократии. Его перестали приглашать на концерты и печатать новые сочинения.
  • В дальнейшем композитор опубликует еще один сборник этюдов под опусом 25. Произведения, вошедшие в данный опус, являются вершиной художественного и исполнительского мастерства.
  • У русского композитора Александра Скрябина есть одноименное произведение «Революционный этюд», написанное в 1893 году. Более того, композиция имеет порядковый номер 12 в сборнике этюдов.
  • А. Лемуан, издавший сборник Шопена op.10, являлся композитором, который также писал этюды для развития техники и виртуозности игры пианиста.
  • Несколько месяцев Фредерик Шопен не мог получить визу во Францию, потому что имел польское гражданство.
  • Шопен завещал свое сердце Польше. После смерти композитора сердце было привезено в Варшаву. Оно замуровано в одной из колонн собора Святого Креста.

 

 

Содержание «Революционного этюда»

Первым героическим произведением Шопена является этюд до минор. В нем композитор сумел ярко выразить собственные чувства, пережитые после подавления восстания в Польше. Это произведение стало новой вехой для творческого и личностного становления музыканта.

Композиция начинается с диссонирующих фанфарных аккордов, срывающихся в вихре нисходящих пассажей. Пунктирные возгласы героического характера оттеняются взволнованным аккомпанементом. В интонациях мелодии едва уловимо прослеживаются черты польского народного танца – мазурки. Не покидает ощущение тревожности, боли и надрыва. Но сила духа еще не побеждена.

Повторное проведение мелодии приводит к триумфальному мажорному эпизоду. Словно все мечты и надежды воскресают из кипучей лавы переживаний. Но миг ликования канул в бездну. Мелодия отчаянно прерывается хроматическими интонациями. Движение ускоряется и уносит в мир драмы, скорби. Нисходящие интонации доминируют, что говорит о безвозвратности и безнадежности. Постепенно звучание спадает до тихого. Героический порыв сменяется тоской, триумф и помпезность тихим смирением.

 

Использование музыки в кинематографе:

Пианист (2002)

  • Мало, много, слепо (2015);
  • Симпсоны (2013);
  • Любовь с препятствиями (2012);
  • Отголоски прошлого (2008);
  • Другой город в США (2005);
  • Западное крыло (2003);
  • Пианист (2002);
  • Увлечения Энтони (1993);
  • Магия фортепиано (1987).

 

«Революционный этюд» Фредерика Шопена – это запечатленная в музыке трагедия. В этой миниатюре отразился субъективный взгляд творца на историю Родины. Необычайно рельефная мелодия словно энергетический импульс, в котором есть желание перевернуть ход событий. Но в нем есть чисто романтические оттенки, ощущение предрешённого финала, неисчерпаемой глубины и скорби. Умение передать через музыку столь насыщенное содержание так лаконично и ясно возможно только настоящему творцу, имя которому Фредерик Шопен.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Фредерик Шопен «Революционный этюд»