Пётр Ильич Чайковский «Танец маленьких лебедей»
«Лебединое озеро» - этот непревзойдённый шедевр великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, сочинённый более века назад, хорошо знают не только в нашей стране, он покоряет человеческие сердца по всему миру. Произведение, именуемое символом красоты и величия российской культуры, в нынешнее время пользуется большой популярностью и входит в список самых исполняемых балетов. «Лебединое озеро» имеет множество редакций, но есть неоспоримо великолепные номера, которые кочуют из постановки в постановку. Такими яркими жемчужинами являются «Белое» адажио, «Чёрное» па-де-де и, вне всякого сомнения «Танец маленьких лебедей» - небольшая танцевальная миниатюра, заслужившая необычайную любовь и почитание зрителей.
Историю создания «Танца маленьких лебедей» П.И. Чайковского, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Поскольку «Танец маленьких лебедей» является фрагментом музыки балета «Лебединое озеро», то история его сочинения тесно связана с созданием Чайковским его бессмертного шедевра, работа над которым началась в мае 1875 года. В тот период жизни, отличавшийся особой творческой активностью, композитор от руководства императорских театров получил заказ, который привёл его в недоумение: Петру Ильичу предложили написать балет. Стоить отметить, что в то время данный вид искусства не считался приоритетным: по значимости его приравнивали к второсортному жанру, как например водевиль. Несмотря на это маэстро частенько посещал балетные спектакли и даже интересовался техникой танца. Удивив коллег своим согласием на сочинение музыки к балету, Чайковский для себя преследовал две цели. Первая – финансовая, так как за данную работу Московская дирекция ему пообещала весомый гонорар в размере 800 рублей и вторая – творческая: композитору всё же очень хотелось испытать себя в данном жанре.
Изначально балет назывался «Озеро лебедей», и по воспоминаниям современников Петра Ильича этот сюжет предложил сам Владимир Петрович Бегичев – управляющий императорскими московскими театрами, да к тому же талантливый драматург. Поскольку в то время были весьма популярны такие романтические фантазийные истории, как «Ундина» Фридриха де ля Мотт Фуке и «Украденная вуаль» Иоганна Музеуса, то Владимир Петрович тоже решил придумать свою волшебную историю про девушку, превращённую в лебедя.
Эта сказка впоследствии легла в основу нового балета. Подобные легенды о заколдованных принцессах встречались в фольклоре разных народов и даже в «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина князь Гвидон убивает злодея - чародея и берёт себе в жёны царевну, которая являлась к нему в образе лебедя. Вскоре к созданию либретто Владимир Петрович привлёк танцовщика Василия Гельцера, хореографа Венцеля Рейзенгер, а чуть позже и самого Петра Ильича Чайковского.
Композитор, заинтересовавшийся романтическим сюжетом балета, с большой ответственностью приступил к работе над новым произведением. Перед тем как начать сочинение музыки он изучил композицию и структуру нескольких хореографических спектаклей, общался с балетмейстерами, чтобы в деталях разобраться в новом для него жанре.
Лето Пётр Ильич обычно проводил в располагавшемся недалеко от Киева поместье Каменка, где со своим семейством жила сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это местечко Чайковский очень любил, так как там он не только мог полноценно отдохнуть и расслабиться, но и вдохновиться на создание новых произведений. В тот год прибыв в усадьбу, Пётр Ильич до августа работал над Третьей симфонией и лишь затем возобновил работу над «Лебединым озером». В конце последнего летнего месяца композитор сочинил начальные два акта, в число номеров которых вошёл вышеупомянутый «Танец маленьких лебедей». Окончательно работу над партитурой балета Чайковский закончил в апреле следующего 1876 года.
Интересные факты
- Первым балетом Чайковского принято считать «Лебединое озеро», однако за четыре года до того как дирекция императорских театров заказала Петру Ильичу написать музыку к этому спектаклю, он был уже автором подобного произведения. В 1871 году композитор, находясь в Каменке, в гостях у своей сестры, для племянниц, очень любивших танцевать, сочинил небольшой балет, который получил название «Озеро лебедей».
- «Танец маленьких лебедей» - эта прелестная запоминающаяся танцевальная композиция длиться всего одну минуту и сорок шесть секунд.
- После двух первых провальных постановок балета «Лебединое озеро» либретто спектакля было переделано, однако это случилось уже после кончины Петра Ильича. Автором нового сюжета стал брат композитора – Модест Ильич Чайковский. Постановкой танцев занимался сам Мариус Петипа, а помогал ему балетмейстер Лев Иванович Иванов, который и явился хореографом, сочинившим очаровательный «Танец маленьких лебедей».
- Впервые «Танец маленьких лебедей» был напечатан в 1877 году. Издательство П.И. Юргенсона опубликовало клавир балета «Лебединое озеро», в который разумеется и вошёл этот восхитительный номер.
- Изначально в партитуре балета номер, который мы знаем как «Танец маленьких лебедей», именовался совсем по иному: па-де-катр (pas de quatre), что с французского переводится как движения четверых. Однако у Петра Ильича Чайковского всё же был танец с таким названием, но он совсем другой и звучит в спектакле в четвёртом, заключительном акте.
- Для исполнения «Танца маленьких лебедей» в балете «Лебединое озеро» обычно выбираются неизвестные, но весьма перспективные балерины, так как техника исполнения этого номера довольно сложна и не все танцовщицы с ней справляются.
- «Танец маленьких лебедей» стал настолько популярным, что его музыку можно услышать во многих кино и мультипликационных фильмах. Она также часто звучит в радио и телепередачах. Но самоё замечательное то, что весёлые пародии на этот танец любят исполнять на праздниках, капустниках и различных семейных торжествах.
Содержание «Танца маленьких лебедей»
Как было сказано выше, в основу сюжета балета «Лебединое озеро» была положена волшебная история о прекрасной девушке, превращённой злым колдуном в белого лебедя. Изначально действие спектакля происходит в парке возле замка Владетельной принцессы. Принц Зигфрид с друзьями празднует своё совершеннолетие. Когда наступили сумерки, гости разошлись. Юноше стало скучно одному и он, чтобы немного развлечься, взяв арбалет, отправился поохотиться. Увидев пролетающую мимо стаю белых лебедей, Зигфрид следом за ней направился в лес. Пробираясь сквозь заросли он набрёл на большое озеро, где по водной глади плавали лебеди. Принц натянул тетиву и собрался выпустить стрелу, чтобы поразить одну из птиц, но перед ним вдруг появилась прекрасная девушка в белоснежной одежде. Она с мольбой обратилась к юноше не стрелять в лебедей.
Одетта, так звали красавицу, рассказала Зигфриду, что все они заколдованы злым чародеем: утром превращаются в белых лебедей, а ночью обретают человеческий облик. Из развалин, располагавшегося на берегу озера старинного замка, выходят девушки – птицы и дети. Начинается номер, в балете представленный зрителю во втором акте, а в партитуре имеющий название «Танец лебедей». Это своего рода дивертисмент, состоящий из семи эпизодов, четвертым из которых является вариация, впоследствии получившая всемирную известность под названием «Танец маленьких лебедей». Начинается она так. На передний план сцены выходят четыре балерины. Они держатся между собой скрещёнными руками и, двигаясь по прямой линии из одной стороны в другую, синхронно исполняют весьма грациозные па. Весь танец построен на пружинистых прыжках, легкость и изящество которых создаёт впечатление, что балерины взлетают и парят в воздухе.
Несмотря на то, что Чайковский выбрал для композиции тональность фа-диез минор, её музыка по характеру игрива и даже юмористична. Эпизод, заключённый автором в простую трёхчастную форму, можно представить следующей схемой: А II:В:II А. Темповое указание автора - Allegro moderato. Музыку танца открывает фагот. Его забавное топчущее звучание, включающее всего два звука, затем как аккомпанемент будет звучать на протяжении всей первой, а затем и третьей части. После тактового фаготового вступления начинается тема маленьких лебедей, которая в начальном предложении первой части изысканно звучит в исполнении двух гобоев, а при втором проведении переходит к флейтам и кларнетам.
В среднем разделе композиции настроение танца немного меняется. Музыка становиться более мелодичной и даже приобретает лирический оттенок. Первоначально тему проводят скрипки, а затем во втором предложении к ним присоединяются флейты. Далее, после репризного повторения средней части, вновь возвращается тематический материал первой части. Завершается танец небольшой пятитактовой кодой.
«Танец маленьких лебедей» - этот небольшой эпизод из знаменитого балета «Лебединое озеро» завоевал такую популярность в народе, что если попросить любого человека напеть мотив данной композиции, он не только его пропоёт, но и покажет некоторые движения танца. Кроме того забавная музыка миниатюры постоянно привлекает многих исполнителей. Её переложения сделаны для разных инструментов и к ней даже были придуманы слова. В результате получилась весёлая детская песенка, в которой с воодушевлением рассказывается о балете.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: