Сергей Прокофьев «Джульетта-девочка»
«Ромео и Джульетта». Эта трогательная история о красивой любви, пришедшая к нам из глубины веков, и в нынешние времена заставляет неподдельно волновать сердца людей. Согласно народной итальянской легенде, данные события произошли в городе Верона в XIV веке, но лишь два века спустя, благодаря великому Уильяму Шекспиру это печальное повествование стало общечеловеческим достоянием. В дальнейшем бессмертный сюжет лёг в основу многих произведений искусств в самых различных жанрах и среди них важно отметить новаторский балет Сергея Прокофьева. В данном выдающемся творении много весьма впечатляющих номеров, в числе которых лёгкое скерцино «Джульетта-девочка», ярко характеризующее образ главной героини спектакля.
Историю создания композиции «Джульетта-девочка» Сергея Прокофьева, содержание и интересные факты об этом произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Революционные обновления, произошедшие в России осенью 1917 года, двадцативосьмилетний композитор Сергей Прокофьев, принял с большим недоверием, а потому спустя полгода он принял важное для себя решение уехать за границу. Впрочем, чужеземные странствия особой радости музыканту не принесли, а виной всему была тоска по отчизне. Сергей Сергеевич, читая новостные издания, непрерывно следил за жизнью и успехами молодой Страны Советов и в конечном итоге им овладело безудержное желание вернуться в Россию. Это своё весьма осознанное намерение композитору удалось осуществить лишь в первой половине тридцатых годов. Прибыв на родину, Прокофьев без промедления стал прилагать усердные старания, чтобы освоиться в незнакомой для него новой России. На него весьма мотивирующе действовали встречи со старыми добрыми друзьями, среди которых Мясковский и Асафьев, а также наслаждение красотами родной природы.
Первостепенная творческая цель, которую Сергей Сергеевич поставил перед собой - заслужить признание своих соотечественников. Первоначально он загорелся идеей создания музыкального спектакля, в котором главным героем был человек-строитель новой жизни. В связи с этим, стремясь осуществить задуманное, Прокофьев довольно активно знакомился с литературными произведениями советских авторов, а помимо того беспрерывно просматривал недавно созданные оперные и балетные либретто, однако ничего подходящего не находил.
Дело сдвинулось лишь в один из осенних месяцев 1934 года, когда Сергей Сергеевич из письма Бориса Владимировича Асафьева получил сведения, что завлит Ленинградского академического Малого театра оперы и балета Адриан Пиотровский поднял вопрос о постановке двух оперных спектаклей по произведениям А.С. Пушкина. Его выбор пал на «Капитанскую дочку» и «Арапа Петра Великого». Композитор, ухватившись за эту информацию, принял решение посетить северную столицу, однако итогом данного вояжа было лишь установление контактов с Пиотровским. Между тем, спустя пару месяцев Адриан Иванович сам вызвал композитора в город на Неве, но на этот раз он предложил Прокофьеву сделать выбор сюжета для балетного спектакля. Впрочем, и на этот раз все предоставленные композитору темы от современности были невероятно далеки, так как окрашивались временами Средневековья. Правда мимо одного повествования Сергей Сергеевич всё же не мог пройти мимо. Это была шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта». Несмотря на то, что ранее данный сюжет пользовался невероятной популярностью и у других композиторов, Прокофьев сразу почувствовал, что в музыкальном материале он во всей полноте может раскрыть лирические образы великого произведения.
Работа над балетом захватила не только Сергея Сергеевича и Адриана Пиотровского, но и театрального режиссёра Сергея Радлова. Вместе они часами напролёт просиживали, обсуждая сюжетную линию нового балета. Однако вскоре нежданно произошло то, что создателей спектакля просто шокировало. Руководство театра не пожелало заключать договор на постановку «Ромео и Джульетты». Услышав, такую огорчительную новость Прокофьев нисколько не отчаялся. Он поспешил в Москву, а там, использовав все свои знакомства, изыскал возможность заключить контракт с Большим театром. При этом администрация Большого так заинтересовалась хореографической версией великого произведения, что летом 1935 года в театральном доме отдыха предоставила композитору отдельные уютные апартаменты. Так за три месяца, Прокофьев должен был сочинить более пятидесяти номеров и ему это успешно удалось. Над музыкой начального акта балета «Ромео и Джульетта» Сергей Сергеевич начал работать в июне, а значит номер «Джульетта-девочка», которая звучит во второй картине данного действия спектакля вышла из-под пера композитора в первый летний месяц 1935 года. Затем в июле того же года Прокофьев завершил второй, а заключительную ноту третьего акта балета он написал в августе.
Интересные факты
- Невзирая на то, что инициатива создания балетного спектакля «Ромео и Джульетта» исходила от администрации Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловского), а заказ на сочинение музыки к постановке Прокофьев получил от дирекции Большого театра, балет впервые был представлен зрителям в Кировском театре лишь в 1940 году. Это произошло через пять лет после того, как композитор поставил в партитуре произведения последнюю точку.
- Когда Сергей Прокофьев осенью 1935 года на заседание художественного совета Большого театра представил сочинённый им музыкальный материал балета «Ромео и Джульетта», то из-за его не танцевальности получил весьма неодобрительный отзыв. Это означало, что постановка, а соответственно премьера нового спектакля откладывается на неопределённый срок. Особо не расстраиваясь, композитор из непринятой музыки составил сюиты. Композиция «Джульетта-девочка» под номером два вошла во второй цикл, который впоследствии стал пользоваться наибольшей популярностью.
- Первой исполнительницей роли Джульетты была неподражаемая Галина Уланова. Впоследствии она вспоминала, что балетная музыка Прокофьева была настолько непривычной, что танцоры во время репетиций мысленно напевали свои мелодии, которые считали более удобными для исполнения.
- Балет «Ромео и Джульетта» претерпел около десяти экранизаций. Первый фильм вышел в 1954 году в Советском Союзе. В нём главную роль исполнила блистательная Галина Уланова.
- Сочинения Сергея Прокофьева в нацистской Германии официально были под запретом. Гитлеровцы считали его музыку дегенеративной и опасной для «арийской расы».
Содержание композиции «Джульетта-девочка»
Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», в основу которого была положена трагическая история о двух юных влюблённых из враждующих знатных семей, красивым поэтическим языком пересказанная великим Уильямом Шекспиром, включает в себя три акта, разделённых на девять картин. В самом начале спектакля зритель попадает на улицы старинного города Вероны, где ему предстоит познакомиться с одним из главных героев произведения - юношей Ромео, принадлежащему к знатной семье Монтекки, кровно враждующей с родом Капулетти.
Другая главная героиня данной трагической истории – юная Джульетта. Она представлена в следующей - второй картине балета. Прелестная синьорина, готовясь к первому в своей жизни балу, пребывает в игривом настроении. Приподнятое эмоциональное состояние Джульетты поддерживает добрая кормилица, а вот присоединившаяся к ним строгая мать девочки требует от дочери прекратить шалить и остепениться, ведь она скоро встретиться со своим женихом: её руки просит Парис - юноша из благородного семейства.
Эту сцену Сергей Прокофьев окрасил музыкой, весьма живописно рисующей портрет Джульетты – жизнерадостной, проказливой и грациозной девочки. Данный номер, получивший название «Джульетта-девочка» можно охарактеризовать как изящное и элегантное скерцино, свободная форма которого весьма напоминает рондо.
Главная тема композиции, именуемая рефреном, изначально изложена автором в простой трёхчастной форме, тональности до мажор, четырёхдольном размере и с темповым указанием vivace. Наполненный акцентами музыкальный материал первого раздела, заключённый в восьмитактовый период, открывается стремительными, при этом с выразительными паузами, гаммообразными восходящими и нисходящими пассажами, которые сменяются острыми пульсирующими аккордами. Средняя часть данного построения – это период, расширенный до десяти тактов. Его моторная и в то же время прозрачная мелодическая ткань, изложенная шестнадцатыми нотами в верхнем голосе и поддерживаемая восьмыми длительностями в нижнем, красноречиво передаёт задорный характер Джульетты. Важно отметить, что репризную часть рефрена автор начинает в Ми мажоре, но затем производит модуляцию в основную тональность.
Первый эпизод, звучащий после рефрена, другими словами, вторая темы Джульетты, совершенно иначе характеризует главную героиню. Его изящная и завораживающая тема, напоминающая элегантный гавот, представляет девушку, как особу принадлежащей к знатному обществу. Данный фрагмент представлен в виде восьмитактового периода, в благородно звучащей тональности Ля-бемоль мажор. Далее вновь проходит тема рефрена, но в укороченном варианте и тональности Ля мажор.
Очередная тема, обрисовывающая образ Джульетты, довольно объёмна и включает в себя двадцать один такт. Её иногда даже именуют средним разделом композиции «Джульетта-девочка». Спокойная и нежная мелодия, окрашенная светлой до мажорной тональностью и обилием широких интервальных ходов, напоминает чувствительный романс, передающий мечтательное настроение, наполненное мыслями героини о любви и счастье. За этим развёрнутым эпизодом следует восьмитактовый фрагмент, интонационно близкий второй теме Джульетты, которая не только романтична, но и подчёркивает её благородное происхождение. Далее вновь проскальзывает главная тема рефрена, а после неё начинается заключительный раздел композиции. Медленный темп, ми минорная тональность и напряжённые гармонии придают музыке печальный колорит словно являются предсказанием последующего трагического развития сюжета.
Джульетта. Эта прелестная юная героиня гениального произведения великого Уильяма Шекспира на протяжении многих столетий была и остаётся символом прекрасной, чистой, но трагичной любви. Данный уникальный женский образ обширно представлен в разных жанрах искусства, однако многие почитатели творчества английского драматурга уверены, что в музыке его особо ярко воссоздал именно Сергей Прокофьев. Убедительным доказательством тому является композиция «Джульетта-девочка».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: