Очарована, околдована
Романс. В музыкальном искусстве этот камерный жанр, включающий в себя множество прекрасных вокальных миниатюр, по праву считается уникальным. В романсе важным является всё: и содержание трогательного поэтического текста, и красивая певучая вокальная партия, а потому сегодня он, как и в прежние времена, продолжая восхищать слушателей своей задушевной мелодичностью, пользуется большой популярностью. Современные композиторы обращаются к этой удивительной форме и создают замечательные произведения, например, такие, как сентиментальный романс «Очарована, околдована», в основу которого легли стихи выдающегося советского поэта Николая Заболоцкого.
Историю создания романса «Очарована, околдована», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
История создания изумительного романса «Очарована, околдована» весьма впечатляет и заслуживает особого внимания. Поэтический текст, положенный в основу этой выразительной композиции, был создан выдающимся поэтом - экспериментатором Николаем Алексеевичем Заболоцким, которого причисляют к ярким представителям русской поэзии. Однако можно только удивляться, как человек, у которого ещё с юных лет сложилось пренебрежительно-потребительское отношение к слабому полу, и сохранявший такое убеждение почти до конца своих дней, вдруг на исходе своего жизненного пути так «унизился», что сочинил посвящённый женщине восхитительный поэтический текст. Впрочем, чтобы найти ответ на этот замысловатый вопрос, надлежит напомнить о тех перипетиях, которые поэту – авангардисту было уготовлено судьбой, то есть заглянуть не только в его биографию, но и в личную жизнь.
В 1925 году окончив в Ленинграде Пединститут имени А.И. Герцена, а затем краткосрочно отслужив в армии, Заболоцкий удачно обосновался в городе на Неве. Особый дар стихосложения и повествования помог Николаю устроиться в отдел детской книги государственного книжно - журнального издательства, которым в тот период руководил Самуил Маршак. Там Заболоцкий познакомился со многими интересными творческими людьми и затем вступил в поэтический кружок под названием «Объединение реального искусства».
Обэриутам, как себя называли кружковцы, были чужды традиционные формы искусства. Они предпочитали гротескные формы, не признавали любовную лирику, отрицали романтику и были женоненавистниками, с презрением подчёркивая, что женщины их тяготят. Николай Заболоцкий тоже придерживался таких взглядов, однако всех сильно удивил, когда в 1930 году женился на выпускнице пединститута Клыковой Екатерине. Невеста была на пять лет моложе жениха, стройна и очень застенчива. Впоследствии она сталапрекрасной женой, матерью и хозяйкой. Красивая и умная женщина безмолвно любила своего мужа, который обладал весьма суровым характером.
В 1938 году Заболоцкий по ложному доносу был арестован. Избежать расстрела поэту помогло то, что он не признал свою вину в создании контрреволюционной организации. Поэту назначили минимальный пятилетний срок наказания, который он отбывал в лагерях с 1939 по 1944 год. После освобождения Николай Алексеевич не мог свободно передвигаться по стране, а потому поселился в Караганде, куда к нему, впервые ослушавшись мужа, вместе с сыном Никитой и дочерью Натальей приехала Екатерина Васильевна. В 1946 году семья Заболоцких переехала в Москву, где их быт постепенно стал налаживаться. Однако несколько лет проведённых в лагерях оставили на душе Николая Алексеевича неизгладимый отпечаток. К своей преданной супруге, которая все эти годы жила ради него, Заболоцкий стал относиться ещё более жестоко и даже деспотично. Он и ранее никогда не говорил Екатерине о своей любви и не посвятил ни одного четверостишия, хотя создавал дивные поэтические тексты. Впрочем, любая женщина, как бы она не была предана своему мужу, желает быть обласкана и окружена заботой и вниманием. Так случилась и с Екатериной Васильевной: в свои 48 лет она, нестерпимо захотев окутанного нежностью простого женского счастья, объявила Заболоцкому, что уходит к писателю Василию Гроссману. Такой вираж, произошедший в судьбе поэта в 1956 году, был для него шокирующим. Николай Алексеевич испытал сильное душевное потрясение, однако жену отпустил.
Оскорблённый решением супруги и чувствуя безысходность, Заболоцкий решил сблизиться с одной из своих поклонниц. Её звали Наталья Роскина. Она была на двадцать пять лет моложе поэта и знала наизусть многие из его поэтических творений. Заболоцкий сразу сделал Наталье предложение, которое она приняла из уважения к поэту. Вместе они прожили всего три месяца, однако по воспоминаниям Роскиной, Николая она жалела, а он всё время мучился, тоскуя по своей Кате. Эти отношения завершились в начале 1957 года и в то же самое время началось примирение поэта с женой, а также работа над поэтическим циклом «Последняя любовь», включающем десять стихотворений о пережитой сердцем любви. Подлинным шедевром, передающим бурю эмоций и чувств, стал поэтический текст, озаглавленный автором «Признание» и начинающийся словами «Зацелована, околдована». Эти стихи поэт посвятил Наталье, но сделал это с умыслом, чтобы доказать жене, что он умеет любить. Вне всякого сомнения, что мудрая Екатерина Васильевна всё поняла и вскоре между супругами Заболоцкими возникла трогательная переписка, в которой Николай Алексеевич выражал надежду, что они вновь будут вместе. Так и случилось. Заболоцкие воссоединилась в сентябре 1958 года, а в октябре у выдающегося поэта случился второй инфаркт, и он в 55 лет ушёл из жизни.
Что же касается музыки романса, который в нынешнее время называется «Очарована, околдована». Первым мелодию к чувственным стихам Николая Заболоцкого в 1968 году сочинил «солнечный» бард Александр Лобановский. Прошло чуть более десяти лет и красивый романс в исполнении разных певцов зазвучал не только на концертных площадках, но и в радио и телеэфире. Мелодия композиции значительно отличалась от той, которую сочинил Лобановский, из текста исчезла четвёртая строфа, а автором музыки романса стали указывать шансонье Михаила Звездинского.
Интересные факты
- Николай Заболоцкий причислялся к тем деятелям, которые считали, что женщин нельзя допускать к искусству и ругал их нещадно. По воспоминаниям современников, именно ему принадлежит изречение «Курица — не птица, баба — не поэт», которое он высказал в адрес Анны Ахматовой.
- Помимо сочинения поэтических произведений Николай Заболоцкий занимался переводами и переработкой произведений зарубежной классики, среди которых «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, а также переложил на современный русский язык «Слово о полку Игореве».
- Николай Алексеевич умер через полтора месяца после того, как к нему вернулась Екатерина Васильевна. Злые языки по этому поводу ядовито судачили: поэт мол так обрадовался возвращению супруги, что его сердце такого счастья не выдержало. Впрочем, после смерти поэта Василий Гроссман умолял Екатерину вновь переехать к нему, но она категорически отказалась.
- Помимо романса «Очарована, околдована» на стихи Николая Заболоцкого был создан ряд замечательных песен-романсов, среди которых наибольшую популярность получили те, что прозвучали в культовых фильмах «Служебный роман» («Облетают последние маки», «Обрываются речи влюблённых» - музыка Андрея Петрова) и «Доживём до понедельника» («В этой роще берёзовой»- музыка Кирилла Молчанова).
- В начале девяностых годов бард Александр Лобановский обратился в Организацию по охране авторских прав с претензией о том, что исполнитель русского шансона Михаил Звездинский присвоил авторство нескольких его песен, в числе которых был романс «Очарована, околдована». После тщательных разбирательств было установлено, что музыкальный материал данного романса двух авторов существенно отличается.
- Романс «Очарована, околдована» исполнялся многими известными эстрадными певцами, среди которых Иосиф Кобзон, Александр Малинин, Николай Носков, Александр Маршал, Александр Шоуа. Необходимо отметить, что все они выбирали музыкальный материал, который в нынешнее время пользуется наибольшей популярностью, то есть сочинённый Михаилом Звездинским.
Содержание и текст романса «Очарована, околдована»
«Очарована, околдована». Данная, выражающая нежные чувства композиция, имеет красивый и трогательный поэтический текст, однако следует отметить, что при его восприятии возникает множество вопросов. Например, почему «красавица» «словно в оковы закована», а ведь перед ней стоит на коленях мужчина и пылко объясняется в страстной любви? А разве может быть счастливой любовь, если употребляется такое сравнение. Видимо поэт, используя такие слова, поясняет, что для лирического героя «милая» является загадкой, недоступной его пониманию.
Следующий вопрос: почему «драгоценная» женщина плачет, ведь перед ней мужчина рассыпается в нежных чувствах. Явно, что это не слёзы умиления. Возможно девушка безответно любит другого, ведь недаром прозвучали слова, что она повенчана с ветром, а также допустимо и то, что своё сердце «красавица» никому не отдала, но и этот мужчина никаких чувств у неё не вызывает. Есть ещё один вариант: девушка чувствует себя виноватой, ведь она неспособна ответить герою взаимным чувством. Что же скрывается за трогательными словами романса каждый понимает по-своему, но ясно лишь одно: мужчины всегда стремятся разгадать тайну женской души.
«Очарована, околдована». Данный лирический романс относится к тем душевным композициям, которые с первой ноты и первого слова сразу проникают в сердце. Восхитительные стихи Николая Заболоцкого, обрамлённые выразительной мелодией, сегодня признаются одним из самых трогательных посвящений, адресованных представительницам прекрасного пола. Это очень нежное объяснение в любви, которое желала бы услышать каждая женщина.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: