На безымянной высоте
Уже прошло несколько десятилетий, как закончилась Великая Отечественная война, однако народная память свято хранит имена героев, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня могли радоваться мирному небу и солнечному свету. Правдивой летописью тех суровых дней, когда людскому горю не было предела, по праву называют песенное творчество. Много композиций было создано не только во время тяжких испытаний, но и после Великой Победы. Обновляя память воспоминаниями о подвигах наших солдат, современные авторы тоже продолжают сочинять песни о прошедшей войне. Хорошим примером тому служат такие прекрасные композиции, как «День Победы» Давида Тухманова, «Последний бой» Михаила Ножкина, а также песня «На безымянной высоте», созданная композитором Вениамином Баснероми поэтом Михаилом Матусовским.
Историю создания песни «На безымянной высоте», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В 1962 году из печати вышел новый роман писателя-фронтовика Юрия Бондарева «Тишина». Существенные перемены, происходившие в тот период в нашей стране и называемые «хрущёвской оттепелью», позволили автору реально отобразить послевоенную жизнь советских людей, то есть со всей откровенностью поведать читателям о всём драматизме сталинского времени.
Сюжетная линия романа, повествующая о превратностях, которые судьба преподнесла прошедшему через военные трудности фронтовику, орденоносцу, командиру артиллерийской батареи Сергею Вохминцеву, сразу привлекла внимание талантливого режиссёра Владимира Басова. Будучи художником большого профессионального мастерства, для музыкального оформления фильма Владимир Павлович пригласил композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского, с которыми плодотворно работал над предыдущей своей кинолентой «Битва в пути». Перед композитором и поэтом Басов сразу поставил задачу: для фильма нужны две композиции: одна лирическая, а другая – песня-воспоминание о минувших фронтовых буднях и тех воинах, кто ради Победы погиб, не жалея своей жизни. При этом Владимир Павлович – мастер точного видения, подчеркнул, что именно эта эмоционально-возвышенная, но в то же время душевная композиция, отражающая солдатскую братскую сплочённость, в фильме должна быть главной.
Поставленная режиссёром задача, заставила Михаила Матусовского, который с первого до последнего дня во время войны служил в разных фронтовых газетах, вспомнить об журналистских наработках, оставшихся в его армейских блокнотах. В них сохранилось немало героических историй, которые поэт не успел использовать в очерках и заметках. Просматривая свои корреспондентские черновики, Михаил Львович заострил своё внимание на записях, сделанных, когда был военкором Второго Белорусского фронта. Солдатские подвиги, которые Матусовский освещал в газете были в то время обычным явлением, но, чтобы собирать интересный материал, ему приходилось много беседовать с солдатами и офицерами. Так однажды, одну, заслуживающую особого внимания жестокую схватку, которая входила в число так называемых боёв местного значения, ему описал редактор дивизионной многотиражки «Сталинский призыв» Николай Чайка. Он поведал, что группа из восемнадцати бойцов-сибиряков, захватив неприступную высоту, располагавшуюся неподалёку от поселка Рубежанка, всю ночь вела сражение с сильно превосходящими силами противника. В масштабах большой войны - это был маленький эпизод, однако значение его было очень велико, так как смелая операция помогла нашим войскам кардинально изменить положение дел на фронте: нанести сокрушительный удар по немцам и тем самым открыть путь на город Рославль.
Об этом подвиге отважных восемнадцати сибиряков Михаил Львович поведал Владимиру Басову, и тут же получив одобрение, в короткий срок сочинил прекрасные стихи – воспоминание, основанные на данном военном событии. Поэтический текст был предельно приближен к реальности, однако Матусовский всё же допустил одну неточность: в том смертельном бою в живых осталось не трое бойцов, как поётся в песне, а двое.
Стихи Михаила Львовича взволновали, как режиссёра, так и композитора, который, не теряя времени, приступил к сочинению мелодии. Однако первый, второй, третий музыкальные варианты песни, предложенные им вниманию Басова, Матусовского и старшего музыкального редактора киностудии «Мосфильм» Раисы Лукиной, были категорично отвергнуты. Полностью отчаявшись, Баснер уже решил отказаться от сочинения музыки к фильму и вернуться домой в Ленинград. Предупредив о своём намерении режиссёра, который попытался подбодрить композитора и уговаривал продолжить работу, Вениамин Ефимович всё же купил билет на поезд. Усевшись удобно в вагоне в кресло, а поскольку на душе было очень скверно, он решил на что-нибудь отвлечься, однако в голове навязчиво крутились стихи о «Безымянной высоте». Так, постепенно, под стук колёс стала вырисовываться совершенно иная мелодия, которая Вениамину Ефимовичу показалась весьма удачной. Как назло, композитор не мог её записать, так как у него с собой не было ни блокнота, ни бумажного листочка. Чтобы не забыть мотив, Баснер всю дорогу его напевал, а приехав домой, не откладывая отобразил на листе нотной бумаги. Затем он позвонил в Москву Матусовскому и сообщил, что песня наконец-то получилась. Наутро Баснер был уже в столице. В киностудии с довольным видом он сел за рояль, чтобы проиграть новую мелодию, но исполнив композицию, восторженных отзывов опять не услышал. Тем не менее дирекция фильма всё же приняла решение песню записать с оркестром, а в качестве вокалиста пригласить Льва Барашкова, который прославился исполнением композиции «Главное, ребята, сердцем не стареть».
После записи песни «На безымянной высоте» звукооператор весь вечер, а затем и в последующие дни безостановочно прокручивал эту плёнку. В итоге вся студия знала композицию наизусть и это было хорошим знаком. Действительно, после выхода на экраны киноленты «Тишина», песня сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей и её запела вся страна. Впоследствии композиция «На безымянной высоте» вошла в репертуар таких известных исполнителей, как Юрий Гуляев, Борис Штоколов, Марк Бернес, Юрий Богатиков, Эдуард Хиль, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский.
Интересные факты
- Реальные события, которые поэт Михаил Матусовский положил в основу поэтического текста песни «На безымянной высоте» произошли в середине сентября 1943 года. Ещё в августе войскам Западного фронта был дан приказ приступить к выполнению Смоленской наступательной операции под кодовым названием «Суворов». Её главной целью было не только освобождение Смоленска и близлежащих городов, но и уничтожение немецких объединений из состава группы армий «Центр». Немецкие войска сопротивлялись отчаянно и вели ожесточённые бои не только за каждый населённый пункт, но и за каждую стратегическую высоту. Одна из них располагалась на границе, которая в нынешнее время разделяет Смоленскую и Калужскую области. На военных картах высота значилась как 224,1. Сильно упроченная минными заграждениями, множеством пулемётных точек и даже бронетехникой, она являлась серьёзным препятствием на линии продвижения наших войск к городу Рославлю и реке Десне. Для немцев этот опорный пункт был весьма значимым, так как его потеря отрывала советским войскам путь на Смоленск. Из-за насыщенности инженерными сооружениями и огневыми средствами, высота, которая оказалась на линии продвижения 139 стрелковой дивизии, входящей в состав 10-й армии Западного фронта, казалось неприступной. Многократные попытки наших бойцов овладеть этим важным объектом успехом не увенчались. Атаки, которые приводили к большим потерям личного состава, были бессмысленными. Тогда командир 718 -го полка принял решение создать штурмовой взвод из добровольцев, которые бы ночью зашли в тыл противника и выполнили эту сложную задачу. Желающих оказалось много, однако выбрали восемнадцать воинов - крепких сибиряков. Командовать группой, с радиопозывным «Луна» назначили младшего лейтенанта Е.И. Порошина.
- Стремительные действия и внезапная атака позволили боевой группе занять стратегическую высоту. О том, что вылазка прошла успешно, «Луна» незамедлительно радировала в полк, впрочем, ошарашенные таким поворотом событий немцы быстро пришли в себя и подтянув дополнительные силы отсекли роту, следовавшую за взводом смельчаков. Против восемнадцати отважных бойцов противник бросил огромные силы, а именно более двух сотен солдат. Бой шёл не на жизнь, а на смерть. Сибиряки, отчаянно сопротивляясь, отбивали непрекращающиеся атаки гитлеровцев всю ночь, но с рассветом их силы иссякли. Когда однополчане храбрецов ворвались на высоту, то увидели ужасающую картину. Шестнадцать советских погибших воинов окружало более сотни мёртвых тел солдат и офицеров противника. После внимательного осмотра территории, солдаты обнаружили семнадцатого сибиряка – Герасима Лапина, который был очень сильно контужен. Восемнадцатым героем безымянной высоты был Константин Власов. Когда у него закончились патроны, сержант решил позволить немцам подойти ближе и вместе с собой подорвать их оставшейся последней гранатой, однако снаряд не взорвался, а раненый Власов был захвачен в плен.
- Михаил Львович Матусовский до того, как сочинил стихи, положенные в основу песни «На безымянной высоте, написал поэтические тексты к таким всенародно любимым хитам, как «Что так сердце растревожено», «Подмосковные вечера» и «Старый клён».
- Помимо песни на «На безымянной высоте» Блантер и Матусовский вместе создали такие выдающиеся шедевры, как «С чего начинается Родина», «Белой акации гроздья душистые», «Махнём не глядя», «Это было недавно» и «Берёзовый сок» - композиция в которой есть знаменитые слова: «И Родина щедро поила меня берёзовым соком».
- Во время Великой Отечественной войны немцы очень боялись сибиряков и называли их не иначе как дикарями и русскими медведями, а сталкиваясь в рукопашном бою с ужасом разбегались. Даже своих европейских соотечественников сибиряки поражали выносливостью и морозоустойчивостью, а их слава превосходных охотников породила шутку, гласившую, что уроженцам зауральского края выдана специальная лицензия на отстрел фашистов без всякого ограничения. Помимо того бойцы из Сибири отличались силой, храбростью и умением сохранять хладнокровие в опасных ситуациях.
- Оставшийся в живых после кровавой битвы на безымянной высоте 224,1 Константин Власов, после пребывания более полутора месяцев в бобруйском лагере для военнопленных, был отправлен в Германию. С помощью сибирской смекалки и простенького складного ножа ему, при содействии собратьев по несчастью, удалось открыть вагонную дверь и ночью выпрыгнуть из движущегося эшелона. Вскоре пленные примкнули к белорусским партизанам отряда «Мститель» и вместе с ними впоследствии участвовали во многих операциях, наносящих непоправимый урон фашистам.
- Герасим Лапин – второй боец, оставшийся в живых после кровопролитной схватки на легендарной безымянной высоте и поведавший все подробности жестокого боя, после контузии подлечился в медсанбате, а затем снова вернулся в своё войсковое подразделение. Войну герой закончил в Берлине, но в составе другой войсковой части.
- Герои безымянной высоты: Константин Власов и Герасим Лапин вновь встретились на калужской земле лишь в сентябре 1966 года. Их пригласили на открытие памятника погибшим «порошинцам». В 1980 году на месте гибели шестнадцати сибиряков был сооружён мемориальный комплекс, включающий в себя землянку, обелиск и музей.
- Кинофильм «Тишина» был выпущен в прокат небольшим тиражом, однако и этого было достаточно, чтобы «Безымянная высота» без промедления ушла в народ и стала знаменитой. Именно благодаря популярности данной композиции военные историки стали изучать боевые действия около населённого пункта Рубежанка и выяснять имена героев, о которых повествуется в песне.
- Необходимо отметить, что Михаил Матусовский впоследствии песню «На безымянной высоте» дополнил ещё одним куплетом, в котором уточнил, что этот подвиг совершили сибиряки.
Содержание и текст песни «На безымянной высоте»
«На безымянной высоте». Авторы этой трогательной песни пересказали подлинную историю, произошедшую в суровые времена Великой Отечественной войны. Поэтический персонаж композиции с горечью вспоминает тяжёлое сражение и своих погибших друзей, вместе с которыми стоял «на огненной черте» безымянной высоты. Акцентируя особое внимание в тексте на мужество, стойкость и героизм советских солдат, поэт также живописно нарисовал военный пейзаж, в котором всё пылало в огне: горела не только роща, но и закат. Помимо того он достоверно отобразил боевую обстановку с кружащими «мессерами» и перекрёстным артобстрелом. Следует подчеркнуть, что помимо описания картины жестокого боя Михаил Матусовский в свои стихи заложил особый смысл: безымянная высота — это то место, куда отлетают души погибших солдат, выполнивших свой святой долг перед Родиной.
Композиция, включающая в себя четыре куплета, написана в минорной тональности и четырёхдольном размере. Выразительная мелодическая линия песни весьма извилиста и имеет довольно много интервальных скачков, тем не менее она весьма удобна в исполнении, так как заключена в диапазон чуть более октавы.
«На безымянной высоте». Эта глубоко западающая в душу композиция, созданная на основе невыдуманной героической истории почти через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны, сразу приобрела всенародное признание и любовь. Песня и в нынешнее время воспринимается как проникновенный реквием по отважным, не знающим страха солдатам, яростно сражавшимся за каждую пядь Родной земли и отдавшим свои жизни за любимую Отчизну.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: