В землянке (Бьётся в тесной печурке огонь…)
Песни Великой Отечественной войны - это одна из самых достоверных и потому бесценных летописей суровых дней, выпавших на долю нашего многострадального народа. Впитавшие всеобъемлющую историческую истину, они воссоздавали жизнь человека в самых драматических обстоятельствах и вошли в людскую память как композиции, отображающие испепеляющую силу народного гнева и призывающие к беспощадной борьбе. Хороший пример тому - знаковая песня А. Александрова «Священная война». Однако были и другие композиции, в которых проникновенно звучала тоска по родному дому, а также раздумья о самом сокровенном и дорогом. К ним относятся знаменитые «Синий платочек» и «В землянке» - песня, которую в самом начале войны сочинили поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.
Историю создания песни «В землянке», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В июне 1941 года, когда фашистские полчища вероломно напали на нашу страну, весь советский народ в полном единении несокрушимой стеной встал на защиту любимой Отчизны. Среди тех, кого в те тяжёлые дни переполняло чувство патриотизма был известный поэт и журналист Алексей Александрович Сурков. Он прекрасно понимал, что его профессия в такое суровое время весьма востребована, так как именно военные журналисты должны рассказывать людям всю правду о том, что происходит на полях сражений. Уже в первые дни войны Сурков добровольцем уйдя на фронт, был направлен военкором в газету «Красноармейская правда».
В самом начале войны, несмотря на упорное сопротивление Советской Армии, гитлеровские войска, стремившиеся на восток не щадя сил, в ноябре подошли близко к Москве, где натолкнулись на «стальную оборонную стену». Ожесточённые бои шли за каждую деревню, рощу и даже метр земли. Особой отвагой и героизмом в эти суровые ноябрьские дни отличилась 78-я стрелковая дивизия, которая была переброшена под Москву в район города Истра с Дальнего Востока. Её ввели в состав 16-й армии генерал – лейтенанта Константина Рокоссовского. За мужество и стойкость личного состава, проявленное в кровопролитных сражениях, командование приняло решение этому доблестному тактическому соединению присвоить почётное звание 9-й гвардейской дивизии. Для поддержания боевого духа солдат, такое важное событие необходимо было освятить в военной прессе, и потому работникам Политуправления Западного фронта приказали вызвать на передовую линию военкоров газеты «Красноармейская правда». Приглашённые журналисты, среди которых был поэт Алексей Сурков, 27 ноября посетили штаб героической дивизии. Их редакционным заданием было поздравить личный состав соединения с присвоением почётного звания, но самое главное, собрать материал об отважных деяниях доблестных воинов прославленной дивизии и на его основе написать газетную статью.
Для этого военкоры вместе со штабными офицерами на грузовике отправились в деревню Кашино, где располагался командный пункт 22-го гвардейского стрелкового полка. Доехав до места назначения, журналисты и сопровождающие их штабисты узнали, что попали в окружение. Немецкие танки с сопровождающей их пехотой прорвались к деревне и тем самым отрезали наши батальоны от командного пункта. Вражеские солдаты, заняв соседние дома, начали усиленный обстрел блиндажа, в котором укрылись прибывшие репортёры, штабные офицеры и рядовые. Непрекращающийся миномётный и автоматный огонь заставил наших командиров принять важное решение: всем необходимо было взяться за оружие и вырываться из окружения. Русская смекалка позволила составить план, а отвага его осуществить. Один из офицеров, стал незаметно подбираться к домам, в которых засел противник, и, чтобы ослабить обстрел, начал забрасывать их гранатами. Вражеский огонь уменьшился, и тем, кто отсиживался в блиндаже удалось выбраться. Они проскользнули к речке и по её тонкому льду, под шквальным огнём, перешли на другой берег, а далее, даже не подозревая, что идут по минному полю, упорно, по колено в снегу, пробирались к нашим позициям, находящимся у деревни Ульяшино.
Всё то, что произошло, для военкора Суркова можно было назвать боевым крещением, а доказательством тому была его посечённая осколками шинель. Вышедших из окружения, усталых и продрогших, разместили в землянке, которую уютно согревала небольшая железная печурка. Чтобы снять усталость и напряжение кто-то взял в руки гармонь, кто-то сразу заснул, а военкор Сурков в своём потрёпанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо черновика репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене Софье Кревс, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появилось четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами «Бьётся в тесной печурке огонь…».
Вскоре прибыв в Москву, поэт доработал своё душещипательное «домашнее» шестнадцатистрочное стихотворение, озаглавленное «Тебе, солнышко моё!», переписал и в треугольном конверте отправил адресату, которому оно и предназначалось, а именно своей супруге Софье Антоновне, в то время находившейся вместе с детьми в эвакуации в городе Чистополь.
Возможно стихи Алексея Суркова о землянке затерялись бы в семейном архиве или в лучшем случае были напечатаны в каком-нибудь поэтическом сборнике, однако судьба этому произведению была уготована совсем иная. Спустя два с половиной месяца в квартире Алексея Александровича, которого в то время направили работать в газетку «Фронтовая правда», раздался телефонный звонок. В трубке поэт услышал голос своего хорошего знакомого – композитора Константина Листова, проезжавшего через Москву к новому месту службы. Он был назначен на должность старшего музыкального консультанта Главного политического управления Военно-морского флота. В дружеском разговоре Константин Яковлевич попросил у Суркова какой-нибудь текст для песни. Алексей Александрович поначалу сильно озадачился, ведь в то время он занимался лишь фронтовыми репортажами, однако, чтобы не огорчать друга, поэт поднапрягся и вспомнил про стихи, адресованные любимой жене. Назначив встречу в редакции «Фронтовой правды», Сурков сразу предупредил композитора, что у него кое-что есть, но вряд ли из этого получится что-нибудь хорошее. В установленный час Листов получил желаемый листок с поэтическим текстом, а прочитав его был поражён эмоциональностью и искренностью лирических строк.
Ничего не говоря Суркову, композитор ушёл, но через несколько дней вернулся в редакцию. Он спросил у военкоров гитару и исполнил новую песню, которую озаглавил «В землянке». Все присутствующие слушали композицию затаив дыхание, а затем заставили Константина Яковлевича записать мелодию. Вечером того же дня к Суркову обратился фотокорреспондент Михаил Савин с просьбой дать текст вновь услышанной песни. Мелодия ему запомнилась после первого исполнения, а получив стихи, он сразу под гитарный аккомпанемент задушевно запел «Бьется в тесной печурке огонь…». Это было добрым знаком, говорящим о том, что песня вскоре станет не только известной, но и приобретёт большую популярность. Впрочем, тому хорошо поспособствовал писатель Евгений Воробьёв, тоже присутствовавший в редакции «Фронтовой газеты» на премьерном исполнении композиции. В надежде на публикацию, он и фотокорреспондент Михаил Савин решили отнести откопированный текст и мелодию песни «В землянке» в газету «Комсомольская правда». Журналистам изрядно повезло, так как они попали на один из творческих «четвергов», на которые приглашались писатели, поэты, композиторы и артисты. Приняв участие в этом мероприятии, Воробьёв и Савин исполнили «Землянку» и получили одобрительные отзывы.
Вскоре композиция была напечатана в номере «Комсомольской правды», вышедшем из печати 25-го марта 1942 года и этого было достаточно, чтобы песня в короткий срок разошлась по всей стране. Её приняли душой и сердцем как на фронте, так и в тылу. Несмотря на то, что в этой лирической и немного грустной песне, не было призывов мужественно сражаться с грозным врагом, тем не менее она воодушевляла бойцов на героические подвиги. Красивая музыка и трогательные слова песни так пришлись по душе солдатам, что они пели её не только на привале, но и идя в атаку. Полюбившуюся композицию сразу включили в свой репертуар такие популярные исполнители как Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Клавдия Ивановна Шульженко, а также многочисленные творческие коллективы, которые для подъёма боевого духа солдат с концертами непрерывно разъезжали по всем фронтам. Однако вскоре у песни нашлись недоброжелатели, которые усмотрели в чистой и светлой композиции о любви мрачно-пессимистический настрой. Им не нравилась строчка «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Алексея Суркова даже пытались заставить переписать эти слова, но поэт категорично отказался. Тогда «В землянке» попала под запрет: её перестали транслировать в радиоэфире и уничтожили запись, сделанную Лидией Руслановой. Впрочем, популярности песни помешать ничто не могло, ведь она успешно передавалась из уст в уста, но с фронта тем не менее стали приходить возмущённые письма. После таких отзывов, негласно, без ведома автора, но по распоряжению блюстителей фронтовой нравственности, в слова песни были внесены изменения, в которых убрали упоминание о смерти. Стоит отметить, что такие улучшенные переделки тоже вызвали гневные возмущения у фронтовиков.
Впервые на всю страну по радио песня «В землянке» прозвучала в 1954 году в исполнении талантливого артиста и певца, фронтовика Михаила Новожихина. Впоследствии в свой репертуар композицию включали многие популярные эстрадные певцы, но особенно запоминающим было исполнение Дмитрия Хворостовского и Аллы Пугачёвой.
Интересные факты
- Военными корреспондентами во время Великой Отечественной войны помимо Алексея Суркова служили такие знаменитые литераторы, как Муса Джалиль, Константин Симонов, Михаил Шолохов, Александр Твардовский, Аркадий Гайдар, Василий Гроссман, Борис Заходер, Борис Лавренёв, Михаил Матусовский, Борис Полевой.
- Своё знаменитое стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» поэт Константин Симонов посвятил своему другу, военному корреспонденту Алексею Суркову. Также существует предположение, что именно Симонов внёс те оптимистические изменения в текст песни «В землянке», которые были гневно восприняты фронтовиками.
- Пытливые исследователи творчества поэта Алексея Суркова выяснили, что ту самую землянку, в которой поэт написал стихи, положенные в основу знаменитой песни, выкопали братья Владимир и Михаил Кузнецовы, жившие вместе о своей матерью Аграфеной Осиповной Кузнецовой в деревне Кашино, расположенной в 4 км от окраины города Истры. В нынешнее время на месте знаменитой землянки осталось лишь небольшое углубление и установлена памятная доска, посвящённая песне «В землянке».
- Песню «В землянке» в свой репертуар сразу ввела выдающаяся исполнительница русских народных песен Лидия Русланова. Уже в апреле 1942 года она спела её бойцам 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, которым командовал генерал-майор Владимир Крюков. Композиция в исполнении Лидии Андреевны так тронула сердце генерала, что между ними начались романтические отношения, которые были узаконены в июле того же года. Песня «В землянке» для Руслановой имела особое значение и потому, несмотря на все запреты, она пела её на протяжении всей войны и даже на победных концертах в поверженном Берлине.
- В 1946 году Алексею Симонову была присуждена Сталинская премия. В числе произведений, за которые поэта отметили такой высокой наградой, значилась песня «В землянке».
- Популярность песни «В землянке» была настолько велика, что на её основе было придумано множество различных переделок, например, песни-ответы бойцу на фронт, которые начинались так: «Я читаю письмо от тебя…», «Я услышала голос живой…», «Ветер, вьюга метёт и метёт». Один из таких ответов на фронтовых концертах пела Клавдия Шульженко. Помимо того композиция была переведена на разные иностранные языки.
- О том, что стихотворение «Алексея Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…» было оценено по достоинству говорит тот факт, что его включили в такие представительные поэтические сборники, как «Три века русской поэзии», «500 жемчужин всемирной поэзии» и «Строфы века».
Содержание и текст песни «В землянке»
«В землянке». Эту лирическую композицию принято считать одним из самых проникновенных и трогательных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны. Оно воспринимается как искреннее, идущее из души признание в любви, ведь лирический герой, а в данном случае сам поэт, переживший тяжелейший бой и находясь в четырёх шагах от смерти, в письме объясняется в нежных чувствах любимой женщине. Отдыхая в землянке с печуркой, в которой бьётся огонь, он с теплотой и умилением вспоминает улыбку и глаза родного человека, но в то же время с грустью и тоской рассуждает о том, что их - дорогих друг другу людей, разлучила война и разделило огромное расстояние. Тем не менее преодолевать все трудности двум милым друг другу сердцам помогает надежда, верность и тепло негасимой любви.
Данная задушевная композиция, включающая четыре куплета, имеет весьма выразительную мелодическую линию, которая написана в минорной тональности. Она изложена в трёхдольном размере и потому песня звучит как проникновенный вальс, затрагивающий самые потаённые струны души.
«В землянке». Эта композиция, созданная в самом начале Великой Отечественной войны, сразу завоевала не только сердца солдат, героически сражавшихся защищая свою Отчизну, но и тех, кто беззаветно ждал их в тылу. Её воспринимали как лирическую исповедь и настоящее признание в любви, ведь помимо лозунгов и призывов людям в те суровые годы так не хватало нежных чувств, а также тихого и ласкового слова.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: