Песня мушкетёров (Мерси боку)
«Пора-пора-порадуемся на своём веку…» – строчки из знаменитой «Песни мушкетёров» многие знают наизусть с самого детства. Знаменитая кинолента Георгия Юнгвальд-Хилькевича пришлась по душе всем советским зрителям от мала до велика, а композиции, вошедшие в её саундтрек, стали нестареющей классикой музыки советского периода. Давайте узнаем, как появилась главная музыкальная тема фильма, кто исполнил её с экранов и какое произведение композитор фильма взял за основу будущего шлягера.
Историю создания «Песни мушкетёров» («Мерси боку») а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Говорят, что на детях гениев природа отдыхает, но с Максимом Дунаевским, сыном великого советского композитора и дирижёра Исаака Дунаевского, явно вышло исключение. Талантливый автор пошёл по стопам отца и сумел завоевать народную любовь благодаря огромному количеству песен для советских кинофильмов. Мало кто знает, но именно «Д’Артаньян и три мушкетёра» стали прорывной работой в карьере композитора и позволили ему совершить в кино собственную музыкальную революцию.
Бунтарский характер Дунаевского, которого к работе над знаменитой картиной пригласил режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, дал о себе знать с самого начала, когда композитор отказался от предложения киностудии стилизовать саундтрек «Мушкетёров» под песни XVII века и записать их с традиционным оркестром. Вместо этого Максим Исаакович предложил поучаствовать в записи полтавскому ВИА «Фестиваль» (ранее был известен под названием «Краяны»). Чтобы реализовать задумку, Дунаевскому пришлось лично отправиться в Полтаву и прожить там несколько месяцев, записывая нужные партии на местном радио.
Именно в этот период композитор и сочинил «Песню мушкетёров». По воспоминаниям автора, на творческом подъёме ноты легли на лист буквально за четверть часа, причём в стопроцентной «хитовости» произведения Дунаевский и не думал сомневаться.
За основу композиции, по совету Юнгвальд-Хилькевича, была взята песня из американской комедии «Три мушкетёра», написанная ещё в 1930-х. В исходном произведении был небольшой напев «А вари-вари-вари-вари», который в русскоязычной версии превратился в узнаваемое «Пора-пора-порадуемся».
Готовую мелодию от Дунаевского режиссёр передал поэту и соавтору музыкального оформления картины Юрию Ряшенцеву, наказав последнему сочинить такой текст, чтобы его легко смогли спеть и дети, и взрослые. Ряшенцев написал знаменитые строчки на берегу Чёрного Моря, когда отдыхал там со знаменитым театральным режиссёром Марком Розовским, выступавшим автором сценария к «Мушкетёрам». По воспоминаниям самого Розовского, текст родился в голове поэта после их спора о том, сможет ли Ряшенцев написать песню, которую «запоют в кабаке».
Вокальные партии актёров в кадре взяли на себя музыканты ансамбля «Коробейники» Владимир Чуйкин, Александр Попов и Александр Левшин. Михаилу Боярскому «замена» не понадобилась – все партии Д’Артаньяна в фильме артист исполнил самостоятельно.
Премьера фильма состоялась в декабре 1979-го, хотя могла отгреметь на целый год раньше. Причиной тому стало затянувшееся судебное разбирательство между Розовским и Ряшенцевым с одной стороны, и Юнгвальд-Хилькевичем с другой. Рассорили бывших коллег правки, которые режиссёр внёс в музыкальное оформление картины и сценарную часть на финальных этапах производства.
Поэту и сценаристу удалось выиграть суд, но получилось так, что заявленные ими изменения в ленту внесены не были. Впрочем, на фоне волны успеха, обрушившейся на фильм, это было не столь важно. Персонажи фильма стали культовыми, реплики из него разнесли на цитаты, дети в советских дворах раз за разом разыгрывали боевые сцены из фильма, фехтуя на палках, а актёров, сыгравших главных героев, поклонницы засыпали тысячами писем. Впрочем, артисты не страдали от недостатка женского внимания уже на этапе съёмок.
Интересные факты:
- Юнгвальд-Хилькевич неоднократно отмечал, что не был полностью доволен музыкальным оформлением «Мушкетёров». Особо режиссёру не нравились французские вкрапления в песнях вроде «Пуркуа па» и «Мерси боку».
- Саундтрек фильма был официально переиздан на пластинке «Три мушкетёра» в 1981 году. На нескольких записях были заменены вокальные партии, в том числе – на «Балладе о кровопролитье» Де Тревиля. Вместо вокала Александра Левшина в ней прозвучал голос самого Максима Дунаевского.
- По словам Юрия Ряшенцева, фильму не хватило юмористической составляющей и более современного восприятия освещаемой в нём эпохи.
- Максим Дунаевский написал музыку к более чем 60 советским кинокартинам. Именно его авторству принадлежат композиции «Позвони мне, позвони» из к/ф «Карнавал» и «Ветер перемен» из знаменитого детского фильма «Мэри Поппинс, до свидания».
- В фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» прозвучало более 20 песен. Все вокальные партии для них записывались в Москве, а музыка – в Полтаве.
- В основу картины лёг сценарий Марка Розовского, написанный им для театральной постановки Александра Товстоногова. Спектакль о трёх мушкетёрах увидел свет ещё в 1974 году.
- Именно Максим Дунаевский убедил режиссёра фильма взять на роль «молодого гасконца» Михаила Боярского. Изначально эта роль должна была достаться Александру Абдулову.
Содержание и текст «Песни мушкетёров» («Мерси боку»)
Жизнеутверждающая «Песня мушкетёров» всегда дарит слушателю хорошее настроение и заряжает позитивной энергией. Знакомые с детства строки помогают воспрянуть духом в трудные моменты и, подобно благородному парижскому рыцарю, в очередной раз попросить у госпожи фортуны благословения на грядущие дела.
Талантливому композитору Дунаевскому вместе с поэтом Юрием Ряшенцевым удалось во время работы над музыкой к «Мушкетёрам» создать произведение воистину нетленное. Даже сейчас, спустя вот уже 40 лет после премьеры фильма, эту песню вспоминают, перепевают, цитируют, пародируют и просто переслушивают на волне ностальгии. Это ли не лучший знак качества для любой музыкальной композиции?
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: