Подмосковные вечера

 

Песня. Эта самая простая форма вокальной музыки с незапамятных времён играла в жизни человека весьма значимую роль. Как обычно создаётся песня? Прежде всего, поэт-песенник пишет стихи, а затем композитор к ним сочиняет мелодию. Однако нередко бывает и иначе, то есть сначала создаётся музыка, а вслед за тем к ней сочиняются слова. Так, например, появилась замечательная песня, названная её выдающимися авторами - композитором Соловьёвым-Седым и поэтом Матусовским «Подмосковными вечерами» и впоследствии получившая такую завидную популярность, что во всём мире стала почитаться музыкальным символом Великой России.

Историю создания песни «Подмосковные вечера», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

Краткая история

Летом 1956 года в Москве планировалось проведение грандиозного массового мероприятия - Спартакиады народов СССР. К такому значительному для нашей страны событию серьёзно готовились не только спортсмены. В преддверии этих массовых соревнований на студии документальных фильмов было принято решение снять хроникальную киноленту - репортаж о лёгкой атлетике, рассказывающей о значении спорта в СССР. Несмотря на свою старательную работу, создатели фильма беспокоились, что результаты их труда не привлекут внимание зрителей, так как в те годы «королева спорта» в нашем отечестве большим количеством поклонников похвастаться не могла, то есть во время легкоатлетических соревнований трибуны спортивных комплексов были практически безлюдным. Посему авторы киноленты, творчески подходя к работе, замыслили своё детище украсить яркими песнями, которые бы прозвучали как музыкальные заставки. Для осуществления этой идеи, нужны были авторитетные сочинители, способные высококачественно решить непростую творческую задачу. Выбор режиссёров В. Бойкова, И. Венжера пал на Василия Павловича Соловьева-Седого - знаменитого композитора - создателя музыки к песням, обретавшим такую популярность, что за них он получил две Сталинские премии. Создание поэтических текстов доверили тоже выдающейся личности - Михаилу Львовичу Матусовскому, который зарекомендовал себя, как автор стихов замечательных песенных композиций.

Василий Павлович Соловьёв-Седой

Получив данное предложение, поэт и композитор встретились на даче у Соловьёва-Седова в посёлке Комарово. Обещанный гонорар их вполне устраивал, но они изначально отнеслись к данному заказу не совсем серьёзно, так как понимали, что фильм надолго на экранах не задержится. Помимо ритмично-маршевых композиций, озвучивающих кадры соревнований, создатели фильма попросили композитора и поэта сочинить лирическую песню, которая бы сопровождала эпизоды со спортсменами, отдыхающими на одной из спортивных баз Подмосковья. В связи с этим в процессе работы Василий Павлович вдруг вспомнил об одной мелодии, навеянной ему пару лет назад приятным летним вечером там же в Комарово. Подзабытая композиция, именованная «Ленинградскими вечерами» лежала в ящике письменного стола, куда была отправлена автором, посчитавшим её не достаточно удачной. Соловьев-Седой поразмыслил, что для фильма, который не привлечёт особого внимания зрителей, она вполне подойдёт. Матусовский поменял название мелодии на «Подмосковные вечера» и наспех сочинил текст со словами «слышится и не слышится», «движется и не движется».

Михаил Львович Матусовский

Как только работа была закончена, композитор и поэт собрались и поехали в Москву, где режиссёры на киностудии торопливо занимались монтированием фильма «В дни спартакиады».

В столице авторам песни нужно было срочно решить, кому доверить «Подмосковные вечера» и лучше всего, если бы её спел популярный певец, каким являлся Марк Бернес. Однако популярный артист от предложения категорически отказался и в итоге для записи композиции пригласили молодого солиста Большого театра Евгения Кибкало. Хотя и в этот раз вновь получилась осечка, так как исполнение песни в академической манере не понравилось её создателям. Впрочем, спасти «Подмосковные вечера помогла счастливая случайность: композицию услышал актер МХАТа Владимир Трошин. Драматическому артисту, который прославился как эстрадный певец и пользовался большой популярностью, песня так понравилась, что он сам стал уговаривать авторов доверить «Подмосковные вечера» ему. В результате мягкое и лиричное исполнение Трошина авторам композиции пришлось по душе.

Первый исполнитель песни «Подмосковные вечера» Владимир Трошин

Затем все песни были незамедлительно предоставлены художественному совету студии, который «Подмосковные вечера» посчитал скучными и невыразительными. Чиновники высказали Василию Павловичу нелестные слова о том, что при обращении к композитору надеялись на его талант, однако ожидания, к сожалению не оправдались. Тем не менее «Подмосковные вечера» с натяжкой приняли, так как на сочинение другой композиции времени не оставалось, а ничего подходящего больше не было.

Фильм вышел, но, как и предполагали его создатели, особой заинтересованности у зрителей он не вызвал. Разумеется, песня, великолепно исполненная Трошиным и прозвучавшая фоном на заднем плане, тоже оказалось незамеченной. Вскоре кинолента о спортсменах отправилась в архив, а вот несчастливая композиция волшебным образом из Золушки стала превращаться в Принцессу.

 

 

В то время было принято: песня из каждой киноленты обязательно должна быть в фонде радио. В связи с этим Владимиру Трошину позвонили и попросили приехать записать композиции из фильма «В дни спартакиады», однако «Подмосковных вечеров» среди них не было. Актёр сразу заявил, что без этой песни ничего записывать не будет. Спустя неделю пропавшую композицию отыскали, а ещё через несколько дней сообщили о назначенной дате записи.

Виктор Кнушевицкий - выдающийся дирижёр, а в то время руководитель оркестра Всесоюзного радио, сделал поистине гениальную аранжировку, украшенную хоровым вокализом, и песня с его лёгкой руки тут же вышла в эфир. А затем случилось невероятное: в радиокомитет стало приходить огромное количество писем с просьбой поставить песню, название которой не запомнили, но в ней рассказывалось о речке из лунного серебра. Композицию повторяли снова и снова, а писем приходило всё больше и больше от самых разных слушателей. В результате ни один радиоконцерт не проходил без «Подмосковных вечеров», а песня по количеству заявок быстро двигалась к своеобразному рекорду. Это был большой успех, но пока ещё не слава, которая ожидала композицию впереди.

Виктор Кнушевицкий

Летом следующего 1957 года в Москве открылся VI Всемирный международный молодёжный фестиваль, на котором полюбившиеся москвичам «Подмосковные вечера» стали официальной песней этого грандиозного события, музыкальным символом столицы нашего государства и самой узнаваемой у иностранных гостей советской мелодией. В результате композиция на конкурсе, проходившем в рамках фестиваля, получила Первую премию и Большую Золотую медаль.

После московского фестиваля триумфальному шествию «Подмосковных вечеров» по всему миру способствовал пианист Ван Клиберн, весной 1958 года ставший лауреатом Первого международного конкурса имени П.И. Чайковского. После блестящей победы выдающийся музыкант четыре раза приезжал в СССР с гастрольными концертами. Однажды в Москве его пригласили в Дом композиторов немного расслабиться после очередного выступления. Там в тёплой дружеской обстановке Клиберн вместе Соловьёвым-Седым шутки ради в четыре руки сыграли несколько композиций, среди которых были «Подмосковные вечера». На следующий день присутствующие на концерте пианиста услышали популярную композицию в удивительной интерпретации, которая поражала гармонической насыщенностью и полнозвучностью. Зал захлебнулся в овациях, а американский пианист затем увёз её с собой, продолжая исполнять не только в Соединённых Штатах, но и по всему миру, активно выводя чарующую мелодию на международную арену.

 

Ноты песни «Подмосковные вечера» Спартакиада народов СССР 1956 г.

Василий Соловьёв-Седой, автор музыки песни «Подмосковные вечера» Михаил Матусовский, автор текста песни «Подмосковные вечера»

 

Интересные факты

  • Необходимо отметить, что по количеству исполнений мелодия «Подмосковные вечера» удостоилась попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Такому результату способствовало использование первых тактов композиции в качестве позывных радиостанции «Маяк», звучащих сорок восемь раз в сутки.
  • По результатам опроса иностранных граждан композиция «Подмосковные вечера» вместе с «Катюшей» и «Калинкой» вошла в тройку самых популярных русских песен двадцатого века.
  • Марк Бернес решительно отказался, когда ему предложили исполнить «Подмосковные вечера». Несмотря на то, что мелодию он признал весьма приятной, то над «несуразным» текстом, в котором песня то слышится, то не слышится, а река то движется, то не движется, да ещё милая девушка смотрит искоса, он просто посмеялся. Тем не менее необходимо отметить, что впоследствии знаменитый артист, после того как песня приобрела необычайную популярность, сильно пожалел о своём поступке.
  • Делая звукозаписи «Подмосковных вечеров» Соловьёв Седой и Матусовский так замучили оркестрантов, что их хитростью пришлось уговаривать ещё раз сыграть композицию для Владимира Трошина. При этом актёра пришлось прятать за ширмой, чтобы музыканты не догадались, что они аккомпанируют уже другому певцу.
  • Соловьёв-Седой так недолюбливал «Подмосковные вечера», что был весьма удивлён, узнав о присуждении его «примитивной» песне высших наград международного конкурса, проходившего во время VI Всемирного молодёжного фестиваля. Он, разумеется, представил на конкурс другую композицию - «Если бы парни всей земли», которую, написал на стихи Евгения Долматовского. Несмотря на то, что и к ней, за особую пафосность текста, композитор, испытывал некоторую неприязнь, он рассчитывал, что именно эта «правильная» песня, соответствовавшая государственной политике Советского государства, будет оценена на должном уровне.
  • Сам Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» называл неудачной, заунывной, грустной и тоскливой дрянью со словами «не поймёшь о чём», которая достойна быть выброшенной в корзину. Хотя иногда, явно отшучиваясь, он называл её нормальной гениальной песней. Поговаривают, что Василий Павлович так и не полюбил своё шедевральное детище и когда его передавали по радио или пели соседи, он уходил, громко хлопая дверью.
  • О популярности «Подмосковных вечеров» говорит тот факт, что лирическая мелодия постоянно привлекает к себе внимание музыкантов, работающих в самых разных жанрах. Прекрасные аранжировки композиции были сделаны английским джазовым музыкантом Кенни Боллом, британской рок-группой «Deep Purple», композиторами Джеймсом Ластом и Полем Мориа. Помимо этого множество переложений песни звучат на разных языках, среди которых английский, испанский, французский, итальянский, шведский, венгерский, китайский, японский, иврит и финский.
  • В шестидесятые годы в нашей стране название «Подмосковные вечера» стало своеобразным популярным брендом. Так именовалась пудра, духи, одеколон и конфеты.

 

 

 

 

Содержание и текст песни «Подмосковные вечера»

«Подмосковные вечера». Это наполненная искренностью лирическая композиция, с пропитанной «народным характером» поэтической речью и льющейся мелодией, заставляет слушателей любоваться красотами, достойными воспевания чудесных «вечеров», которыми в нашем отечестве славится не только Подмосковье. Помимо описания чарующей природы в песне тонко передаётся душевный настрой влюблённого молодого человека. Юноша с бесхитростными словами обращается к своей девушке, пытаясь рассказать о своей любви и высказать то, что у него накопилось на сердце. Однако время летней ночи незаметно проходит и уже близится рассвет.  Молодой человек просит свою любимую, чтобы она вспоминала этот чудесный вечер, который они провели вместе, любуясь закатом и речкой из лунного серебра.

текст песни «Подмосковные вечера»

 

«Подмосковные вечера». Эта знаменитая лирическая песня, более шестидесяти лет назад покорившая всю планету, имеет многочисленных почитателей, и по сей день не перестаёт прокладывать путь к сердцу каждого слушателя, вызывая светлые и добрые чувства.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Подмосковные вечера