Сектор Газа «Лирика»
Группа «Сектор Газа» была в пост-советском музыкальном сообществе явлением крайне неоднозначным: мало кто из музыкантов того времени заслужил столько презрения со стороны «коллег по цеху» и столько внимания со стороны публики. Характерный вокал Юрия Клинских (он же – Юра Хой) в девяностые звучал из прокуренных гаражей со старыми «Жигулями» и «ИЖами», из магнитофонов подвыпивших и весьма сомнительных для интеллигентного человека компаний, гуляющих летними вечерами по сельским улочкам, из закоулков и дворов, из окон городских квартир и дачных домиков, из магнитол, радиоприёмников, наушников, кустарно собранных усилителей, словом – отовсюду. При этом трудно найти какую-нибудь пикантную, сомнительную, или откровенно пошлую тему, для которой у «Сектора» не нашлось бы своего трека, без прикрас раскрывающего всю «подноготную» вопроса, и зачастую приправленного крепким словцом. Впрочем, лучшие песни Хоя всё же написаны без единого матерного слова. Одной из таких можно считать композицию «Лирика», вышедшую весной 1993 года в рамках альбома «Нажми на газ».
Историю создания песни «Лирика», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
«Лирика» стала девятым и почти самым длинным по времени исполнения треком «Нажми на газ». Альбом был выпущен впервые в 1993 году российской фирмой звукозаписи «Мелодия» – старейшей звукозаписывающей компанией страны. Уже через год пластинка была переиздана «S.B.A./Gala Records» в том же формате (компакт-кассета и компакт-диск), а в 1997 году вышло особое издание пластинки серии «Коллекция» от той же студии. Никто не отменял и пиратство: ещё до Gala Records песни можно было найти на бобинах и в виде компакт-кассет сомнительного качества.
«Нажми на газ» стал седьмым альбомом в творчестве коллектива, и к его выпуску Хой уже был на пике своей популярности. «Лирика» была принята публикой очень тепло, и музыканты решили не затягивать с выходом видеоклипа к ней. Съёмки были назначены на лето 1993 года, однако после выпуска альбома группу ожидали сразу две серьёзные замены в составе: сначала коллектив покинул Владимир Лобанов, а затем – Сергей Тупикин. Место басиста «Сектора Газа» занимает Виталий Сукочёв, но и он на съёмки не попадает, и, отыграв с группой всего несколько концертов, покидает состав. К слову, подходящего басиста коллектив после этого так и не нашёл, и на съёмках клипа игру на бас-гитаре пришлось имитировать знакомому Хоя Евгению Гаськову.
Клип ещё больше популяризовал композицию: фактически каждый дворовый гитарист девяностых моментально обретал невероятный почёт и уважение в своём кругу, если умел красиво исполнять «Лирику». Но настоящее «второе дыхание» песне подарила Мария Качанова: никому на тот момент не известная исполнительница и модель выпустила свой, «женский» кавер на песню, чем произвела фурор среди фанатов «Сектора», хоть и далеко не все остались довольны такой интерпретацией. Впрочем, и сама Качанова неплохо «поднялась» за счёт творчества Хоя: сейчас она занимается выпуском собственных песен и видеоработ, участвует в различных музыкальных фестивалях и ведёт активную творческую жизнь.
Интересные факты
- На песни группы «Сектор Газа» у известных российских радиостанций существовало негласное «табу»: если в эфир дозванивался какой-либо слушатель и просил поставить даже безобидную композицию коллектива, просьба чаще всего тактично игнорировалась.
- За использование драм машин при записи, нестандартный стиль подачи своего творчества и откровенное копирование некоторых западных рок-хитов русская музыкальная «элита» также не слишком почитала «Сектор Газа».
- Своим названием коллектив обязан одному из экологически вредных районов Воронежа – родного для Хоя города.
- «Лирика» – достаточно нетипичное для коллектива произведение. В своих интервью Юра Хой часто отмечал, что он особенно тяготеет к смеси жанров, употреблению речетатива в сочетании с элементами тяжелого метала в звучании. «Лирика» же отличается относительной лёгкостью звучания, несмотря на наличие достаточно «жёстких» гитарных рифов, и полным отсутствием речетатива. Композиция «разбавила» альбом, сделала его более разнообразным, таким, каким хотел его видеть автор.
- В детстве и юности Хой заслушивался хитами группы «Машина Времени» и творчеством Владимира Семёновича Высоцкого.
- Сам Юрий Клинских неоднократно заявлял, что панком он себя не считает, а если и допускал некий уровень «панкухи» в своём творчестве – то только в начале карьеры.
Содержание и текст песни «Лирика»
Уже с первого прослушивания становится понятно, что композиция пропитана ярко выраженным пикантным посылом. Лёгкое гитарное вступление песни действительно навевает «лиричные» настроения, но уже на припеве композиция быстро выходит за рамки тонкой и мелодичной баллады, обрастая достаточно тяжелым «овердрайвовым» звучанием.
Что касается текстовой составляющей, то она почти идеально балансирует между романтичностью и чрезмерной откровенностью. Те, кто не понаслышке знаком с творчеством группы, при первом прослушивании могут даже удивиться, что герой повествования, вопреки «хоевским» канонам, не подхватил после близости какой-нибудь недуг: в этой песне Клинских не оставил места никаким пошлым посылам.
В своей книге «Сектор Газа глазами близких» Роман Гноевой упоминает «Лирику», как произведение, характеризующее близость как процесс, лишённый излишней чистоты и возвышенности. По словам Гноевого, масс-медиа навевают обществу стереотип о том, что активные, беспорядочные связи – признак успешного человека. Кинофильмы и газеты рассказывают о похождениях «Казановы» и «Дон Жуанов», а поп-культура старательно подливает масла в огонь композициями, потакающими подобному поведению. «Лирика» же на этом фоне предстаёт произведением, не то, чтобы «срывающим покровы», но преподносящее все таким, какое оно есть и каким должно быть, без лишней возвышенности и ненужных деталей.
Впрочем, всё это – лишь досужие рассуждения и недоказуемые интерпретации. Как бы там ни было, «Лирика» остаётся одной из самых узнаваемых композиций «Сектора Газа».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: