Любэ «Конь»
Душевность – понятие эфемерное, и мало какая музыкальная композиция может похвастаться тем, что её звучание трогает всех русскоязычных слушателей, вне зависимости от пола, возраста и политических взглядов. Что стоит называть душевным и почему нестройное хоровое пение участников шумного застолья порой звучит приятнее и «ближе», чем профессиональный вокал с динамиков акустической системы? Насколько «народной» может стать песня, написанная изначально для поп-сцены? Как возникают хиты, которые приобретают статус неофициальных гимнов? На все эти вопросы можно найти ответы, проанализировав историю создания композиции «Выйду ночью в поле с конём» группы «Любэ».
Историю создания песни «Конь», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Под официальным названием «Конь» этот трек вышел в составе третьей студийной пластинки «Любэ» в 1994 году. Альбом получил слегка отдающее воровским жаргоном название «Зона Любэ». Работа над пластинкой велась около двух лет, а вместе с ней российский режиссёр Дмитрий Золотухин выпустил одноимённую киноленту, снятую по произведениям ансамбля.
Но сам выход композиции не столь интересен, как его предыстория. Дело в том, что российский поэт-песенник и автор текстов к огромному количеству русскоязычных поп-хитов Александр Шаганов изначально писал «Коня» с учётом того, что петь песню будет вовсе не Николай Расторгуев (солист «Любэ»), а ребята из группы «Иванушки International». Музыку к композиции писал Игорь Матвиенко, и именно под его продюсерской опекой находился тогда знаменитый бойз-бэнд из поздних девяностых. Изначальная аранжировка песни даже включала в себя барабаны, но впоследствии было принято решение сделать произведение «акапелльным».
С последней идеей также связана интересная история. Дело в том, что в период написания «Выйду ночью в поле с конём» Матвиенко довелось работать с хормейстером и бэк-вокалистом «Любэ» Анатолием Кулешовым, который часто выступал в составе церковного хора. Именно Кулешов внёс предложение убрать ненужный инструментал и представил песню такой, какой поклонники «Любэ» привыкли её слышать сегодня. Впрочем, свою лепту в итоговую аранжировку внёс и Шаганов: по словам Матвиенко, «пафосная кульминация» композиции была придумана именно им.
Нельзя говорить о песне «Конь», как о композиции, «вытащившей» альбом, но и недооценивать её влияние на общую реакцию критиков и публики на пластинку непозволительно. «Зона Любэ» стал лучшим среди отечественных CD в плане продюсерской работы и звукорежиссуры за 1994 год, был удостоен премии «Бронзовый волчок» и многих других наград.
Что касается самой песни, то она, без сомнения, стала самой популярной композицией альбома и без каких-либо рекламных кампаний, пиара и продвижения через СМИ была перепета десятки и сотни раз знаменитыми и не очень исполнителями, а после и вовсе получила статус народной. На вооружение «Коня» взяли и люди военные, и монастырские хоровые коллективы, и караоке-бары.
Вместе с композицией публика тепло приняла и альбом, а заодно с последним – и одноимённую киноленту, ставшую дебютной для Золотухина в качестве режиссёра. Сам фильм рассказывает о том, как группа «Любэ» приезжает в одну из российских тюрем с концертом и представляет своё творчество заключённым. Всё действо снимается телевизионщиками, а история и характер каждого персонажа-заключённого раскрываются через короткие новеллы, сопровождающиеся той или иной песней коллектива.
Критики приняли картину достаточно тепло: так, в рамках своей рецензии в журнале «Столица» за 1995 год, Александр Колобовский отметил роль Николая Расторгуева лучшим кинодебютом года, не забыв упомянуть, что артисту в картине и вовсе не пришлось пользоваться возможным актёрским талантом, так как играл он самого себя. Светлана Борисовна Коваленко в журнале «Рипол Классик» же отметила, что композиция «Конь» по своему драматизму, содержанию и глубине вышла за привычные для российского шоу-бизнеса рамки.
Интересные факты
- Кинолента «Зона Любэ» получила приз от благотворительного фонда «Возрождение» в рамках Акции-кинофестиваля «Сталкер», а также была номинирована на гран-при конкурса «Кинотавр» в 1995 году.
- Хозяина коня в фильме сыграл советский и российский актёр кино и театра, народный артист РСФСР Владимир Кашпур.
- Игорь Матвиенко считает «Коня» одним из главных произведений в своей жизни.
- Композиция расположена на последнем, десятом месте в стандартной версии альбома «Зона Любэ», однако в одноимённом фильме она звучит ещё в первой половине ленты.
- К первому юбилею группы, в 2002 году вышло юбилейное издание альбома. В нём, помимо основного треклиста, можно было найти ещё три композиции: «Трамвай Пятёрочка», «Атас» и «Скоро дембель».
- Несмотря на положительную реакцию критиков относительно ролей, которые играли музыканты в фильме «Зона Любэ», эксперты не слишком тепло приняли режиссёрскую работу Золотухина, обвинив последнего в неуверенности и использовании «простых и спекулятивных» идей. В частности, Андрей Титов в рамках выпуска «Искусства кино» раскритиковал творчество Золотухина за попытку сделать фильм из череды музыкальных клипов.
- Оформление альбома было высоко оценено западными дизайнерскими фирмами.
- К 25-летию группы «Любэ» свет увидело ещё одно юбилейное издание. В 2014 году вышла «виниловая», а в 2015 – «дисковая» его версии. Треклист пластинки в новом издании никак не изменился.
- Записью и мастерингом альбома занимались специалисты студии «Мосфильм».
Содержание и текст песни «Конь»
Аккорды песни описываются «поступенными, четвертными, протяжными и ровными». В исполнении произведения соблюдены каноны истинно народного звучания: начинает её один голос (запевала) и уже затем подключается стройный мужской хор. В третьем куплете наблюдается переход на октаву выше, композиция переходит в пиковую стадию, а последняя часть песни оставляет за собой определённую незавершённость, позволяя слушателю поразмыслить над воспринятым.
Сложно найти в истории европейских или азиатских стран этносы, в которых образ коня не был бы сакрализован. Конь и всадник – это одновременно и гармония, и подчинение, и неисчерпаемый источник силы, стремления к цели и упорства. Идея движения к горизонту («где рождает поле зарю?») столь же велика, сколь и наивна, а строка о хлеборобе отсылает слушателя к аспекту бесконечного обновления земной жизни.
«Выйду ночью в поле с конём» – это не просто выдающееся произведение для своего жанра, а уникальный пример того, как авторская композиция в наше время может переродиться в народную, и остаться в сердцах миллионов русскоязычных слушателей по всему миру настоящим гимном не государства, но Родины.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: