Виктор Цой «Кукушка»
Последние произведения в карьере той или иной значимой фигуры в музыке, как правило, становятся хитами. В основе этого интересного на первый взгляд факта лежит простое объяснение. Лучше всего его описывает приторное в своей циничности высказывание одного персонажа из «Рок-н-рольщика» Гая Ричи: – «Рокер мёртвый дороже живого».
К сожалению, в отличие от киношного персонажа, Виктор Цой не инсценировал свою смерть, но «Чёрный альбом», изданный уже после кончины музыканта, постигла та же участь, что неизданное творчество Курта Кобейна, Егора Летова и целого ряда авторов, раньше времени покинувших этот мир: популярность и огромные тиражи продаж. Пластинка (не без помощи достаточно низких пиар-уловок) разошлась количеством более 1 200 000 копий, а «Кукушка» стала центральной её композицией, олицетворяющей уходящую эпоху в лице одного-единственного человека.
Историю создания песни «Кукушка», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Бессмертный хит, которому не так давно подарила второе дыхание замечательная певица Полина Гагарина, был написан в небольшой студии в посёлке Плиеньциемс (недалеко от Юрмалы, Латвия). По словам Юрия Каспаряна, гитариста «Кино», Виктор потратил на творческий процесс целый день, запершись в «сарайчике», стоящем отдельно от остальных помещений. Плиеньциемс считается курортным посёлком, и Каспарян с Цоем приехали туда отдыхать, но солиста «Кино» муза не оставляла и в отпуске.
Основную мелодию произведения, включая вступление и заключение Цой сочинил сам, всё в том же сарайчике. Каспаряну же и остальным участникам «Кино», как обычно, довелось работать уже с полуготовым материалом. Музыканты тщательно доработали аранжировку и записали демо-версию, но вот выйти в свет при живом авторе ей так и не довелось.
«Кукушка» была представлена фанатам группы в рамках так называемого «Чёрного альбома» – восьмой и последней пластинки группы, выпущенной в январе 1991 года. К слову, большинство остальных треков альбома также были написаны в том самом «сарайчике».
С записью альбома не всё шло гладко: первые вокальные партии Цоя получились, по мнению музыкантов, не слишком удачными, и Каспарян даже попросил артиста перепеть композиции, услышав в исполнении оттенок небрежности.
После записи демо-версии альбома, сделанной на портативной студии, Каспарян отправился в Ленинград, а Цой решил задержаться в посёлке ещё на несколько дней. Это решение, как знают многие фанаты, и стало роковым в жизни музыканта: 15 августа, возвращаясь с рыбалки на одном из окрестных озёр, Виктор Цой погиб в автокатастрофе, столкнувшись в своём автомобиле с автобусом.
Несмотря на гибель лидера коллектива, альбом из демо-версии перерос в полноценную студийную. Огромную роль в этом сыграл музыкальный менеджер Юрий Айзеншпис: именно он привлёк музыкантов группы к продолжению работы над пластинкой, и именно его влиянию последние, по словам басиста «Кино», Игоря Тихомирова, противились своим инфантильным поведением при записи.
Официальная презентация пластинки состоялась 12 января 1991-го, на базе столичного Дворца молодёжи. По сути, это была профессиональная пресс-конференция: одна из первых для русского рока, как жанра. Собранные с продаж альбома в рамках данной презентации средства были направлены на помощь родственникам погибшего музыканта, установку памятника, организацию художественных выставок.
Интересные факты
- Во время записи альбома использовалась драм-машина, что считалось проявлением «дурного тона» в российском рок-сообществе. Музыканты «Кино» шли наперекор стереотипам.
- Официальное название «Чёрного» альбома – «Кино», поскольку на его обложке нет ничего, кроме этого слова, написанного белым шрифтом на чёрном фоне.
- Около десятка тысяч виниловых пластинок «Чёрного альбома» были украдены ещё до официальной презентации.
- Юрий Айзеншпис применил достаточно низкий приём для пиара альбома, распространив ложную легенду о том, что кассету с неизданными записями нашли в разбитом автомобиле Цоя после аварии и восстановили. Такая пусть и красивая, но неправдивая версия обеспечила альбому даже при высокой цене на виниловый его носитель сумасшедшее количество продаж.
- Айзеншпис не забыл «навариться» и на презентации альбома: билет на неё стоил заоблачные на то время 150 рублей. Сам организатор назвал презентацию «светским приёмом, а не массовым мероприятием», и цену за билет на подобное действо видел вполне оправданной.
- Говоря о «Кукушке», нельзя не вспомнить замечательные каверы на неё от Алины Орловой, Полины Гагариной, Ярославы Дегтярёвой и Земфиры, а также от коллектива «ДДТ». Пусть фанаты «Кино» одобрили далеко не все версии песни, каждая из них имеет свои интерпретационные особенности.
- В киноиндустрии «Кукушка» засветилась в фильмах «Битва за Севастополь», «Сёстры» и «Дом под звёздным небом».
- Первоначальный вариант сведения песни хоть и не был издан официально, но доступен к прослушиванию в эпизодах документальной киноленты «Человек в чёрном», снятой телекомпанией «ВИD» в 1990-м году.
Содержание и текст песни «Кукушка»
Точное толкование содержания подобных произведений всегда рискует угодить в дебри субъективизма, но основной посыл песни можно легко понять, вслушавшись в текст. Автор обращается к птице, которая издревле предсказывала народу количество непрожитых ещё лет, но время музыканта измеряется не годами, а количеством написанных им творений. Таким образом, Цой видел творчество противоположностью смерти, а отсутствие его – смертью как таковой.
Обратив внимание на куплеты, можно понять, что романтический герой повествования в этом произведении исчез или погиб, и не кому продолжить его дело («кто пойдёт по следу одинокому?»). В третьем же куплете автор взывает к воле и свободе, видя жизнь без этих добродетелей бесконечным мучением («головы да плечи терпеливые – под плеть»).
Текст песни давно разлетелся на цитаты, но воспринимать его непременно лучше целиком, погружаясь в атмосферу песни, и полностью проникаясь теми чувствами, которые в неё заложены. «Кукушка» – это произведение, которое обрело популярность на «волне» траура, но это нисколько не умаляет его значимости, ведь шедевр нельзя назвать шедевром только потому, что подобного уже никто и никогда не сотворит.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: