На тот большак, на перекрёсток (Песня о любви)
Песня. Этот самый востребованный вид вокальной музыки возник в такие древние времена, что сегодня даже приблизительно дату его зарождения установить невозможно. Содержание песен, какими бы они не были: авторскими или народными, может быть самым различным, однако очень часто данную форму вокала величают подлинной исповедью человеческой души, а потому наиболее популярными в этом жанре являются композиции о любви. Впрочем, и эта тематика весьма многообразна, ведь любовные истории бывают не только счастливыми. Вместе с тем совсем без любви человек жить не может и об этом повествуется в «Песне о любви», которая начинается словами «На тот большак, на перекрёсток».
Историю создания песни «На тот большак, на перекрёсток», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Сегодня можно с уверенностью сказать, что история знаменитой композиции «На тот большак, на перекрёсток», началась с того момента, как сценаристу Будимиру Метальникову от киностудии им. М. Горького заказали написать сюжетную основу для фильма на колхозную тематику, но обязательно с жизнеутверждающим настроем. Увлечённо взявшись за работу, Будимир Алексеевич на одном дыхании сочинил незамысловатое повествование, в котором главной героиней являлась молодая солдатская вдова Саша Потапова, живущая в небогатом колхозе. На коллективном собрании бойкая женщина была выбрана председателем сельскохозяйственной артели и несмотря на различные трудности сумела наладить работу в хозяйстве, до того пришедшем в полный упадок.
Одновременно с тем, как Метальникову дали задание написать сценарий к фильму, получившему впоследствии название «Простая история», снять эту киноленту пригласили режиссёра Татьяну Лиознову. Однако даже не успев приступить к подбору съёмочной группы, ввиду непредвиденных обстоятельств, она от данного предложения отказалась. Тогда администрации киностудии пришлось срочно подыскивать другого художественного руководителя киноленты. Им оказался Юрий Егоров, творчество которого было особо отмечено в таком замечательном фильме, как «Добровольцы».
Вновь приглашённый режиссёр сразу активно приступил к исполнению своих обязанностей, то есть к подбору актёров на главные роли и коллектива съёмочной группы. Необходимо заметить, что с этим у Егорова особых проблем не было, так как многих из них Юрий Павлович уже привлекал в работе над предыдущими своими фильмами. Например, он твёрдо знал, что музыкальное оформление фильма доверит только композитору Марку Фрадкину. При этом Юрий Павлович перед музыкантом сразу поставил задачу: кинолента должна быть украшена душевной песней о любви, так как эта тематика красной нитью проходит по всему сюжету.
Поначалу познакомившись со сценарием, а затем и с главной героиней, роль которой исполняла Нона Мордюкова, Марк Григорьевич явно не остался равнодушным, а потому у него в голове сразу возник чувственный мотив, впоследствии положенный в основу душевной песни.
Кто будет сочинять поэтический текст к его музыке, Фрадкин для себя определил сразу. Три года назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Дело было в Пенькове». Он сразу завоевал признание зрителей, но главное в киноленте прозвучала замечательная песня, начинающаяся словами «Огней так много золотых». Содержание этой композиции полностью отражало сюжет фильма, но помимо этого она сразу ушла в народ, и женская половина советской страны с удовольствием стала распевать о том, что любит женатого. Стихи к такой жизненной песне сочинил поэт Николай Доризо, вот и сейчас он должен очень постараться, чтобы получилось нечто подобное.
Когда к Доризо обратились с данной просьбой, он был весьма польщён, а потому режиссёра и композитора стал донимать расспросами. Поскольку любовь бывает счастливой, несчастной, безответной, а также с первого взгляда, поэт хотел знать о какой именно он должен сочинить текст. Как ответ на все вопросы поэта, Егоров стал подробно пересказывать ему сюжет фильма. Сопровождая некоторые сцены детальным разбором, режиссёр непроизвольно произнёс фразу: «А как жить без любви?». Именно за эти слова мёртвой хваткой зацепился Доризо и, немного их изменив, сочинил проникновенный поэтический текст, который идеально лёг на мелодию Фрадкина. Спеть композицию попросили обладательницу красивого контральто, в то время солистку Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валентину Левко. Её академическая манера исполнения органично вписалась в киноленту, премьера которой состоялась в самом начале 1960 года.
Интересные факты
- Песня «На тот большак» долгие годы была «визитной карточкой» выдающейся советской певицы Клавдии Ивановны Шульженко. В свой черёд трогательную композицию в свой репертуар включали многие звёздные исполнители, среди которых Людмила Гурченко, Тамара Синявская, Алла Пугачёва, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева. При этом, необходимо отметить, что особо проникновенно песня звучала в исполнении Нонны Мордюковой – актрисы, которая играла главную роль в киноленте «Простая история».
- Фильм «Простая история», несмотря на большой интерес у аудитории, не получил никаких правительственных наград, однако кинолента, представленная на суд зрителей более шестидесяти лет назад и сегодня пользуется популярностью и периодически демонстрируется по телевидению.
- Марк Григорьевич Фрадкин – это очень известный советский - российский композитор, прославившийся тем, что сочинял музыку к кинофильмам, а также песни, которые приобретали такую популярность, что незамедлительно становились шлягерами. К примеру: «За того парня», «За фабричной заставой», «Комсомольцы-добровольцы», «Случайный вальс», «Там, за облаками», «Течет Волга», «Увезу тебя я в тундру», «У деревни Крюково».
- Поэт и драматург Николай Константинович Доризо тоже оставил потомкам богатое творческое наследие, включающее в себя многочисленные книги стихов, ряд лирико-эпических поэм, пьесы, написанные поэтическим слогом, а также прозаические произведения. Многие стихотворные тексты Доризо превращались в песни, которые приобретали такую популярность, что их причисляли к народным творениям. Хорошим примером тому служит композиция «Огней так много золотых», украсившая киноленту «Дело было в Пенькове».
- Некоторые эксперты в области шансона считают, что мелодию композиции «На тот большак» Марк Фрадкин «хорошо позаимствовал» из песни «Опавшие листья» французского композитора Жозефа Косма, однако с этим можно не согласиться. При сравнении нотного материала спорных мелодий сразу все обвинения моментально снимаются.
Содержание и текст песни «На тот большак, на перекрёсток»
Любовь – это сильное и глубокое, светлое и прекрасное чувство, являющееся великим божьим даром. Любовь – это каскад положительных эмоций, духовно обогащающий и тем самым вызывающий вдохновение на созидание. То есть любовь - такое удивительное состояние души, которым должен быть вознаграждён каждый человек. Впрочем, в любви частенько бывает не всё гладко. Порой любовь приносит много неприятностей, например, любимый человек может обидеть или обмануть, и вот тогда любовь ранит душу и сердце. Вот об этом размышляет героиня, от лица которой идёт повествование в песне «На тот большак». Не всегда любовь приносит радость и счастье, но жить без неё человек не может и не должен.
Композиция, сочинённая автором в минорной тональности и четырёхдольном размере, включает в себя четыре куплета. Извилистая мелодия начинается с красноречивого хода: малая терция и скачок на кварту с остановкой на шестой ступени. Далее музыкальный материал продолжает рельефно развиваться и это придаёт композиции особую выразительность и задушевность.
«Песня о любви». Эта пронзительная композиция, созданная более шестидесяти лет назад и известная по начальной фразе «На тот большак, на перекрёсток», с момента её появления и по настоящее время пользуется огромной народной любовью. Поэтические строчки этой песни основательно укоренились в памяти нескольких поколений, а потому сегодня она причисляется к главным застольным песням нашей страны.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: