Огней так много золотых (Я люблю женатого)
Любовь - это нежное и светлое чувство люди искусства: поэты, художники и композиторы, начиная с времён античности воспевали в своих чудесных творениях. Впрочем, любовь не всегда вызывает возвышенный творческий порыв и вдохновение на созидание. В отдельных случаях она не приносит положительных эмоций, а даже изматывает и разрушает изнутри. Такое мучительное состояние возникает если в данном чувстве нет взаимности. Причины могут быть самые разные и об одной из них повествуется в композиции с названием «Огней так много золотых», которая обрела такое признание, что, имея конкретных авторов, стала причисляться к народным песням.
Историю песни «Огней так много золотых», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Рассказ о создании данной композиции важно начать с того, что к началу пятидесятых годов Николай Доризо, со школьной скамьи ушедший на фронт и всю войну служивший корреспондентом, успел окончить историко-филологический факультет университета города Ростова и выпустить два сборника своих стихов. Его поэтические тексты, живо отражающие увиденное и пережитое, сразу обратили на себя внимание, а потому окрылённый доброжелательной оценкой критиков, Доризо ещё с большим вдохновением продолжил заниматься любимым творчеством. Вот именно в тот период талантливый поэт написал стихи, которым дал бесхитростное название «А я люблю женатого» и первым делом решил попробовать преобразовать их в песню: вдруг из этого что-нибудь получится.
Николай стал показывать своё сочинение знакомым композиторам, но все как сговорились: любовная лирика нынче не в почёте, да к тому же текст какой-то безнравственный. Тем не менее Доризо не убрал своё произведение в стол, а рискнул предложить напечатать его в «Литературной газете», главным редактором которой в то время был Константин Симонов. После публикации в таком солидном издании на стихи под заголовком «Я люблю женатого» обратили внимание даже именитые композиторы. На данный текст было создано сразу несколько песен, но ни одна из них впечатление на слушателей не только не произвела, а даже вызвала нелестные отзывы. Такая оценка была неприятна поэту, однако его дальнейших планов не расстроила. Николай продолжал писать стихи, выпускать поэтические сборники, стал членом Союза писателей CССР и слушателем Высших курсов при Литературном институте имени Горького. Как итог имя Доризо приобретало всё большую известность. К примеру, в 1956 году уже весьма популярного поэта попросили написать текст песни для фильма «Разные судьбы», который режиссёр Леонид Луков снимал на киностудии имени М. Горького. В творческом содружестве с композитором Никитой Богословским композиция получилась настолько проникновенной, что уже в следующем году Николай получил ещё одно предложение оставить свой след в отечественном кинематографе. Он должен был сочинить стихи к песне для деревенской мелодрамы «Дело было в Пенькове».
Этим заказом поэт очень заинтересовался. Во-первых, для работы над кинолентой был подобран талантливый коллектив во главе с молодым режиссёром Станиславом Растоцким. А во-вторых, ему очень хотелось, чтобы его песня сошла с экрана и стала всенародно любимым шлягером. Николай внимательно прочитал сценарий и вник во все его тонкости. Вокальная композиция, исполняемая актёром Вячеславом Тихоновым, которому досталась роль главного персонажа – тракториста Морозова Матвея, должна была живо отражать характер героя киноленты. Обстановка на съёмочной площадке была настолько творческой, что поэт на одном дыхании сочинил поэтический текст, начинающийся словами «От людей на деревне не спрятаться», а композитор Кирилл Молчанов украсил его выразительной мелодией.
Фильм сняли и полностью подготовили к сдаче, однако случилось непредвиденное, из-за которого демонстрацию киноленты редакционному совету пришлось отложить. Дело в том, что Доризо припомнил свои, сочинённые три года назад, стихи «Я люблю женатого». Его вдруг осенило, что данный поэтический текст полностью отображает сюжет фильма. Долго не раздумывая, Николай отправился к Молчанову и с порога сообщил, что ему необходимо сочинить музыку ещё к одной песне. Ошарашенный таким заявлением композитор начал возражать: уже поздно, ведь работа над фильмом окончена, однако упрямый поэт всё же уговорил его познакомиться с поэтическим текстом. Пробежав глазами стихотворение, Кирилл Владимирович тут же сел к роялю и из-под его пальцев сразу полилась простая, но завораживающая мелодия.
Повторив сочинение несколько раз, поэт и композитор поняли, что получилась душевная песня, а потому они быстро собрались и поехали на киностудию. Разыскав режиссёра Ростоцкого и затащив его в павильон с роялем, Доризо и Молчанов продемонстрировали ему своё творение. Вокруг исполнителей сразу собрались заинтересованные люди, которые стали подпевать, а затем попросили оставить слова песни. Несмотря на то, что режиссёру композиция понравилась, но вставить её в киноленту Ростоцкий отказался. Впрочем, на этом история не закончилась. Спустя время в квартире Доризо раздался телефонный звонок. На другом конце провода Григорий Бритиков - директор киностудии возмущённо требовал показать ему новую песню. Григорий Иванович пояснил, что, работающие на студии женщины на всех этажах распевают о том, что любят женатого. Услышав композицию в авторском исполнении, растроганный директор разрешил доснять дополнительные кадры, которые бы сопровождались данной песней и соответственно дал распоряжение о переносе сдачи киноленты. Для озвучивания композиции пригласили солисток хора имени Пятницкого Екатерину Семенкину и Антонину Фролову, и в их прекрасном дуэтном исполнении песня прямо с экранов стремительно пошла в народ.
Интересные факты
- Композитор Кирилл Молчанов впоследствии признался, что он быстро сочинил музыку к песне «А я люблю женатого», так как имел мелодическую заготовку, которую подготовил к стихам другого автора и по ритму напоминающие поэтический текст Николая Доризо.
- После того как Константин Симонов, будучи главным редактором «Литературной газеты», дал распоряжение напечатать поэтический текст Николая Доризо «Я люблю женатого», то в издательство стали приходить гневные письма. Читатели возмущались, что в такой солидной газете печатают стихи, описывающие жизненную ситуацию, заслуживающую осуждения и порицания. Затем, после выхода фильма «Дело было в Пенькове», Николай Доризо стал получать послания, обвиняющие его в том, что он своими стихами оклеветал советских женщин, а в журнале «Крокодил» напечатали бичующий поэта фельетон. Помимо того, некоторые армейские политработники изъявляли желание встретить автора тех самых аморальных стихов в мрачном местечке и задать поэту хорошую трёпку. Им постоянно приходилось рассматривать жалобы, так как незамужние девицы, воспринявшие песню как свой гимн, усилили давление на семейных офицеров, которых направляли для выполнения служебного задания в пункты временной дислокации воинских частей.
- Николай Константинович Доризо оставил потомкам богатое творческое наследие, включающее большое количество стихов, а также ряд поэм и драматических произведений. При этом важно отметить, что стихи Доризо, наполненные особой мелодичностью, довольно часто преобразовывались в песни, которые не только ярко звучали в кинолентах, но и становились их визитными карточками. Хорошим примером служат такие композиции, как «На тот большак» (Простая история), «Песня о родном городе» (Увольнение на берег), «Серебряная песня» (У тихой пристани), «Песня Рощина» (Разные судьбы).
- Кирилл Владимирович Молчанов – выдающийся композитор, сочинявший произведения в самых разных музыкальных жанрах. На его счету семь опер, два балета, мюзикл, вокальные циклы, музыка к драматическим постановкам и таким киношедеврам, как «Дело было в Пенькове», «Неподдающиеся», «На семи ветрах», «Увольнение на берег», «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Россия молодая».
- Композиция «Огней так много золотых» со временем была признана визитной карточкой, неофициальным гимном, а также символом прекрасного волжского города Саратова, в центре которого данной песне даже поставлен памятник.
Содержание и текст песни «Огней так много золотых»
Уже с первых строчек данной душевной композиции становится ясно, что в ней рассказывается о любви, однако эти чувства в данном случае нельзя назвать счастливыми. Повествование-исповедь в песне ведётся от лица девушки, влюбленной в женатого мужчину. Впрочем, за истинное благородство и свою нравственную позицию героиня достойна самых высоких похвал. Из признаний девушки становится ясно, что большой ценностью она считает крепкие семейные отношения, разрушение которых является настоящим преступлением. Героиня сожалеет о том, что возлюбленный рано завёл семью, но разбивать её героиня не имеет морального права, а потому свои чувства должна сохранить в тайне, а лучше всего от встреч с любимым навсегда отказаться. По своей сути содержание этой песни даёт некий образец поведения и представление, как правильно поступать в такой непростой жизненной ситуации.
Композиция, включающая четыре куплета, написана в трёхдольном размере и минорной тональности. Выразительная и извилистая мелодия песни легко запоминается и весьма удобна в исполнении, так как её диапазон составляет всего одну октаву.
«Огней так много золотых». Этот песенный шедевр о любви, созданный для фильма «Дело было в Пенькове», до сих пор так невероятно воздействует на слушателей, что многие искренне считают его творением народа. Композиция непрестанно в исполнении звёзд эстрады звучит на престижных концертных площадках, но самое ценное, что текст этой песни хорошо знают не только люди старшего возраста, но и молодое поколение.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: