Виктор Цой – «Хочу перемен!»: самый аполитичный гимн революции
Эту песню знают все. Она звучит на многотысячных концертах и скромных квартирниках, уличные музыканты поют её в переходах, а клубные диджеи штампуют бесконечные ремиксы. Её используют в промо-роликах политических партий и в нарезках с уличными беспорядками, под неё поднимают транспаранты и строят баррикады. Престижное британское издательство Time Out включило её в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». «Мы ждём перемен» группы «Кино» можно назвать самым политизированным творением Цоя и его группы, но сам автор вовсе не гордился этим статусом.
Историю создания песни «Хочу перемен!», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Впервые «Хочу перемен» прозвучала в 1986 году на четвёртом фестивале Ленинградского рок-клуба, что проходил в ДК «Невский». К тому времени «Кино» были ещё далеки от пика популярности, но уже имели вес после релиза первой официальной пластинки «Ночь», которая подарила нам такие хиты, как «Видели ночь» и «Мама-анархия».
Концерт в «Невском» посетил режиссёр Сергей Соловьёв, который как раз искал музыканта для съёмок в фильме «Асса». Связавшись с Цоем, Соловьёв пригласил его к участию в работе над фильмом и попросил оставить «Хочу перемен» для одной из сцен своей ленты. Музыкант не стал возражать и действительно «приберёг» шлягер до выхода картины на экраны.
Текст и музыку «Перемен», по предположениям исследователей и музыкальных критиков, Цой написал весной 1986 года во время участия в съёмках малоизвестной ленты «Конец каникул». Сами музыканты «Кино» относились к своему творению без какой-либо помпезности, присвоив ему ироничное концертное название «Пельмень».
Примечательно, что широкая популярность к шлягеру пришла сразу, а вот политизировать его стали лишь спустя время. К числу «гимнов протеста» в то время скорее можно было причислить «Скованные одной цепью» Nautilus Pompilius и «Поезд в огне» Бориса Гребенщикова.
Впервые «Хочу перемен!» была издана на альбоме «Последний герой» в 1989 году. По иронии пластинка увидела свет на родине революций, а спонсировал её выпуск французский дипломат Жоэль Бастенер, который являлся большим ценителем русской культуры.
Интересные факты:
- Несмотря на то, что «Последний герой» был сведён и выпущен во Франции, запись материала для него проходила в Москве, на студии известного певца и исполнителя таких хитов, как «Мой дельтаплан» и «Маргарита» Валерия Леонтьева.
- Коллаж для обложки альбома подготовили Виктор Цой и Георгий Гурьянов – барабанщик и бэк-вокалист «Кино».
- Песню неоднократно перепевали знаменитые в русскоязычном медиапространстве артисты: кавер-версии «Перемен» есть в репертуаре групп «Звери», «Louna» и «С. К. А. Й.», рэпера Dino MC 47 и даже Надежды Кадышевой.
- В 2005 году на экраны вышел фильм Сергея Лобана «Пыль», в заключительных титрах которого актёр московского шоу-театра «Синематографъ» Алексей Знаменский «спел» композицию «Хочу перемен!», используя язык жестов.
Содержание и текст песни Виктора Цоя «Хочу перемен!»
О том, что «Хочу перемен» не имеет никакого отношения к политическим революциям, неоднократно говорил, как сам Цой, так и музыканты группы «Кино». Даже режиссёр фильма «Асса» Сергей Соловьёв в одном из интервью 2011 года отметил, что изменил своё мнение о песне. «Ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой "Ассой", верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором» – говорил мэтр.
Но о чём же тогда поётся в песне? Почему она стала протестной мантрой против воли авторов?
На самом деле публика не совсем верно уловила основной посыл композиции. Да, герой песни требует изменений, но буквы закона и министерских кабинетов они касаются в последнюю очередь – Цой поёт о переменах в себе. Весь смысл песни можно уложить в цитату неизвестного автора:
«Единственная необходимая нам революция – это революция сознания».
Речь в композиции идёт об освобождении от своих страхов, иллюзий, навеянных со стороны стереотипов, мешающих жить полноценной жизнью принципов. Рассуждать об этих материях куда сложнее, нежели о переменах внешних, и возможно именно в этом причина политического засилья, которое рухнуло на одну из лучших композиций группы «Кино».
Увы, когда «Хочу перемен» обрела популярность, склонных до истинных трактовок и скрытых смыслов публику совершенно перестало интересовать, что хотел сказать автор. Энергичная баллада о тяге к внутреннему совершенству волею людской превратилась в универсальный хит протестов. Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Но тот факт, что именно «остросоциальная» трактовка принесла песне статус нетленки, отрицать почти невозможно.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: