Виктор Цой – «Хочу перемен!»: самый аполитичный гимн революции

 

Эту песню знают все. Она звучит на многотысячных концертах и скромных квартирниках, уличные музыканты поют её в переходах, а клубные диджеи штампуют бесконечные ремиксы. Её используют в промо-роликах политических партий и в нарезках с уличными беспорядками, под неё поднимают транспаранты и строят баррикады. Престижное британское издательство Time Out включило её в список «100 песен, изменивших нашу жизнь». «Мы ждём перемен» группы «Кино» можно назвать самым политизированным творением Цоя и его группы, но сам автор вовсе не гордился этим статусом.

Историю создания песни «Хочу перемен!», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Впервые «Хочу перемен» прозвучала в 1986 году на четвёртом фестивале Ленинградского рок-клуба, что проходил в ДК «Невский». К тому времени «Кино» были ещё далеки от пика популярности, но уже имели вес после релиза первой официальной пластинки «Ночь», которая подарила нам такие хиты, как «Видели ночь» и «Мама-анархия».

Группа «Кино»

Концерт в «Невском» посетил режиссёр Сергей Соловьёв, который как раз искал музыканта для съёмок в фильме «Асса». Связавшись с Цоем, Соловьёв пригласил его к участию в работе над фильмом и попросил оставить «Хочу перемен» для одной из сцен своей ленты. Музыкант не стал возражать и действительно «приберёг» шлягер до выхода картины на экраны.

Кинофильм «Асса»

Текст и музыку «Перемен», по предположениям исследователей и музыкальных критиков, Цой написал весной 1986 года во время участия в съёмках малоизвестной ленты «Конец каникул». Сами музыканты «Кино» относились к своему творению без какой-либо помпезности, присвоив ему ироничное концертное название «Пельмень».

 

Примечательно, что широкая известность и политизация шлягера не настигли его сразу – вплоть до 90-х годов композиция не была особо популярна у публики. К числу «гимнов протеста» в то время скорее можно было причислить «Скованные одной цепью» Nautilus Pompilius и «Поезд в огне» Бориса Гребенщикова.

Впервые «Хочу перемен!» была издана на альбоме «Последний герой» в 1989 году. По иронии пластинка увидела свет на родине революций, а спонсировал её выпуск французский дипломат Жоэль Бастенер, который являлся большим ценителем русской культуры.

 

альбом «Последний герой» Кадр из фильма «Асса»

«Кино» Виктор Цой

 

Интересные факты:

  • Несмотря на то, что «Последний герой» был сведён и выпущен во Франции, запись материала для него проходила в Москве, на студии известного певца и исполнителя таких хитов, как «Мой дельтаплан» и «Маргарита» Валерия Леонтьева.
  • Коллаж для обложки альбома подготовили Виктор Цой и Георгий Гурьянов – бэк-вокалист «Кино».
  • Песню неоднократно перепевали знаменитые в русскоязычном медиапространстве артисты: кавер-версии «Перемен» есть в репертуаре групп «Звери», «Louna» и «С. К. А. Й.», рэпера Dino MC 47 и даже Надежды Кадышевой.
  • В 2005 году на экраны вышел фильм Сергея Лобана «Пыль», в заключительных титрах которого актёр московского шоу-театра «Синематографъ» Алексей Знаменский «спел» композицию «Хочу перемен!», используя язык жестов.

 

 

Содержание и текст песни Виктора Цоя «Хочу перемен!»

О том, что «Хочу перемен» не имеет никакого отношения к политическим революциям, неоднократно говорил, как сам Цой, так и музыканты группы «Кино». Даже режиссёр фильма «Асса» Сергей Соловьёв в одном из интервью 2011 года отметил, что изменил своё мнение о песне. «Ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой "Ассой", верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором» – говорил мэтр.

Но о чём же тогда поётся в песне? Почему она стала протестной мантрой против воли авторов?

текст песни Виктора Цоя «Хочу перемен!»

На самом деле публика не совсем верно уловила основной посыл композиции. Да, герой песни требует изменений, но буквы закона и министерских кабинетов они касаются в последнюю очередь – Цой поёт о переменах в себе. Весь смысл песни можно уложить в цитату неизвестного автора:

«Единственная необходимая нам революция – это революция сознания».

Речь в композиции идёт об освобождении от своих страхов, иллюзий, навеянных со стороны стереотипов, мешающих жить полноценной жизнью принципов. Рассуждать об этих материях куда сложнее, нежели о переменах внешних, и возможно именно в этом причина политического засилья, которое рухнуло на одну из лучших композиций группы «Кино».

Увы, когда «Хочу перемен» обрела популярность, склонных до истинных трактовок и скрытых смыслов публику совершенно перестало интересовать, что хотел сказать автор. Энергичная баллада о тяге к внутреннему совершенству волею людской превратилась в универсальный хит протестов. Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Но тот факт, что именно «остросоциальная» трактовка принесла песне статус нетленки, отрицать почти невозможно.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: