Николай Гнатюк «Малиновый звон»

 

Колокольный звон. На Руси к этой, имеющей символическое значение, составляющей православного богослужения во все времена относились с особым почитанием. Священным звучанием колоколов в истории нашей родной страны отмечались все эпохальные события, а с неповторимым голосом каждого из них русский человек связывал весь свой жизненный путь: от появления на свет и до последнего вздоха. Один колокол своим грозным набатным голосом сплачивал народ в период грозных испытаний, а другой романтичным благовестом извещал о большом торжестве. Помимо этого, есть колокола, чей звон отличается особой мелодичностью и стройностью. Их чарующее звучание получило красивое название: малиновый звон и об этом поётся в душевной композиции, которую сочинили Александр Морозов и Анатолий Поперечный.

Историю создания песни «Малиновый звон», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Далеко не каждой песне удаётся стать признанным хитом, однако в 70-х – 80-х годах прошлого столетия советские поэты и композиторы старались так, что многие их творения приобретали невероятную популярность. Среди авторов, которым сопутствовала такая удача нельзя не отметить создателей песни «Малиновый звон», впервые представленной на подмостках нашей эстрады в 1987 году и без промедления заслужившей всенародную любовь.

Автором поэтических строк этой замечательной песни являлся пятидесятитрёхлетний знаменитый поэт Анатолий Поперечный. Литературный дар у Анатолия Григорьевича проявился весьма рано, но прежде, чем заняться любимым делом, ему прошлось поработать подсобным рабочим в «горячем» цехе Черноморского судостроительного завода, затем в редакции заводской многотиражки и при этом заочно учиться в педагогическом институте.  В 1959 году вышел первый сборник стихов Поперечного, а в следующем году он стал членом Союза писателей.

Анатолий Поперечный

Стихи поэта были весьма мелодичными и одним из первых это выявил Александр Долуханян. Вместе они создали прекрасную песню «Рязанские мадонны», которая в исполнении Людмилы Зыкиной покорила сердца слушателей не только в нашей стране, но и за её пределами. Затем поэтические тексты Анатолия Григорьевича привлекли таких музыкальных мэтров, как Ян Френкель, Никита Богословский, Павел Аедоницкий, Юрий Саульский, Алексей Мажуков, Владимир Шаинский, а следом эстафету переняло следующее поколение. Среди молодых соавторов Поперечного следует отметить Давида Тухманова, Владимира Мигулю, Игоря Крутого, Вячеслава Добрынина, Олега Иванова, а также особо упомянуть Александра Морозова.

Познакомившись на одном из фестивалей «Песня года», у Анатолия Поперечного и Александра Морозова сразу возникла творческая связь, которая затем вылилась в создание более шестидесяти прекрасных композиций.

 

К примеру, однажды Анатолий Георгиевич пригласил в гости Александра, чтобы показать ему свои, вновь сочинённые стихи. Пробежав глазами предложенные тексты, Морозов с первых слов зацепился за строфы про «малиновый звон». Композитор спросил: есть ли в доме какой-нибудь музыкальный инструмент. Получив старенькую гитару без нескольких струн, Александр попросил разрешения уединиться на кухне. Кое-как настроив проблемный инструмент, спустя время он продемонстрировал Поперечному мелодию, которая поэту очень понравилась.

Не откладывая на долго, авторы представили композицию музыкальному редактору Центрального телевидения Ноне Даниловне Нестеровской. Вот она то и предложила, чтобы песню исполнил обладатель чудесного голоса Николай Гнатюк и не ошиблась. Вскоре чудесная мелодичная композиция, завоёвывая сердца слушателей, зазвучала на концертных площадках и в итоге, в одночасье став всенародно любимым хитом, в 1987 году удостоилась чести быть исполненной на телевизионном музыкальном фестивале «Песня года».

 

Николай Гнатюк 

Анатолий Поперечный, автор текста песни «Малиновый звон» Александр Морозов, автор музыки песни «Малиновый звон»

 

Интересные факты

  • Особо мелодичный колокольный звон именуют «малиновым» не потому, что его сравнивают с румяной зарей или вкусной летней ягодкой. Такое название красивого колокольного звучания связано с бельгийским городом Мехелен, который славится колокольным литьём и колокольной музыкой. Однако поскольку в Бельгии говорят не только на нидерландском, но и на французском языке, а по-французски этот город звучит иначе – Малин. Колокола в Мелехине выливали по особому рецепту, который держали в строжайшем секрете. Затем их соединяли и при помощи часового механизма приводили в движение. Получался своеобразный музыкальный инструмент, в котором звуки издают колокола: в сцепке их не менее двадцати трёх. Каждый колокол настраивается на определённый тон и звучит без визга и гудения. В Россию первым такую сцепку колоколов, именуемую карильоном, привёз Пётр I. Инструмент был установлен в Петропавловском соборе северной столицы.
  • Анатолий Поперечный с детства увлекался стихосложением, однако занимался любимым делом тайно: на это был строгий запрет отца, который мечтал, чтобы его сын стал инженером или агрономом. Несмотря на такое табу Анатолий всё же стал литератором и автором двадцати двух поэтических сборников, в которые вошли не только стихи, но поэмы.
  • Выразительные и распевные стихи Анатолия Поперечного нередко становились текстовой основой для песен, многие из которых стали популярными хитами. Вот некоторые из них: «Трава у дома», «Аист на крыше», «Девушка из Полесья» («Олеся…»), «Малиновка», «Соловьиная роща», «Малиновый звон».
  • Анатолию Поперечному очень нравилось, когда сочинённые им песни приобретали популярность, но при этом очень не любил, когда его называли поэтом-песенником. Анатолий Григорьевич всегда уточнял, что является просто поэтом.
  • Талантливый композитор Александр Морозов в детстве и юности очень увлекался спортом и после завершения обучения в интернате поступил в Ленинградский техникум физической культуры и спорта, а затем в пединститут. В ВУЗе Александр организовал музыкальную группу, которая стала выступать на мероприятиях учебного заведения. Для этого коллектива Морозов и начал сочинять песни.
  • Свой первый хит «Травы пахнут мятою» Александр Морозов сочинил, когда ему было всего двадцать лет и получил за него 260 рублей. Для студента, получающего стипендию 26 рублей, это были огромные деньги. Такое солидное вознаграждение сыграло значительную роль в определении дальнейшей профессиональной направленности жизни будущего знаменитого композитора.
  • За свою творческую карьеру Александр Морозов сочинил более тысячи песен и многие из них помимо «Малинового звона» стали любимыми народными шлягерами. К примеру, «В горнице», «Зорька алая», «Белая ночь», «Фантазёр», «Душа болит», «В краю магнолий».
  • Песня «Малиновый звон» тоже удостоилась вмешательства цензуры. Изначально в тексте композиции было написано «от материнских икон», но проверяющему должностному лицу это словосочетание не понравилось. В результате «иконы» заменили на «окна». В нынешнее время первоначальный текст восстановлен.

 

 

Содержание и текст песни «Малиновый звон»

«Малиновый звон». Данная композиция – это признание в любви к родному краю, его природе и отчему дому. В мыслях лирического героя возникают приятные воспоминания о детстве и юности и все образы из прошлого сопровождаются колокольным звоном, который он любя называет «малиновым», то есть очаровывающим и ласкающим слух.

текст песни «Малиновый звон»

Композиция включает в себя два куплета, которые сопровождаются трогательными припевами. Выразительная мелодическая линия песни уложена в диапазоне чуть более октавы, размере 6/8 и минорной тональности.

«Малиновый звон». Важно отметить, что некоторые наши соотечественники присваивают этой композиции высокий ранг народной песни и очень удивляются, когда узнают, что у неё есть авторы, да к тому же наши современники. Александр Морозов и Анатолий Поперечный создали настоящий шедевр, который народ не только признал, но и «унёс с собой», чтобы душевно распевать в кругу близких людей, а это является наивысшей оценкой таланта её авторов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: