Как «Бесконечность» разделила творчество Земфиры на «до» и «после»
«Бесконечность» – сингл с третьего студийного альбома Земфиры «14 недель тишины» вышедшего в апреле 2002 года. Одна из самых узнаваемых песен дискографии получила особый статус не только среди поклонников, но и в глазах самой певицы. Давайте узнаем, как создавался этот трек, и почему он стал переломным моментом в творчестве легендарной исполнительницы.
Историю создания песни «Бесконечность», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В творчестве любого популярного артиста рано или поздно наступает кризисный период. Молодая звезда российской сцены Земфира Рамазанова, в одночасье ставшая чуть ли не главным рок-идолом начала нулевых, почувствовала это на собственном примере. После выпуска второго студийного альбома «Прости Меня Моя Любовь», ставшего одним из самых продаваемых в карьере исполнительницы, она пускается в масштабные гастрольные туры, график в которых расписан на месяцы вперёд.
Бесконечная череда концертов измотала певицу. В интервью одному из престижных газетных изданий Земфира позже призналась, что последние на тот момент выступления отыгрывала с ненавистью к себе и публике, считая песни до конца действа.
Последней каплей в чаше раздражения стал неприятный инцидент на концерте в Якутске. На стадионе образовалась давка, в которой пострадало 19 человек. Правоохранительные органы предъявили претензии к Земфире, та ответила обвинениями в адрес организаторов мероприятия. Итогом стало решение певицы отменить все последующие концерты и уйти в творческий отпуск.
Больше двух месяцев Рамазанова почти не выходила из своего дома в Санкт-Петербурге, не работала над новым материалом и сутками сидела в интернете. Именно в тот период в голове певицы и родились строчки песни «Бесконечность». Произведение стало знаковым для автора. По воспоминаниям автора, она вообще не была уверена, что «Четырнадцать недель тишины» когда-либо увидит свет.
«Заострить перо и настрочить пятнадцать «Ромашек» немудрено. Но надо сдвинуться с места. А я не могла. И не понимала – почему» – отмечала звезда в одном из интервью. Но творческий застой закончился, как только на свет появилась «Infinity». Певица восприняла эту песню как знак того, что всё получится, а новый альбом достоин быть услышанным.
В треклист пластинки попали песни, написанные с 1999 по 2001 годы. «Четырнадцать недель тишины» стал первым альбомом, звучанием которого Земфира как убеждённый перфекционист осталась полностью удовлетворена. Качество саунда отметили и критики: рецензент интернет-издательства «ВестиРу» Алексей Крижевский назвал работу филигранной и отметил выверенную точность в «режиссуре каждого звука».
«Бесконечность» осталась, пожалуй, самым популярным хитом с альбома. Вышедший незадолго до него сингл «Трафик» и трек «Мачо», хотя и не были обделены вниманием публики, так и не дотянули до его уровня.
В 2002 году латвийский режиссёр Виктор Вилкс выпустил официальный клип на «Бесконечность». Своеобразный видеоряд, основным смысловым образом в котором выступило электричество (ролик начинается и заканчивается демонстрацией табло электросчётчика), произвёл впечатление на критиков. По итогам 2003 года журнал Fuzz присудил работе Вилкса премию в номинации «Лучший видеоклип».
Интересные факты:
- Виктор Вилкс часто сотрудничал с представителями русскоязычной рок-эстрады. Под его руководством снимались многие клипы групп «Би-2», «Мумий Тролль» и «Сплин».
- В первый день релиза «Четырнадцать недель тишины» было распродано более 180 тысяч копий пластинки. Общее число продаж превысило 1 миллион копий. По итогам года Муз-ТВ отдал лонгплею премию в номинации «Лучший альбом».
- Клип песни «Бесконечность» был снят на киноплёнку.
- Музыкальные критики приняли альбом неоднозначно. В то время как Music.com и «Афиша» присудили пластинке высший балл, Алексей Мажаев из InterMedia отметил, что Земфира израсходовала свой творческий потенциал на «попытки доказать, что она серьёзный музыкант».
Содержание и текст песни Земфиры «Бесконечность»
Кто-то из рецензентов точно подметил, что «Бесконечность» слишком сложна для поп-музыки. Официальный клип также не добавлял композиции ясности, однако во многих интервью Земфира сама говорила, что не любит углубляться в детальный анализ и «дешифровку» собственных произведений.
Действительно ли важно знать, какой случай или мысль легли в основу песни, если она способна пробить на эмоции даже спустя почти 20 лет после выхода? Вопрос видится риторическим, но в сети порой и сегодня разгораются бескомпромиссные споры о том, какой смысл автор заложила в «Бесконечность».
Сейчас, когда позади восьмилетнее затишье и «Бордерлайн», песни с первых альбомов Земфиры воспринимаются уже не так, как в далёких нулевых. Их стиль и шарм автора никуда не исчезли, но покрылись лёгкой вуалью светлой меланхолии, на волнах которой легко уйти в приятные или не очень воспоминания. А может быть, способность вызывать такие чувства – «знак качества» настоящей, вечно живой и нестареющей музыки?
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: