Песенка о медведях
«Песенка о медведях», также известная как «Где-то на белом свете» впервые прозвучала в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Композиция быстро завоевала всенародную любовь, но мало кто знает, что режиссёр очень сильно сомневался в этом произведении и даже хотел обратиться за написанием музыки к другому автору. Давайте же вспомним, через какой нелёгкий путь пришлось пройти знаменитой песне из «Кавказской пленницы» и узнаем, кто убедил Гайдая оставить её в фильме.
Историю создания «Песенки о медведях», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Съёмки фильма начались в 1966 году, спустя всего год после оглушительного успеха «Операции "Ы"». В своей новой картине Леонид Иович хотел слышать всего две песни: одну в исполнении персонажа Юрия Никулина, а вторую – от героини Натальи Варлей. К работе над ними режиссёр пригласил композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва. Годами позже творческий альянс Зацепин – Дербенёв закрепится окончательно и подарит отечественной киноиндустрии такие замечательные шлягеры, как «Остров невезения», «Помоги мне», «Звенит январская вьюга», «Есть только миг» и многие другие.
Гайдай не ставил перед композитором лёгких задач: знаменитый режиссёр потребовал от Александра Сергеевича ни много ни мало всенародно любимого шлягера. Зацепин написал пять мелодий и отправил их на рассмотрение с припиской «Мелодия №3 – это то, что нам нужно, лучше я уже ничего не напишу». Также автор добавил, что, если «№3» не подойдёт, стоит обратиться к знаменитому советскому композитору Арно Бабаджаняну. Гайдай вежливо ответил, что мелодия неплохая, но ему действительно лучше пригласить Бабаджаняна.
Зацепин отправился в «Мосфильм», чтобы сняться с картины, но этому воспрепятствовал Иван Пырьев. Знаменитый кинорежиссёр попросту отказался подписывать заявление композитора об уходе, чем слегка разозлил Гайдая. Тем временем песню успели послушать «кунаки» Вицин, Никулин и Моргунов. Знаменитой троице композиция понравилась, и они тоже стали убеждать режиссёра оставить её в фильме. Под натиском «большинства» Леонид Иович согласился, хотя и не сразу.
Текст «Песенки о медведях» тоже вызывал у Гайдая сомнения – ну к чему в такой «летней» комедии стихи об обитателях Арктики? Кроме того, режиссёру не нравилась строчка «тёрлись спиной медведи», которую в итоговой версии немного подкорректировали.
Дело оставалось за малым – найти певицу, которая исполнит композицию в кадре (Варлей предоставила режиссёру свою запись, но она мэтра устроила не совсем). Задача вновь легла на плечи Зацепина, который, недолго думая, пригласил знакомую певицу Аиду Ведищеву. В итоге с экранов зазвучал именно её голос.
Интересные факты
- «Песенка о медведях» заиграла по всей стране раньше, чем фильм попал на экраны – незадолго до премьеры композитор Александр Зацепин переслал запись нескольким радиостанциям.
- В 2011 году Наталья Варлей исполнила композицию в эфире телепередачи «Достояние Республики».
- Новую версию песни также можно услышать в ремейке «Кавказской пленницы» 2014 года.
- Композицию не раз перепевали популярные звёзды российской эстрады: Алсу, Алёна Свиридова, Виктория Дайнеко и др.
- Жанр «Кавказской пленницы» – эксцентрическая комедия. По словам критиков, Гайдай в этом фильме использовал приёмы из немого кино времён Гарольда Ллойда и Чарли Чаплина.
- Зацепин записал для знаменитой киноленты не только музыку, но также закадровые шумы и другое звуковое оформление. В работе композитор использовал как различные свистки и трещотки, так и более специфические предметы вроде манка для охоты на уток.
- На запись песни Ведищева потратила всего около получаса.
- Музыкальные пластинки с «Песенкой о медведях» разошлись по СССР тиражом более 5 миллионов копий.
- Композицию часто ставили на танцплощадках. Её ритм соответствовал вошедшему в моду в 60-х твисту.
- Название фильма, по мнению филолога Валерия Мокиенко, является видоизменённым названием поэмы «Кавказский пленник» А. С. Пушкина.
Содержание и текст «Песенки о медведях»
Даже если бы многие ремейки советской киноклассики не были столь безнадёжно плохими, они не смогли передать ту атмосферу, которой буквально пропитаны оригинальные картины. «Песенка о медведях» неизбежно будет ассоциироваться у жителей постсоветского пространства с героями Александра Демьяненко и Натальи Варлей, прекрасными видами горных вершин и зажигательным танцем Нины на одном из валунов. Каждый раз при просмотре этой замечательной музыкальной сцены душа наполняется светлым чувством ностальгии.
Вопреки словам Гайдая, который считал, что к двухтысячным его работы все уже позабудут, и сами картины, и музыка из них остаются нестареющей классикой. Если вдуматься, никакого секрета в этом нет – чистое, искреннее и доброе творчество в любых его проявлениях будет популярно у зрителей во все времена.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: