М.И. Глинка Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря...»
Иван Сусанин. Имя этого национального героя в нашем отечестве хорошо известно, так как оно стало неотъемлемой частью русской истории. Самоотверженный подвиг костромского крестьянина - патриота, совершённый во время русско-польской войны XVII века, не только досконально изучен историками, но и воспет поэтами, художниками, драматургами и композиторами. Простому сельскому жителю, принявшему мученическую смерть во имя своей Отчизны, были посвящены стихотворения, думы, повести, живописные и графические полотна, однако особого признания завоевала опера выдающегося композитора Михаила Ивановича Глинки, вышедшая под названием «Жизнь за царя». Основу данной героико-трагической музыкальной драмы составляют отдельные номера и среди лучших эпизодов этого произведения важно отметить арию главного героя Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря!», в которой композитор ярко раскрывает образ бесстрашного героя и настоящего патриота, преданного своему народу и Отечеству.
Историю создания арии Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Не подлежит сомнению истинность того, что истории создания знаменитой арии Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря...» и оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», в которой данная вокальная композиция является важной составляющей, тесно взаимосвязаны.
Может показаться странным, но появление данного оперного спектакля, ставшего достоянием отечественного музыкального искусства, имеет весьма интересную предысторию, которая в создании выдающегося произведения играет весьма значимую роль. Всё началось в начале тридцатых годов позапрошлого столетия. Именно в это время начинающий композитор Михаил Иванович направился за границу, чтобы не только поправить своё ослабленное здоровье, но и поучиться композиции у знаменитых итальянских и немецких маэстро. Путешествие получилось весьма плодотворным.
Михаил посетил много прекрасных городов Германии и Италии, не упускал возможности побывать на постановках опер известных композиторов и даже лично познакомился с Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. Он многое почерпнул для себя из этой поездки: привёл в порядок свои музыкально-теоретические познания, но самое главное понял, что русские люди отличаются от иностранцев: они мыслят по-иному, у них другая культура, а значит и музыка, которую он должен создавать должна быть по-русски другой.
Именно во время своей заграничной поездки Глинка загорелся желанием создать оперу, пропитанную национальным духом. Настроившись на такой лад, он ещё до возвращения на Родину, начал сочинять музыкальные номера, которые впоследствии вошли в его первую оперу «Жизнь за царя».
Окончательно вернувшись в Россию, а затем обосновавшись в Петербурге, Михаил Иванович стал завсегдатаем дружеских пятничных вечеров, проходивших на квартире Василия Андреевича Жуковского. Присоединившись к избранному обществу, состоявшему из числа таких выдающихся представителей, как Пушкин, Гоголь, Вяземский, Плетнев, Михаил Иванович ещё более загорелся идеей создания грандиозного произведения, в котором каждая нота была бы наполнена духом его любимой Родины. Изначально Глинка хотел положить в основу своей оперы притчу Жуковского «Марьина роща», однако сам Василий Андреевич посоветовал композитору сюжет о национальном герое Иване Сусанине и даже пообещал помочь с либретто. К большому сожалению его педагогическая занятость с наследником престола не позволила ему полностью создать текстовую основу оперы Глинки, но всё же кое-какую лепту в произведение он внёс. Либреттистом оперы, которую Михаил Иванович поначалу назвал по имени главного героя, был выбран личный секретарь наследника - Александра Николаевича, старательный, но посредственный литератор, барон Егор Федорович Розен.
Душевный подъём у Глинки в отношении создания оперы был настолько высок, что он успешно работал над произведением весь 1835 год. Даже его женитьба на Марье Петровне Ивановой не смогли помешать его усердному сочинительству. Вышеупомянутую арию Ивана Сусанина он сочинил зимой, в конце 1835-го года. Почти весь следующий 1836 год Глинка был занят доработкой произведения, а с мая репетициями оперного спектакля, который в конечном итоге получил название «Жизнь за царя». Премьерный показ оперы с грандиозным успехом состоялся в Большом каменном театре Петербурга 27 ноября.
Интересные факты
- В нынешнее время существует несколько версий героической гибели Ивана Сусанина, однако самая известная гласит, что после пыток он завёл польских захватчиков в непроходимую чащу, окружённую болотными топями. Осознав, что их обманули, поляки зверски казнили отважного крестьянина, порубив на мелкие части.
- Опера «Жизнь за царя» пришлась по душе императору Николаю I неслучайно. Её главный герой Иван Сусанина был представлен как спаситель Михаила Фёдоровича— первого монарха династии Романовых. В благодарность государь прислал композитору в подарок перстень с большим топазом, который был обрамлён бриллиантовой россыпью.
- Опера «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки – это не первая опера, посвящённая подвигу Ивана Сусанина. Ещё в 1815 году на сцене Большого каменного театра Петербурга состоялась премьерное представление оперы «Иван Сусанин» русского композитора итальянского происхождения Катерино Кавоса. Впоследствии обе оперы параллельно успешно шли на сценах столичных театров. При этом необходимо отметить, что премьерой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» дирижировал никто иной, а Катерино Ковас.
- По воспоминаниям самого Михаила Ивановича Глинки, когда он сочинял «Сцену с поляками в лесу», а затем арию Сусанина, он так вошёл в образ, что его «кожу продирал мороз».
- Дату премьеры оперы Глинки «Жизнь за царя», а именно 27 ноября, сегодня в нашей стране принято считать днём рождения отечественной оперы.
- В советской истории подвиг Ивана Сусанина рассматривался двояко. С одной стороны он являлся спасителем царской династии, а с другой – герой, отдавший жизнь за Родину. Лишь в конце 30-х годов его реабилитировали вместе с Иваном Грозным, Петром I, Дмитрием Донским, Александром Невским, Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.
- Ивану Сусанину, как национальному герою, в Костроме в 1851 году был поставлен памятник, однако большевики в 1918 году решили, что этот человек, как «слуга царей» недостоин быть увековечен в монументе. Памятник снесли и только спустя пятьдесят лет восстановили вновь.
Содержание и текст Арии Ивана Сусанина
В селе Домнино - вотчине бояр Романовых, которое располагается близ Костромы, крестьяне радуются победе ополченцев над польскими захватчиками, потому как русское войско, возглавленное Мининым и Пожарским, успешно громит врагов. Сдержан лишь Иван Сусанин: он уверен, что Русь ещё находится в опасности и оказывается прав. Вскоре в деревню нагрянули поляки и потребовали от сельского старосты Сусанина, чтобы он указал место, где находится вновь избранный царь Михаил Романов. Крестьянин, отвечая им с притворным радушием, старался потянуть время, а затем в ответ на гнев врагов схитрил и согласился показать им дорогу. На самом деле Сусанин задумал завести их в непроходимую глушь, окружённую болотами.
В третьей картине последнего четвёртого действия оперы, которая имеет подзаголовок «Сцена с поляками в лесу» и является кульминацией драматической линии всего произведения, по глухому непроходимому лесу медленно бредут утомлённые и промёрзшие поляки. Они пока только предполагают, что крестьянин случайно сбился с пути, а потому решили развести костёр и передохнуть на привале. Когда враги заснули, Сусанин, оставшись в одиночестве начинает с сердечной скорбью размышлять о том, что близок конец его жизненного пути. Всё это он выражает в своей арии, которая начинается с речитатива «Чуют правду…». Музыка данного эпизода, наполненная глубокой трагедийностью и остротой переживаемого горя, правдиво передаёт чувства и душевные страдания главного героя, который знает, что его смерть уже близка. Сусанина накрывает тоска, ведь он ещё полный сил и энергии, должен попрощаться со своей жизнью, но обратного пути у него нет. Широкие, выразительные и неспешные интонации речитативной декламации демонстрируют патриотический настрой персонажа. Ему не страшно, так как он осознаёт, что с честью исполнил свой долг перед Родиной, народом и своими детьми. Затем после небольшого инструментально проигрыша, со слов «Ты взойдёшь, моя заря!» начинается предсмертная ария главного героя, в которой он сначала обращается к небесным силам: заре и Господу, а затем к земле. Сусанин просит свою последнюю зарю согреть своими лучами матушку Русь, а Господа бога и землю дать ему силы достойно встретить смертный час. В композиции ярко отображается мужество, твёрдость духа и величие души простого крестьянина.
Ария, заключена автором в трёхчастную форму, исполняется басовым голосом в тональности ре минор и темпе Adagio non tanto. Широко распевная мелодическая линия композиции по своему интонационному складу близка к народным лирическим песням. Тем не менее в музыке иногда появляются уменьшённые интервалы и хроматизмы, а в гармоническом сопровождении – жгучие диссонансы, отражающие вспышки мучительных душевных страданий героя.
Первая часть арии характеризуется особой сосредоточенностью и сдержанностью. В среднем разделе вокальной композиции, который начинается со слов «Господь, в нужде моей…», мелодия наполняется выразительными распевами. В третьей, расширенной репризной части, поначалу повторяющей тематический материал начального раздела, музыка насыщается подлинным драматизмом. В аккомпанементе появляется активная пульсация, затем переходящая в напряжённое тремоло, точно передающее состояние героя.
«Ария Ивана Сусанина». Сегодня эту, проникнутую подлинным трагизмом, вокальную композицию из оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» принято считать образцом русской героической музыки. Помимо того, автор данного произведения, мастерски владеющий всеми тайнами композиции, показал себя настоящим психологом, который умело проникает в самые сокровенные уголки человеческой души.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: