М.И. Глинка Хор «Славься»

 

Патриот. Данным величальным словом именуют самоотверженных людей, беззаветно любящих свою Родину и жертвенно преданных своему народу. Таких мужественных личностей с сильной волей, готовых ради своей Отчизны на героические поступки, во все времена в России было великое множество. Их подвиги, совершённые во имя грядущих поколений, навеки будут в сердцах и памяти потомков. Доблесть, отвага, благородство и духовное богатство народных героев всегда вдохновляли людей искусства на создание выдающихся шедевров. Одним из таких бесценных творений является хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» русского композитора Михаила Ивановича Глинки, восхваляющий величие и силу России, а также смелость и стойкость её защитников.

Историю создания хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Историю создания хора «Славься», являющегося основой эпилога оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», важно начать с рассказа о событиях, которые не только предшествовали, но и подтолкнули композитора к созданию данных великолепных творений. Так в начале 1830 года Глинка принял решение отправиться за границу. Для этого у него было две причины. Во-первых, друзья – музыканты настоятельно советовали Михаилу поучиться композиции у заграничных мастеров. Во-вторых, для поправки ослабленного здоровья врачи рекомендовали музыканту пожить в тёплом климате. Путешествие, длившееся почти четыре года, получилось довольно содержательным. Прогулки по прекрасным городам Италии и Германии, посещение постановок опер известных композиторов, личные знакомства с такими знаменитостями, как Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини, оказали на Глинку благотворное влияние и послужили хорошим толчком для его дальнейшей творческой деятельности.

Михаил Иванович Глинка

Он действительно многое приобрёл для себя в этой поездке: обогатился впечатлениями, а также систематизировал и обобщил свои музыкально-теоретические познания. Впрочем, самое главное композитор для себя уяснил, что русский народ значительно отличается от иностранцев. В России совершенно иная культура, там люди думают и мыслят по-другому, а, следовательно, музыка, которую для них нужно сочинять, должна быть особенной, то есть с русским характером.

Именно тогда, став сложившимся музыкантом и композитором, у которого выработался не только свой музыкальный вкус, но и стиль, Глинка загорелся сочинить грандиозное произведение, наполненное национальным колоритом. Желание композитора было столь велико, что уже за границей он стал делать наброски, а по пути в Россию выстраивать сцены будущего произведения.

 

Вернувшись на Родину, Михаил Иванович обосновался в Петербурге, а там стал частым гостем на пятничных вечерах, которые проходили на квартире Василия Андреевича Жуковского. Это был своеобразный салон избранных выдающихся представителей того времени. Его завсегдатаями были Пушкин, Крылов, Вяземский, Гоголь, Одоевский. Общение с лучшими умами Петербурга очень впечатляло и вдохновляло Глинку. К примеру, Пушкин в разговорах с Михаилом Ивановичем поддерживал его решение посвятить себя любимому искусству и создать величественное произведение, пропитанное народным духом. Как раз в то время Глинка стал основательно размышлять над тематикой и формой задуманного сочинения. Он выбирал между ораторией и оперой, однако в результате остановился на сценическом действии, а в подборе сюжета произведения композитор принял помощь Василия Андреевича Жуковского. Великий поэт посоветовал Глинке воспеть в опере патриотический образ Ивана Сусанина. Загоревшись этой идеей Михаил Иванович перечитал «Думу» Рылеева и сразу выстроил план будущего музыкального спектакля. Со своим проектом он поспешил к Жуковскому, который замысел одобрил, но сценарий из-за занятости писать отказался. Впрочем, при этом Василий Андреевич посоветовал обратиться к благонадёжному либреттисту барону Розену, так как этот литератор, служащий секретарём при цесаревиче, имел такие связи, что мог отстоять любое своё творение.

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Розен не только согласился на поступившее предложение, но и тут же приступил к написанию либретто. Несмотря на то, что Егор Фёдорович быстро и старательно выполнял свою работу, Глинке многое в сценарии не нравилось, а потому они часто между собой бранились. Тем не менее душевный подъём композитора был настолько высок, что сочинение оперы шло весьма быстро, и потому уже к августу 1835 года многие сцены оперы были написаны.

Вышеупомянутый могучий хор «Славься», звучащий в эпилоге и завершающий оперу, которая с подачи директора императорских театров Александра Михайловича Гедеонова поначалу была названа «Жизнь за царя», вышел из-под пера Михаила Ивановича предположительно зимой 1835-го года. Четыре месяца последующего 1836 года Глинка занимался доработкой своего «народного» произведения, а с мая начал разучивать оперу с музыкантами и вокалистами.

Премьера музыкального спектакля с большим успехом состоялась в Петербурге 27 ноября в Большом каменном театре.

 

Михаил Иванович Глинка Василий Андреевич Жуковский 

Ноты Хора «Славься» Спектакль «Иван Сусанин» 

 

Интересные факты

  • Хор «Славься» Михаила Ивановича Глинки из оперы «Иван Сусанин», часто исполняется по особо памятным датам, а с 2000 года он вместе с гимном страны озвучивает торжественную церемонию вступления в должность президента нашей страны.
  • Прежде текст хора «Славься» по тематике был монархическим. После того как в советский период появилась новая редакция оперы, содержание хвалебной композиции стало патриотическим.
  • Первым автором либретто оперы Михаила Ивановича Глинки, которая поначалу называлась «Жизнь за царя» был барон Егор Фёдорович Розен. В Советском Союзе, а точнее с 1939 года, данный музыкальный спектакль шёл под заголовком «Иван Сусанин». Новая редакция текста музыкального спектакля и соответственно хора «Славься» была создана поэтом Сергеем Митрофановичем Городецким.
  • Хор «Славься» в первой редакции барона Розена начинался словами «Славься, славься, наш русский Царь!» Из-за этого композицию до 1917 года нередко исполняли на высокоторжественных мероприятиях вместе с официальным гимном «Боже, Царя храни».
  • Днём рождения отечественной оперы принято считать 27 ноября – день премьеры оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя».

 
 

 

Содержание и текст хора «Славься»

Данная, наполненная эпической силой торжественная композиция не только эффектно венчает оперу «Иван Сусанин», но и подытоживает её, пропитанную глубоким драматизмом, сюжетную линию. В этом хоровом произведении ярко отображён образ народа – истинного патриота, который героической самоотверженностью доказал безмерную любовь и беззаветную преданность своей Отчизне. Обобщив определённые признаки таких народных песенных жанров, как петровские прославляющие канты и походные солдатские песни, Глинка создал величественный «гимн-марш», интонации которого «вызревали» на протяжении всей оперы: в хорах интродукции и в арии Ивана Сусанина. То есть хор «Славься» доводит до полного завершения линию безостановочного интонационного развития, следующего через всё произведение, что говорит о целостности музыкальной драматургии оперы, воплощающей народно-патриотическую идею.

текст хора «Славься»

Композитор осветил хор «Славься» лучезарным и жизнерадостным До мажором и при этом сделал выбор в пользу четырёхдольного размера, а также квадратности построения музыкального материала. Мелодия произведения довольно проста. Она не имеет витиеватых узоров, а движется поступательно и плавно, чем-то напоминая звучание колоколов. Исключение в размеренном движении мелодической линии произведения составляет единственный восходящий ход на большую сексту в середине второго восьмитактового предложения. Голоса хора непрестанно сливаются в унисон, а параллельное мелодии движение баса, придавая композиции своеобразный архаичный окрас, сближает её музыкальный материал со старинным песенным фольклором. При этом важно отметить, что основу гармонического сопровождения мелодической линии произведения составляют преимущественно диатонические трезвучия.

Величественность, а также энергичный и решительный маршевый характер музыке хора придают пружинистые акценты и бравурные фанфарные украшения.

Хор «Славься» в эпилоге оперы «Иван Сусанин» звучит дважды. Во втором финальном проведении, отличающемся особой праздничностью и торжественностью, его исполняют два оркестра и три хора. В вокальных партиях композиции вырисовываются ликующие подголоски, а в оркестре появляется активная триольная ритмическая пульсация.

 

«Славься». Это величаво-торжественное хоровое произведение с уверенностью можно назвать ликующим гимном, возвеличивающим беззаветный патриотизм русского народа. Считается, что в мировой музыкальной литературе данный апофеоз, являющийся гениальным художественным памятником народному героизму и любви к своему Отечеству, не имеет себе равных.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: