М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

 

«Хованщина». Этот оперный шедевр великого музыкального историка Модеста Петровича Мусоргского имеет всемирную славу и сегодня входит в репертуар крупнейших театров. Общепризнанно, что выдающееся творение гениального русского композитора обладает исключительными художественными достоинствами, и мелодическое дарование Мусоргского в нём проявилось с особой убедительностью. Действительно, произведение изобилует чарующими напевами и мотивами, ярко и запоминающе представленными уже во вступлении к опере, которое получило название «Рассвет на Москве-реке». Данная завораживающая композиция настолько живописно воссоздаёт просыпающуюся утреннюю природу древней Руси, что является примером, достойным искреннего восхищения.

Историю создания «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Поскольку «Рассвет на Москве-реке» является оркестровым вступлением к опере «Хованщина», то, вне всякого сомнения, что истории создания этих произведений тесно взаимосвязаны.

В 1870 году, ещё не закончив работу над музыкальной драмой «Борис Годунов», Мусоргский, питавший особый интерес к прошлому родной страны, по совету Владимира Васильевича Стасова – музыкального критика и идейного вдохновителя «Могучей кучки», обратил внимание на драматические события, имевшие место на Руси во второй половине семнадцатого века. Композитора привлёк раздираемый противоречиями переломный период, произошедший после кончины царя Фёдора III Алексеевича. Он был отмечен церковным расколом, а также стрелецким бунтом, который возглавлял князь Иван Хованский. Это неспокойное время в истории России впоследствии было названо «Хованщиной».

Модест Петрович Мусоргский

В начале осени 1872 года композитор приступил к созданию своего нового детища. Либретто оперы, которое впоследствии было признано весьма талантливым, Модест Петрович писал сам. Литературных первоисточников на данную тему не было, поэтому композитор с усердием изучал летописи семнадцатого века, а также последующие исторические исследования учёных о данном тяжёлом периоде в судьбе России. Сочиняя «Хованщину», Модест Петрович непрерывно в письмах к Владимиру Васильевичу Стасову и графу Арсению Голенищеву-Кутузову обсуждал процесс создания произведения.

 

Из этой переписки, явившейся источником познания об этапах работы над бесценным шедевром, мы узнаём, что вступительная композиция к опере, названная Мусоргским «Рассвет на Москве-реке», была начата в 1873 году, а закончена в начале сентября 1874 года. Об этом так же свидетельствует дата, поставленная композитором на одной из страниц клавира.

 

Мусоргский Владимир Васильевич Стасов 

опера «Хованщина» ноты «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского 

 

Интересные факты

  • Мусоргский рассчитывал, что «Хованщина» станет второй оперой в задуманной им трилогии, первоначальной частью которой был бы «Борис Годунов», а заключительной - «Пугачевщина».
  • Источниковед и музыковед Павел Александрович Ламм, изучавший творчество Мусоргского, по автографам композитора составил хронологическую последовательность создания всех номеров оперы «Хованщина». Из данной исследовательской работы стало известно, когда Модест Петрович сочинил «Рассвет на Москве-реке».

 

  • В опере «Хованщина» Мусоргский поставил цель отобразить драматические события, происходившие в государстве в 1682 году. После смерти царя всея Руси Фёдора III, несмотря на то, что монарший престол наследовал Пётр I, власть же в действительности получила царевна Софья, которая после стрелецкого бунта назначила князя Ивана Хованского высшим военачальником, тем самым фактически доверив ему правление страной. Стремясь к царской власти, князь для достижения своей цели использовал не только верных ему стрельцов, но и старообрядцев, которые желали вернуть старую веру. Последующие разногласия между Софьей и князем закончились враждой и в конечном итоге казнью Хованского.
  • «Хованщину» Мусоргский посвятил глубоко уважаемому им Владимиру Васильевичу Стасову, подавшему композитору идею создать оперу, в основу сюжета которой положить сложный период в истории России в начале правления Петра Великого.
  • Если над первой редакцией оперы «Борис Годунов» Мусоргский работал всего год, то «Хованщину» он создавал восемь лет, но так и не закончил. После кончины композитора остался незавершённый клавир, и едва начатая партитура.
  • Всем известно, что первую версию оркестровки оперы «Хованщина» сделал Н.А. Римский-Корсаков. В дальнейшем интерес к опере был настолько велик, что многие композиторы старались по-своему отредактировать это произведение. Например, весьма популярной стала инструментовка, сделанная в 1958 году Дмитрием Шостаковичем. Стоит отметить, что оркестровки «Рассвета на Москве – реке» Римского-Корсакова и Шостаковича существенно отличаются.
  • В 1959 году на киностудии Мосфильм по опере «Хованщина» сняли музыкальный фильм. В экранизации использовали оркестровку, сделанную Дмитрием Шостаковичем.

 

 

Содержание «Рассвета на Москве-реке»

«Рассвет на Москве-реке» является симфонической картиной, предваряющей грандиозную музыкальную драму Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Эта выдающаяся композиция является не только необычайной красоты пейзажным рисунком, но и символичной картиной рассвета, который встаёт над святой Русью с надеждой на лучшее будущее страны, с вошедшим на трон юным Петром I. В живописном, насыщенном звукоизобразительными приёмами произведении ярко проявилось удивительное мастерство и фантазия композитора. Слушая его, мы явственно представляем восход солнца над Красной площадью и вырисовывающиеся из сумрака башни московского Кремля. Мы слышим крик петухов и перезвон церковных колоколов, созывающих людей в храмы на утреннюю молитву и символизирующие величие и могущество страны.

Согласно оркестровке, сделанной Н.А. Римским-Корсаковым, произведение открывается бархатистым звучанием альтов. После продолжительной вступительной ноты они исполняют устремлённую вверх замысловатую мелодию, которая в следующем такте эстафетно передаётся флейте. Затем с тремолирующими звуками на пианиссимо вступают засурдиненные первые скрипки. Они воссоздают волшебную картину утреннего пробуждения природы, иллюстрируют первые пробивающиеся солнечные лучи. На этом прозрачном фоне гобой и вторые скрипки запевают необычайно обворожительную, светлую мелодию. Песенную тему прерывает громкоголосый мотив солирующего кларнета, который изображает возглас петуха, возвещающего о наступающем рассвете. Ему тут же вторит валторна. Далее, в исполнении скрипок и кларнета вновь звучит красивый напев, весьма близкий по характеру первой теме. Он тоже прерывается «петушиными» перекличками разных инструментов.

С началом следующего раздела оркестровая фактура уплотняется. Сопровождаемая скрипичными пассажами, напоминающими гусельные переборы, в исполнении гобоя опять звучит широкая песенная тема. Задушевная и величавая она в душе слушателя пробуждает взволнованное чувство гордости за родную страну, за её широкие просторы и великолепие природы. Затем арфа, валторны, контрабасы, там-там и литавры колоритно имитируют суровый колокольный звон, с которого на Руси начинался каждый день. После того как угрюмо отзвенели колокола начинается третья часть произведения, и на первый план вновь выходит выразительный песенный напев. Теперь он ещё более расцветает и звучит выше. В заключении произведения динамика затихает, фактура становиться прозрачнее, мелодию прерывает отрывистое пиццикато виолончелей. Солнце встало. Наступил рассвет.



«Рассвет на Москве-реке». Это небольшая симфоническая картина, вступление к опере «Хованщина», является замечательным образцом программного симфонизма Мусоргского. Изумительная музыка не только поражает слушателей своей изобразительностью, но и своей художественностью помогает раскрыть значение смысла вечной красоты.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Рассвет на Москве-реке» Мусоргского