Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»
Зародившееся ещё в незапамятные времена устное народное творчество, именуемое фольклором, всегда привлекало русских композиторов, а потому былины, легенды, предания и сказки постоянно ложились в основу их замечательных произведений. Среди музыкальных мастеров, безгранично преклонявшихся перед созданными народом культурными ценностями, особенно выделялся Анатолий Константинович Лядов. Например, по образам из народных источников, он весьма искусно сочинил три колоритные симфонические миниатюры, получившие название «Сказочные картинки», в число которых входит, достойная неподдельного восхищения, красочная пьеса под заголовком «Кикимора».
Историю создания симфонической пьесы «Кикимора» Анатолия Лядова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Анатолий Константинович Лядов создал симфоническую картину «Кикимора», которую он сам назвал фантастическое скерцо, в 1909 году. При этом необходимо отметить, что замысел создания данного произведения зародился у композитора задолго до того, как он написал в нём первую ноту, а именно в начале восьмидесятых годов. В тот период Лядов, несмотря на своё нерадивое отношение к учёбе, всё же окончил консерваторию и даже получил серебряную медаль. Невзирая на молодой возраст и проблемы во время учебного процесса, Анатолий смог показать себя настоящим профессионалом и потому руководство консерватории предложило ему должность преподавателя теоретических дисциплин и инструментовки в родной «альма – матер». В те же годы он впервые встал к дирижёрскому пульту и познакомился с меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.
Педагогическая и творческая деятельность отнимала у Лядова много времени и сил, а потому на летние каникулы он с большим удовольствием выезжал на отдых в поместье родственников, расположенное в окрестностях города Боровичи Новгородской губернии. Там Анатолий по-настоящему расслаблялся, наслаждался красотами природы, знакомился с народными обычаями, а самое главное занимался тем, что любил с самого детства: рисованием, сочинением поэтических текстов и чтением сказок, причём не только русских, но и народов мира. Так летом 1881 года, во время летнего отдыха, Анатолий Константинович познакомился с трудом выдающегося русского этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». Книга и некоторые из её героев, например мифологические персонажи «кикимора» и «баба-яга», так тронули воображение композитора, что он решил запечатлеть их в своих музыкальных творениях и даже сделал к ним эскизные рисунки.
Однако лето в таких приятных изучениях пролетело незаметно, и Лядову необходимо было к началу учебного года возвращаться в Петербург. Кипучая столичная жизнь вновь затянула Анатолия Константиновича в свой водоворот. Необходимо заметить, что каждый год приносил ему не только свежие впечатления, но и какой-то новый вид творческой деятельности. Например, в 1884 году Анатолий Константинович счастливо женился на Толкачевой Надежде Ивановне и вошёл в творческое содружество «Беляевский кружок». Немного позднее он стал редактором, основанной Беляевом нотоиздательской фирмы, а впоследствии был отмечен как талантливый дирижёр. Тем не менее при большой загруженности педагогической и общественной деятельностью композитор всё же находил немного времени сочинять музыку. Это было две или три пьесы в год, однако в своих творениях он так ювелирно оттачивал каждую деталь, что произведения сразу воспринималась слушателями как настоящие шедевры.
Так в трудах и заботах прошло более двадцати лет и однажды, перебирая собственные рукописи, Лядов наткнулся на записи и рисунки, сделанные под впечатлением от прочтения выдающейся работы этнографа Ивана Сахарова. Вспомнив о своих намерениях, Анатолий Константинович в 1904 году написал «Бабу-Ягу» - первое произведение задуманного триптиха. Затем четыре года спустя, в конце 1908 года слушатели рукоплескали фантастическому «Волшебному озеру», а следующий 1909 год композитор посвятил созданию заключительного произведения, получившего название «Кикимора». Премьерное исполнение этой миниатюрной симфонической картины состоялось 12 декабря того же года. Оркестром дирижировал Александр Зилоти.
Интересные факты
- Почти все сочинения Лядова имеют посвящение. В числе удостоенных такой чести были учителя композитора, его родственники и близкие друзья. Анатолий Константинович считал весьма важным адресовать то или иное своё творение определённому лицу и тем выразить к нему своё уважение и любовь. Возможно, по этой причине он так старательно прорабатывал каждое своё сочинение. Свою «сказочную картинку» под названием «Кикимора» автор посвятил композитору Николаю Николаевичу Черепнину.
- Иван Петрович Сахаров, чья книга «Сказания русского народа» вдохновила Лядова на создание фантастического скерцо «Кикимора», был знаменитым этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. Он был членом Географического и Археологического Обществ, а, помимо того, считается родоначальником русской фольклористики. Его первая большая работа «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» в трёх томах вышла из печати в 1836 году.
- Лядов помимо музыкального был наделён изобразительным и поэтическим талантами. До нас дошли забавные рисунки мифологических персонажей, которые композитор делал своей рукой и при жизни ими украшал стены своей квартиры.
- Друзья Анатолия Константиновича часто интересовались, почему он сочиняет только миниатюрные произведения. Композитор, наделённый большим чувством юмора, всегда отвечал, что не выдерживает музыки, которая звучит более пяти минут.
- Зная, насколько Лядов был аккуратен во всех мелочах, меценат Митрофан Петрович Беляев, основав в Лейпциге свою нотноиздательскую фирму, вменил в обязанности Анатолия Константиновича корректировку издаваемых произведений. Композитор настолько тщательно проделывал порученную работу, что за это его прозвали «прачкой».
Содержание «Кикиморы»
Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней.
Композиция, окрашенная автором в ми-минорную тональность, начинается медленным вступлением. Мрачное звучание засурдиненных виолончелей и контрабасов в четырёхдольном размере, на которое накладывается приглушённое тремоло литавр, а также угрюмые голоса фаготов, бас-кларнета и кларнетов, вводит в атмосферу волшебного мира горного колдуна, у которого живёт совсем юная кикимора. Лишь в шестнадцатом такте, на фоне покачивающегося мотива у скрипок, голосом английского рожка кот Баюн начинает распевать нежную колыбельную песню. Далее раздаются резкие вскрикивания флейты-пикколо и гобоя. Это маленькая кикимора взвизгивает в своей хрустальной колыбельке, которую после повторного проведения темы колыбельной, автор проиллюстрировал звуком челесты. На этом вступление заканчивается, уступая место яркому основному разделу, рисующему образ повзрослевшей Кикиморы. Темп произведения меняется с adagio на presto и размер - с четырёхдольного на трёхдольный. Тематический материал резко преображается. Теперь он рисует разбушевавшегося злобного персонажа, который суетливо бегает, ловко скачет и ехидно завывает. Резкие и хлёсткие музыкальные фразы, прыгающие аккорды, едко свистящие форшлаги деревянных духовых, беспрестанные динамические взлёты и спады, долбящий ритм, короткие хроматические ходы, неприятные на слух гармонии – всё это пролетает на одном дыхании и подводит к заключительному разделу и кульминации произведения, отмеченной в партитуре темпом prestissimo и динамическим нюансом fff (форте-фортиссимо). Пьеса завершается довольно забавно, что весьма свойственно творчеству Лядова. Композитор противопоставил друг другу самые низкие и самые высокие по звучанию инструменты. Тихому пиццикато контрабасов визгливо ответила флейта-пикколо.
«Кикимора». Данная симфоническая миниатюра Анатолия Константиновича Лядова причисляется к истинным шедеврам отечественной музыки. Наполненная юмором красочная программная композиция свидетельствует о высочайшем мастерстве её автора, который в свой черед преклонялся перед богатством народной сказочной фантазии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: