Эдвард Григ «Танец Анитры»

 

Эдвард Григ «Танец Анитры»Театр. Этот зародившийся в древние времена вид искусства и в нынешнее время называют великим чудом, которое как в зеркале отображает как прекрасные, так и предосудительные стороны человеческой жизни. Нередко в спектакле, чтобы создать особое настроение и усилить чувствительность зрителей, звучит музыкальное сопровождение, которое иной раз так поднимало драматическое произведение, что оно становилось мировым шедевром. Подобное случилось с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», музыку к которой написал его выдающийся соотечественник Эдвард Григ. И как часто бывает, если талантливый композитор берётся за создание прикладной музыки, она, как правило, выходит за границы обычного сопровождения и обретает концертную самостоятельность. Так произошло и с великолепным «Танцем Анитры», созданным Григом к спектаклю «Пер Гюнт».

Историю создания «Танца Анитры» Эдварда Грига, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

К началу 1874 года Эдвард Григ был весьма известным композитором и не только в своём отечестве, но и за его пределами. Уже более десяти лет прошло с тех пор, как он окончил Лейпцигскую консерваторию, а затем на время обосновался в Копенгагине. Сразу окунувшись в бурную жизнь датской столицы, он завёл весьма интересные для себя знакомства. Глава скандинавской композиторской школы Нильс Гаде, знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсон, писатель Бьернстьерне Бьёрнс, композитор Рихард Нурдрок – это лишь небольшой перечень выдающихся личностей, с кем Эдварду посчастливилось общаться в те годы, и которые в композиторском становлении Грига сыграли немаловажную роль. Однако необходимо отметить, что в творческой судьбе молодого композитора весьма значимой была встреча ещё с одним прославленным норвежцем - Генриком Ибсеном. Это произошло весной 1866 года в Риме, куда Григ попал в рамках творческого турне по городам Германии и Италии. Молодого композитора выдающемуся драматургу впервые представили в «Скандинавском клубе»: Эдвард исполнил там несколько своих композиций.

Эдвард Григ

Ибсен был восхищён услышанными произведениями талантливого соотечественника и тут же сочинил чудесный поэтический экспромт с названием «В альбом композитору». Чуть позже, в процессе общения, драматург, высоко оценивший дарование Грига, предложил композитору написать оперу на текст своей пьесы «Улаф Лильекранс», которую он создал на раннем этапе своего творчества.

 

 

К большому сожалению, Эдвард в тот период посчитал, что ему ещё рановато браться за такие грандиозные музыкальные произведения, но тем не менее об этом всё же задумался. Вскоре Григ покинул Италию и вернулся в Копенгаген, а Ибсен остался в Италии, однако дружеские и творческие отношения между ними сохранились. Впоследствии стихотворные строки знаменитого литератора Эдвард довольно часто использовал для своих вокальных композиций.

Генрик Ибсен

После возвращения в Копенгаген, в том же 1866 году Григ вместе с будущей женой Ниной Хагеруп, из-за разногласий с родственниками, переехал в Христианию (так в те времена называлась столица Норвегии), и увлеченно погрузился в композиторское творчество. Впрочем, со своими многочисленными друзьями, которые проживали по всей Европе, Эдвард поддерживал тесную связь. Он непрерывно получал письменные послания и без промедления на них отвечал. К примеру, в январе 1874 года композитору пришло пространное письмо от Генрика Ибсена, в котором драматург делился своими творческими планами. Он задумал, написанную им пьесу «Пер Гюнт», предложить к постановке в столичных театрах Дании и Швеции, но для этого спектакль необходимо было музыкально оформить. Вот с таким творческим предложением Ибсен обратился к Григу и при этом до мелочей расписал все свои пожелания. Эдвард сразу понял, что с данным заданием придётся весьма нелегко, но с радостью согласился, так как пьеса, которую композитор перечитывал несколько раз, ему очень нравилась. Работа над музыкой к спектаклю началась без малейшего промедления, однако авторские указания Ибсена постоянно держали в Грига в жёстких рамках. Несмотря на это он на большом творческом подъёме музыкальными звуками увлечённо расписывал пейзажи северной природы, а также создавал музыкальные характеристики разных героев, среди которых светлый образ Озе - старенькой матери Пера Гюнта и верной ему девушки Сольвейг, сорок лет ждавшей главного героя, когда он вернётся из дальних странствий. Однако в спектакле есть ещё один яркий женский образ, который благонравием не отличается, но для зрителей он тоже весьма привлекателен. Это умная и коварная красавица Анитра – дочь вождя одного из бедуинских племён. Григ весьма искусно нарисовал портрет восточной прелестницы в эффектной композиции, названной автором «Танец Анитры».

 

В конечном итоге Эдвард для драмы Ибсена «Пер Гюнт» написал более двадцати музыкальных иллюстраций, на создание которых у него ушло почти полтора года. Композитор закончил работу весной следующего 1875 года и сразу отправил её в театр Христиании, где через год, сопровождаемая  бурными овациями, состоялась премьера спектакля. Григ, к сожалению, по семейным обстоятельствам не смог присутствовать на первом показе драмы, но через полгода увидев её, композитор был весьма впечатлён и удовлетворён, так как его лиричная музыка органично влилась в пьесу Ибсена. Ещё до присутствия на спектакле Григ получал хвалебные отзывы относительно своей музыки, а побывав на представлении, понял, что его композиции выходят за границы прикладных и могут быть отдельными концертными произведениями. Так появились две симфонические сюиты, и в первую из них под номером три вошёл очаровательный «Танец Анитры».

 

Пер Гюнт Ноты «Танца Анитры» 

Григ Генрик Ибсен 

 

Интересные факты

  • Имя выдающегося драматурга, основателя европейской «новой драмы» Генрика Ибсена золотыми буквами вписано в историю не только норвежской, но и мировой литературы. Борясь за возрождение отечественной культуры, и встречая ярое непонимание, он двадцать семь лет провёл в добровольной ссылке за пределами родины. Необходимо заметить, что всеобщее признание драматургу принесли пьесы, которые он создал в Италии и Германии.
  • Свою знаменитую пьесу «Пер Гюнт» Ибсен написал в Италии в 1867 году. Изначально в скандинавских странах драму восприняли весьма неоднозначно, например Ханс Кристиан Андерсон крайне не лестно отзывался об этом произведении.
  • Генрик Ибсен познакомившись с Эдвардом, и услышав его произведения, сразу определил, что молодой композитор обладает огромным дарованием. Впоследствии стараясь поддержать талантливого соотечественника, драматург из Италии написал письмо одному из театральных руководителей Христиании с просьбой помочь Григу получить должность дирижёра в музыкальном театре норвежской столицы.
  • Эдвард Григ первым из скандинавских композиторов стал сочинять вокальные произведения на поэтические тексты Генрика Ибсена. Музыкальных сочинителей, современников драматурга отпугивал философский склад и сложная символика ибсеновских стихов.
  • «Танец Анитры» пользуется большой популярностью, поэтому эту миниатюру сегодня можно услышать в многочисленных переложениях и аранжировках в художественных, документальных и мультипликационных фильмах, а также сериалах, компьютерных играх и рекламных роликах.

 

 

Содержание «Танца Анитры»

В своей драме «Пер Гюнт» Генрик Ибсен рассказывает о деревенском парне, который так бедокурил и заврался, что был изгнан из своего родного поселения. Сорок лет он скитался по разным странам в поисках своего счастья, бесчестным способом и обманом, наживая огромное состояние. Однако под конец жизни, измучившись и оставшись нищим, он вернулся на родину, где ждала его верная Сольвейг. Много на своём пути пришлось повидать и испытать Перу. Приключения преследовали его на каждом шагу. Так в четвёртом действии пьесы, направляясь в Египет, герою пришлось облачиться в восточные одежды и путешествовать по пустыне Сахара. Остановившись на одном из оазисов, он встретил бедуинов, которые приняли его за особенного человека – праведника и пророка. Впрочем дочь вождя арабов – кочевников хитроумная восточная красавица Анитра раскусила лжеправедника. Она завлекла и очаровала Пера своими прелестями для того, чтобы обманом обобрать его. Коварной обольстительнице удалось выманить у героя все деньги, а также драгоценности и оставить его ни с чем.

Чем же восточная красавица помимо пленительной внешности очаровала Пера? Несомненно, это сладкие речи и изящный танец, живописно отображающий шаловливый и капризный характер дочери вождя арабского племени.

Грациозность музыки танца композитор подчеркнул лёгкой, но красочной оркестровкой, в которой звучание струнной группы украсил лишь звонким тембром треугольника, имитирующем звучание женских украшений. Удивительно пластичные мелодические линии композиции, автор искусно разрисовывал хроматизмами, форшлагами и задорными трелями, а применяя самые разнообразные приёмы звукоизвлечения: смычковое стаккато, легато и пиццикато, создал иллюзию, что задействовано множество самых разнообразных инструментов.

 

 

Танец написан в тональности ля минор и заключён в трёхпятичастную форму, которую можно отобразить в формуле: А-В-А1-В-А1. Темповое авторское указание – «Tempo di Mazurka». Динамические оттенки в произведении меняются от пианиссимо и до фортиссимо.

Композиция открывается небольшим вступлением и после него с затактового звука начинается первое предложение, игривая мелодия которого напоминает изящную мазурку. Следующее затем предложение, по характеру и ритму контрастное первому, представляет собой ажурно скачущие восьмые ноты, обильно украшенные хроматизмами. Далее первый раздел композиции репризно повторяется.

Средняя часть танца тоже состоит из контрастных мотивов. За певучей и нежной первой темой раздела, включающей в себя всего лишь четыре такта, следуют мелодическая линия с прыгающими интонациями. Затем эти два разнохарактерных мотива меняют друг друга, а далее несколько раз тонально изменяясь, появляется сокращённая тема первого раздела. После этого начинается реприза, в которой расцвеченная подголосками музыкальная тема звучит гораздо насыщеннее и богаче. Необходимо отметить, что средняя и следующая за ней третья часть репризно повторяются.

 

«Танец Анитры». Эта завораживающая композиция, созданная Эдвардом Григом в качестве прикладной музыки к спектаклю «Пер Гюнт», в нынешнее время пользуется большой популярностью и своей чарующей красотой пленяет слушателей по всему миру, так как входит в репертуар практически всех симфонических оркестров.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Эдвард Григ «Танец Анитры»