Эдвард Григ «Утро»

 

Эдвард Григ «Утро»

В мировой музыкальной литературе есть много произведений, в которых композиторы звуками колоритно отображают природные пейзажи. Однако одним из лучших образцов среди таких творений смело можно назвать «Утро». Эту музыкальную картину написал выдающейся норвежский композитор Эдвард Григ к философской драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Слушая эту музыку, живописно рисующую картину пробуждения северной природы, невольно представляешь мягкость переливов нежных красок утренней зари, пастбища с изумрудной травой, прозрачные родники и фьорды со скалистыми берегами. Восходит солнце и у человека появляется чувство спокойствия и надежда на то, что с началом нового дня всё изменится к лучшему: невзгоды улетучатся, и все жизненные препятствия будут преодолены.

Историю создания произведения Эдварда Грига «Утро», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

История сочинения композиции «Утро» тесно взаимосвязана с созданием Эдвардом Григом музыки к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

В 1874 году композитор проживал в Христиании, так ранее называлась столица Норвегии, которую впоследствии была переименована в Осло. В этот город Эдвард вместе с будушей женой Ниной Хагеруп переехал в 1866 году. Эта жизненная пора исследователями творчества композитора отмечается как особо плодотворная, так как в это время он много делал для развития отечественной музыкальной культуры.

Христиания (Осло)

Григ содействовал открытию в столице Музыкальной академии, а также был инициатором основания Музыкального общества. Для воспитания публики и популяризации отечественной музыки, в программы концертов, на которых он выступал в роли дирижёра, вставлял не только произведения великих маэстро, таких как Моцарт, Лист и Вагнер, но и молодых скандинавских композиторов.

 

В этот же период он создаёт Фортепианный концерт, первую тетрадь «Лирических пьес» и Вторую скрипичную сонату. В 1874 году за большую творческую и просветительскую деятельность норвежское правительство назначило Эдварду Григу пожизненную стипендию. Такое материальное обеспечение давала маэстро возможность без ограничения заниматься композицией.

Эдвард Григ

Находясь в Христиании, Эдвард постоянно поддерживал связь со своими знаменитыми друзьями: Хансом Кристианом Андерсоном, Бьернстьерне Бьёрнсоном и Генриком Ибсеном. На поэтические тексты этих выдающихся авторов композитор создал немало замечательных вокальных произведений. Вот и в конце зимы 1874 года Григ получил от Ибсена послание, в котором именитый писатель и драматург предлагал Эдварду написать музыку к его, ставшим уже популярным произведением, «Пер Гюнту». Композитор, всегда мечтавший о создании национальной оперы, с сюжетом, построенном на народных исторических преданиях и сагах, с большим воодушевлением откликнулся на эту просьбу. Григу нравилось творчество Ибсена, но у него возникли некоторые опасения, так как задача, поставленная драматургом, не вполне отвечала характеру творчества композитора, и всё же композитор и автор драмы между собой смогли договориться.

 

Несмотря на то, что «Пер Гюнт» всё больше увлекал Эдварда, и он прикладывал все усилия, работа над произведением шла довольно медленно. Сложность заключалась в том, что в своём творчестве Григ не умел держать себя в строгих рамках, а при написании этой музыки ему постоянно приходилось следовать авторским указаниям. Некоторые номера Эдвард сочинил очень быстро, другие же давались ему с большим трудом. Даже, во время своей поездки с посещением Дании и Германии он продолжал сочинять и оркестровать номера. Лишь в Лейпциге, весной следующего года Григ поставил последнюю точку в готовой партитуре. Премьера спектакля состоялась в феврале 1876 года. Успех постановки был грандиозным. Композиция «Утро» звучала в драме в IV акте. Музыка произведения в пьесе изображает восход солнца, когда Пер Гюнт, оказавшись в марокканской пустыне, был обманут своими спутниками. Пока герой спал, яхту угнали, а его оставили на берегу. Сцена начинается так: «Рассвет. Акации и пальмы. Пер Гюнт сидит на дереве, защищаясь веткой от группы обезьян». Спустя десять лет Григ задумал объединить музыкальные номера из спектакля в сюиты. В 1888 году композитор закончил первую, которую открывала симфоническая картина «Утро».

 

Пер Гюнт Эдвард Григ «Утро» партия флейты 

Григ Генрик Ибсен 

 

Интересные факты

  • Многие считают, что Генрик Ибсен имя своего персонажа Пера Гюнта взял из сборника норвежских сказок, записанных собирателями фольклора П. Асбьернсеном и Й. Му, однако, по утверждению самого драматурга, Пер Гюнт – реальный человек, живший в Норвегии в конце 18 века.
  • Музыка симфонической картины «Утро» является одной из самых известных классических мелодий и довольно часто используется часто в кинематографе, в телевизионных передачах, а также в рекламе.
  • Музыка «Утра» Эдварда Грига пользуется большой популярностью у кинорежиссёров. Они любят вставлять эту композицию в саундтреки своих фильмов. Только за последнее время её можно услышать в таких кинолентах как «Семейка Крудс» (2013), «Книга жизни» (2014), «Австралийский ниндзя» (2017), «Мальчики и девочки» (2017), «Счастье» (2017).
  • В 1960 году Дюк Эллингтон записал джазовую интерпретацию сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт». В Норвегии началась борьба между представителями «Фонда Грига», которые сочли записи оскорбительными для норвежской культуры, и норвежскими сторонниками Эллингтона. Версии Эллингтона были изъяты из распространения в стране до 1967 года, пока не истекли авторские права Грига.
  • Композиция «Утро» - красивое, но короткое произведение, которое длится 3 минуты и сорок секунд.

 

Содержание

«Утро» - это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но помимо того он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя. Главными выразительными средствами, при помощи которых композитор в произведении добивается пасторальности и живописной пейзажности являются пентатоника, тембральный окрас деревянных духовых инструментов и прозрачная гармония.

Тональность произведения – Ми мажор. Темп указанный композитором - Allegretto pastorale.

Флейта

Композиция открывается небольшим светлым мотивом, напоминающим простой пастуший свирельный наигрыш. Сначала тема звучит в исполнении флейты, затем передаётся гобою. Такая перекличка, рисующая картину рассвета, повторяется несколько раз. Далее мотив, варьируясь, приобретает всё более мощное и яркое звучание, подводящее к кульминационной средней части.

В этом разделе мелодическая линия растворяется в красочной и смелой гармонии. Оркестр, звучащий на фортиссимо оповещает, что солнце взошло и своим светом наполнило всё вокруг. Затем динамика ослабевает, и оркестровая звучность вновь становится прозрачной. Главную тему красиво пропевает валторна и передаёт её другим инструментам. После последнего проведения мотива флейтой, всё затихает.

 

Симфоническая картина «Утро», как и все номера из музыкального сопровождения к драме «Пер Гюнт», по праву входит в коллекцию шедевров мирового музыкального искусства. «Утро» - это не только живописная картина природы, талантливо изображённая композитором в звуках. Это выражение чувств человека, его мыслей и переживаний. Нежная музыка композиции, звучащая в спектакле, заставляет слушателей понять, что истинное счастье не нужно искать в далёких странах, так как оно находится совсем близко.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Эдвард Григ «Утро»