Георгий Свиридов «Вальс»

 

Георгий Свиридов «Вальс»Вальс. Этот удивительный грациозный и благородный танец, появившийся более двух столетий назад, сегодня называют танцем на века. Многих поэтов он вдохновлял на проникновенные строки, а композиторов на создание очаровательных произведений. Шуман, Шопен, Глинка, Чайковский – сложно перечислить всех музыкальных творцов, чьими сочинениями в данном жанре мы не перестаём восхищаться и поныне. Не обошёл стороной этот элегантный танец и видный советский композитор Георгий Свиридов, чей «Вальс», изначально написанный к фильму «Метель», а затем вошедший в одноимённый симфонический цикл, сегодня причисляют к самым красивейшим вальсам. 

Историю создания «Вальса» Свиридова, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

В конце пятидесятых годов в творчестве Свиридова отмечался особый подъём После окончания неблагоприятного периода, когда он попал в число композиторов, обвиняемых в формализме, когда все его творения были в немилости, то есть не издавались и не исполнялись, Георгий Васильевич с жадностью принялся за сочинение новых произведений. Одно за другим из-под пера талантливого музыканта выходили новые сочинения, каждое из которых становясь важным событием в культурной жизни страны и набирало полные концертные залы. Публика внимала их затаив дыхание. Круг почитателей творчества Свиридова становился всё шире и шире. Он встречался на музыкальных вечерах со слушателями, рассказывал о своём творчестве и выражал мнение, в каком направлении должна двигаться отечественная музыка. Помимо того, о проблемах культурной жизни страны он часто писал в статьях, которые регулярно печатались на страницах центральных журналов и газет. В ту пору авторитет Свиридова достиг настолько высокой планки, что в 1960 году он был избран в члены правления Союза Композиторов России.

Георгий Свиридов, автор "Метели"

В то время творчество композитора главным образом было сосредоточено на вокально-хоровых жанрах. Инструментальную музыку он тоже сочинял с удовольствием, но только для художественных фильмов и театральных спектаклей. Так, например, когда в 1964 году к Григорию Васильевичу обратился популярный актёр и кинорежиссёр Владимир Басов с просьбой о сочинении музыки к фильму «Метель», являвшемуся экранизацией известной повести Пушкина, он с охотой согласился. К произведениям великого литератора Свиридов относился с особым благоговением, ведь недаром в числе его первых композиторских начинаний были вокальные миниатюры, написанные на поэтические тексты Александра Сергеевича.

 

Поступившее предложение приглянулось композитору ещё и тем, что в нём предоставлялась возможность воспеть то, чему он в последнем десятилетии в своём творчестве отдавал особое предпочтение – это русская действительность. Да к тому же в сочинении музыкальных зарисовок к этому фильму его привлекала возможность отражения образного мира провинциальной России того далёкого времени, в котором жил гениальный поэт. Кроме того Григорию Васильевичу было по нраву, что основное действие произведения происходило в зимний период: именно это время года он очень любил изображать в своих произведениях.

Александр Сергеевич Пушкин

С присущим ему энтузиазмом Свиридов приступил к работе над музыкой к кинофильму. Композитор задумал создать такой музыкальный материал, чтобы жизнь в маленьких провинциальных городках, с которой он был с детства знаком, не казалось слишком уж серой и скучной. А для более реалистичного отображения уездного бытия Григорий Васильевич придумал мелодические темы, которые были приближены к мотивам, звучащим в России в пушкинские времена и, конечно же, подобрал соответствующие жанры, то есть вальс, романс и марш.

 

Наполненная вдохновением маэстро работа над музыкальными иллюстрациями, в число которых вошёл выше упомянутый «Вальс», была завершена довольно быстро. Фильм отсняли и полностью смонтировали, а в феврале 1965 года выпустили на экраны кинотеатров. Очаровательная музыка так завораживающе звучащая на протяжении всей киноленты сразу полюбилась зрителям. Музыкальные фрагменты из фильма очень часто стали звучать в радиопередачах и с телевизионных экранов. И когда у Свиридова уже не вызывало сомнения, что они очень популярны и любимы народом, композитор решил их преобразовать в сюиту, которую назвал «Метель - музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». Так в 1973 году появилось великолепное произведение, которому была предопределена счастливая концертная жизнь.

 

Метель ноты «Вальса» Свиридова 

Георгий Свиридов, автор "Метели" Владимир Павлович Басов 

 

Интересные факты

  • По высочайшему указу, изданному императором Павлом I в 1799 году 1 марта, в России на вальс было наложено вето, однако запрет на танец продолжался недолго - всего один год.
  • Вальс публично впервые станцевали в США в Бостоне в 1834 году. Возмущённая общественность назвала танец неприличным и непристойным.
  • Впервые Свиридов обратился к творениям Александра Сергеевича Пушкина в 1935 году, во время учёбы в музыкальном техникуме. Он написал шесть романсов, которые были настолько хороши и оценены по достоинству, что молодого музыканта не достигшего двадцатилетнего возраста приняли в Союз композиторов.

  • Своё произведение «Метель», которое является одним их составных частей цикла с названием «Повести Белкина», великий русский поэт Пушкин, написал во время своего невольного пребывания в имении Болдино, находящегося неподалеку от Нижнего Новгорода. В 1830 году у Александра Сергеевича перед свадьбой с Натали Гончаровой возникла необходимость посетить поместье, но смертоносная холера, которая вспыхнула в то время в России, заставила его остаться там на довольно продолжительное время. Данный период, в творчестве поэта биографами выделяется особо и называется «Болдинской осенью». Считается, что именно тогда появились лучшие произведения гениального Пушкина.
  • В России родоначальником романтического вальса принято считать Михаила Ивановича Глинку, хотя история этого элегантного танца в нашем отечестве берёт своё начало с Александра Сергеевича Грибоедова — автора знаменитого «Горе от ума».

Михаил Иванович Глинка

  • В повести «Метель», сочинённой Пушкиным в течение всего одного дня, рассказывается о невесёлом приключении молоденькой провинциальной девушки, которая против воли своих родителей решилась тайком выйти замуж. По стечению обстоятельств, на которые повлияла разбушевавшаяся природная стихия, планы влюблённых были нарушены. Девушка нечаянно пошла под венец с другим, хотя в итоге всё получилось так, что она нашла своё настоящее счастье.
  • На создание симфонического цикла из музыкальных зарисовок фильма «Метель» композитора побудила Эльза Густововна Клазер – любимая жена Георгия Свиридова.
  • Все свои произведения Георгий Свиридов сочинял на рояле, который арендовал в Союзе композиторов. Случилось так, что по стечению жизненных обстоятельств у композитора не было личного инструмента.
  • Инструментальную музыку Свиридов писал в основном к спектаклям и фильмам, которых в творческом арсенале композитора насчитывается более двадцати.

 

Содержание «Вальса» Свиридова

«Вальс» - этот пропитанный романтикой танец Георгий Свиридов посчитал просто необходимым вставить в музыкальные иллюстрации к фильму, а затем, соответственно, и в симфоническую сюиту. Во времена Пушкина вальс считали излишне вольным танцем, но, тем не менее, на русских балах ему отдавали предпочтение, и даже в ту пору была весьма расхожей поговорка, что с вальса на балу начиналась любовь.

Вальс

«Вальс», вошедший в сюиту под номером два, написан в тональности до-диез минор и заключён композитором в трёхчастную форму. Композиция, несмотря на то, что не отличается особой пышностью, присущей бальным танцам, изначально открывается призывными ликующими аккордами в исполнении всей группы медных духовых инструментов. Затем после солирующего хода тубы начинается первый раздел вальса, включающий в себя три очаровательные темы. Сначала в исполнении первых скрипок и гобоя под лёгкий аккомпанемент пиццикато струнных начинает звучать изящный порхающий мотив. Он небольшой: его продолжительность составляет всего шестнадцать тактов. Следующая далее лирическая тема, исполнение которой композитор доверил только скрипичной группе, вносит в музыку танца оттенок сентиментальности и мечтательности. При повторном проведении композитор раскрашивает её красивыми подголосками кларнета. После третьей темы, ярко демонстрирующей богатейшие возможности симфонического оркестра и отличающейся приподнятостью и торжественностью, как и в рондо вновь возвращается полный поэтичности второй мотив. Затем начинается небольшой средний раздел вальса, в котором пластичная мелодия в исполнении солирующего гобоя изящно звучит на фоне пиццикато струнных инструментов. Далее репризно повторяется музыкальный материал первой части.

 

«Вальс» Георгия Свиридова. Эта изысканная и одновременно роскошная композиция сегодня пользуется большой популярностью. Её музыка  очаровывает не только душевностью, но и яркой изобразительностью. В рассказанном композитором при помощи музыкальных звуков романтическом сюжете есть и любовь, и разлука. Слушая это произведение, сразу хочется верить, что в жизни, чтобы не случилось всё обязательно закончиться благополучно и в конечном итоге приведёт к счастью.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: