Франц Шуберт «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»

 

Франц Шуберт. Этот выдающийся австрийский композитор прожил короткую жизнь, но в истории мировой музыкальной культуры оставил ярчайший след. Он сочинил более полутора тысяч произведений в разных жанрах, но предпочтение отдавал миниатюрным вокальным композициям. Именно песню композитор считал настоящей исповедью души и в ней стремился отразить широкий диапазон человеческих чувств. К примеру, в вокальном цикле «Зимний путь» Шуберт правдиво передал страдания и жизненные разочарования одинокого, а значит несчастного человека. Завершается цикл песней «Шарманщик», которую можно назвать гимном, воспевающим безысходность.

Историю создания композиции «Шарманщик» Ф. Шуберта, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В середине двадцатых годов позапрошлого столетия для Франца Шуберта наступила пора, которую можно назвать периодом полного расцвета духовных сил и высочайшего совершенства. Из-под его пера уже вышли сотни многожанровых произведений и среди них знаменитая «Неоконченная симфония», вокальный цикл «Прекрасная мельничиха», а также такие песенные шедевры как «Лесной царь» и «Форель». Имя Шуберта наконец-то получило известность не только в Австрии, но и за её пределами. Впрочем, несмотря на возросшую популярность, а вместе с ней охотное желание издателей печатать сочинения композитора, неизменным оставалась безденежье и неустроенность его бытовой жизни. Жалкая повседневность вынуждала Шуберта расстаться со своей творческой свободой и подать прошение с просьбой о предоставлении ему должности вице-капельмейстера в придворную капеллу. Однако Франц получил отказ и до конца жизни остался свободным художником, то есть бездомным и почти нищим.

Франц Шуберт

При всех неудачах Шуберта, как и раньше поддерживали многочисленные друзья. Если одни, по стечению жизненных обстоятельств, его покидали, то тут же появлялись другие. Шубертиады – вечера, на которых рассуждали об искусстве и литературе, а также звучала музыка композитора, по-прежнему пользовались огромной популярностью. На них исполнялись произведения Франца, как ранее сочинённые, так и новые, создаваемые им с той же одержимостью отдаваться творчеству всем существом.

Шуберту в то время не было ещё и тридцати лет, то есть он был молод, но не здоров: неприятная болезнь вынудила его несколько месяцев провести в больнице, а затем постоянно напоминала о себе. Внешне Шуберт оставался таким же прямодушным, застенчивым, скромным и добрым, но его сознание меняло отношение к людям и окружающему миру, а жизненный опыт вносил в душу горечь, разочарование, скорбь и страдания. Доверчивость и благодушие композитора остались в прошлом. Морально подавленный, он стал подозрительным и легкоранимым, а некоторые свои произведения окрашивал мрачными красками. Так в начале зимы 1827 года, зайдя к одному из своих друзей, Шуберт в его библиотеке приметил поэтический сборник под названием «Зимний путь». Книга включала в себя двенадцать стихов поэта Вильгельма Мюллера - давнишнего приятеля Франца.

Вильгельм Мюллер

На данное произведение композитор обратил особое внимание, так как четыре года назад именно сочинения этого поэта легли в основу знаменитого вокального цикла «Прекрасная мельничиха». В «Зимнем пути» вновь повествовалось о странствиях, но на этот раз разочарованного в жизни одинокого и несчастного человека. Познакомившись с поэтическим текстом, содержание которого поразило Шуберта в самое сердце, а также живо отражало его душевное состояние, композитор интенсивно взялся за работу над циклом и её окончание было отмечено уже февралём того же года. Затем через полгода Франц познакомился с продолжением опуса Мюллера. Второй том был издан под заголовком «Стихотворения из бумаг, оставленных странствующим валторнистом». Шуберт в октябре и эти двенадцать текстов окрасил музыкальными звуками, только в отличие от первой части он изменил их последовательность, а завершил цикл композицией «Шарманщик».

 

Когда Шуберт впервые исполнил своим друзьям «Зимний путь», они были поражены мрачным настроением песен цикла, однако автор успокоил слушателей, сказав, что впоследствии композиции им понравятся. И предсказания Шуберта сбылись. Премьерное публичное исполнение цикла, ставшего итоговым в песенном наследии композитора, состоялось 10 января 1828 года.

 

Франц Шуберт Ноты Ф. Шуберта «Шарманщик» 

 

Интересные факты

  • Вокальный цикл «Зимний путь» звучит один час десять минут. В жанре камерно–вокальной музыки по продолжительности исполнения данное произведение является абсолютным лидером.
  • Помимо «Зимнего пути» Шуберт на поэтические тексты своего друга Вильгельма Мюллера создал также вокальный цикл «Прекрасной мельничиха» - это ещё одно его знаменитое камерно - вокальное произведение.
  • По воспоминаниям современников, Шуберт так много и безостановочно сочинял, что порой не узнавал свои произведения. К примеру, так произошло с одной из лучших его песен «Скиталец».
  • После завершения обучения в конвикте (школе с пансионом) Францу Шуберту грозила солдатская служба сроком на семнадцать лет. Спасителем от этой повинности стал маленький рост молодого человека, который в то время составлял 156,7 сантиметра. До минимального роста солдата ему не хватало полутора сантиметров. Впоследствии избавиться от данной повинности Шуберт смог, став школьным учителем.
  • Франц Шуберт за свою творческую жизнь сочинил более шестисот вокальных композиций. Закончив одну песню, он сразу приступал к созданию другой. Композитор испытывал своеобразный голод, если у него под рукой не было нового текста. Помогали друзья, которые перерывая в библиотеках ворохи книг, выискивали подходящие поэтические творения.
  • Шуберт был настолько нерасторопным и не приспособленным к жизни человеком, что даже не мог договориться с издателем, чтобы опубликовать свои произведения. За композитора это делали друзья. Однажды, они заставили Франца украсить автографом каждый вышедший из печати сборник – это было придумано для того, чтобы ускорить продажу нот. Подписав с десяток экземпляров, Шуберт отшвырнул перо и произнёс, что лучше умрёт с голоду, чем будет заниматься такой ерундой.

 
 

 

Содержание и текст «Шарманщика» Шуберта

«Шарманщик». Этой песней Шуберт завершает вокальный цикл «Зимний путь», повествующий о бесцельных скитаниях лирического героя. Предпосылкой такого странного путешествия, а именно безуспешной попыткой бежать от себя и своих душевных страданий, стала любовная драма. Бедность и жизненная неустроенность заставили молодого человека отказаться от женитьбы на любимой девушке, ведь он не может материально обеспечить свою избранницу и дать ей уверенность в завтрашнем дне. Точно такая же ситуация произошла в жизни самого Шуберта: он был страстно влюблён в девушку, но родители выбрали ей в спутники жизни обеспеченного человека.

Герою «Зимнего пути», измученному жизненными обстоятельствами, больше терять нечего. Он ни у кого не ищет сочувствия, так как понимает, что его проблемы никого не интересуют. Герой отравляется в тяжёлый путь в совершенном одиночестве. Дорога, которую он выбирает, уныла и безрадостна и те, кого молодой человек встречает на своём пути к нему совершенно безучастны. Последняя встреча случилась в морозный день на околице деревни. Это был седой шарманщик, образ которого символизирует бездомного нищего бродягу. Бедняга озябшими пальцами крутит ручку шарманки, но никто не обращает на него внимания и не бросает нищему музыканту в чашечку монетки. Лишь странствующий герой сочувствует шарманщику и, видя в нём товарища по несчастью, предлагает далее путешествовать вдвоём, вместе распевая горестные песни под звуки шарманки.

текст «Шарманщика» Шуберта

Песня «Шарманщик», включающая всего два куплета, представлена композитором в трёхдольном размере и тональности ля-минор. Она начинается с выдержанной тонической квинты в басу: гармонии, характеризующей простые народные инструменты. Далее, через два такта на гудящие в басу квинты накладывается тоскливый монотонный наигрыш шарманки, который затем постоянно чередуется с унылыми фразами певца.

 

«Шарманщик». Эта заключительная песня цикла «Зимний путь» является эпилогом произведения, то есть подводит итог данного глубоко драматичного сочинения. В ней чувство одиночества, тоски и обречённости, гением композитора, расцвечивается весьма скудными музыкальными красками, что с невероятно ошеломляющей силой потрясает слушателей до глубины души.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: