Роберт Шуман «Первая утрата»

 

Величайший немецкий композитор – романтик Роберт Шуман прожил недолгую, но весьма плодотворную жизнь. В наследие потомкам он оставил целую россыпь бесценных творений, среди которых симфонии, увертюры, инструментальные концерты, а также множество прекрасных фортепианных произведений, пользующихся особым почитанием у любителей классической музыки. Впрочем, при всём многообразии созданных Шуманом произведений самым известным его творением признан «Альбом для юношества» - цикл пьес, в которых композитор отобразил мир детства с его интересами и впечатлениями. Хорошим примером тому служит входящая в сборник миниатюра «Первая утрата», реалистично передающая горькие переживания ребёнка.

Историю создания пьесы «Первая утрата» Роберта Шумана, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Появлению «Альбома для юношества», в который вошла фортепианная миниатюра «Последняя утрата», предшествовал ряд значимых событий, произошедших в жизни автора этого знаменитого сборника - выдающегося немецкого композитора Роберта Шумана.

В 1840 году, когда Шуману исполнилось тридцать лет, он обвенчался с девушкой, в которую страстно влюбился и ждал четыре года, когда сможет взять её в жёны. Невесту звали Клара Вик. Она была известной пианисткой и дочерью музыкального педагога Фридриха Вика, учившего секретам исполнительского мастерства и самого Шумана. Несмотря на препятствия, чинимые отцом девушки, молодые люди всё же смогли пожениться. Их супружеская жизнь протекала счастливо, ведь к этому располагало душевное и творческое единение двух высокоодарённых людей. Роберт сопровождал Клару в гастрольных поездках, в концертные программы которых она непрестанно включала произведения своего талантливого мужа. В то время его композиторским гением, раскрывшимся во всей полноте, уже было создано много фортепианных шедевров, среди которых «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены», «Крейслериана».

Роберт Шуман

Атмосфера романтически пылкой любви Роберта Шумана и Клары Вик способствовала появлению на свет восьми прелестных детишек. Своих сыновей и дочек Шуман очень любил и с восторгом рассказывал друзьям о том, какую нескончаемую радость и блаженное счастье они привносят в жизнь. Композитор слыл очень хорошим отцом. Он всегда был ласков с малышами, рассказывал им волшебные сказки, импровизационно раскрашивая их музыкальными звуками, и с восторгом примечал, что детки особо реагировали, когда звучала музыка Моцарта и Бетховена. Для любящего отца дни рождения его наследников всегда были значимыми и радостными событиями. Шуман для каждого своего ребёнка старался придумать запоминающийся праздник и особый подарок - сюрприз.

 

В 1848 году в семье Шуманов было уже пятеро детишек: три дочки и два сына. Самую старшую дочь, которой 1 сентября должно было исполнится семь лет, звали Марихен. Роберт, основательно поразмыслив, ко дню рождению любимой доченьки сочинил несколько миниатюрных пьесок и записал их в нотную тетрадь, которую затем красиво задекорировал. Папин подарок так понравился девочке, что она за несколько дней самостоятельно разучила композицию с первой страницы и исполнила перед всей семьёй. Выступление доченьки приятно впечатлило родителей и особенно её отца. Это сразу навело Роберта на мысль о создании целого цикла небольших ярких композиций, которые бы заинтересовали детей и помогали им с большим увлечением заниматься на фортепиано. Данная идея сильно захватила Шумана, и композитор незамедлительно приступил к её осуществлению. Так изначально было создано сорок разнохарактерных пьес, среди которых печальная по настроению миниатюра, озаглавленная автором «Первая утрата».

Продемонстрировав все произведения своей жене – Кларе Вик и получив от неё одобрение, Роберт распределил композиции по уровню сложности. Получилось две тетради, которые в издательстве, при согласовании с автором, были объединены в один сборник, получивший название «40 фортепианных пьес для юношества». Также отцовский музыкально-воспитательный опыт Шумана натолкнул композитора на мысль: помимо нотного материала включить в данный музыкальный альбом советы для начинающих исполнителей - «Жизненные правила для музыкантов».

«Альбом для юношества»

Первый выпуск шумановского домашнего альбома для детей увидел свет накануне 1849 года. Некоторые пьески были проиллюстрированы небольшими рисунками, которые по просьбе композитора сделал известный живописец Людвиг Рихтер. Сюжет виньетки, сопровождающей пьесу «Первая утрата», был подсказан художнику Робертом Шуманом. На рисунке была изображена плачущая девочка - у неё умерла птичка. Такое событие реально произошло в доме Шуманов, и сильно расстроило детишек. Поначалу миниатюру, отражающую данный печальный случай, композитор озаглавил «Детское горе», но затем было придумано ещё несколько названий, среди которых «Последняя утрата».

 

Спустя два года сборник был значительно отредактирован и издан под тем названием, которое в нынешнее время стало известно всему миру – «Альбом для юношества». Пьеса «Первая утрата» вошла в первую часть сборника под номером 16 и предназначалась для совсем юных исполнителей.

 

Роберт Шуман и Клара Шуман Дети Роберта Шумана 

 

Интересные факты

  • Фридрих Вик, который был не только отцом Клары, но и учителем Роберта Шумана, так противился брачному союзу молодых людей, что они были вынуждены обратиться в суд. Процесс длился более года, но решением апелляционной инстанции супружество Роберта и Клары было разрешено без согласия отца.
  • Восьмой ребёнок – самый младший сын Роберта Шумана был назван в честь друга композитора Феликса Мендельсона. Он родился в 1854 году, через три месяца после того как Шумана поместили в лечебницу доктора Ф. Рихарца в Энденихе, из которой он уже не вышел.
  • Мария – старшая дочь Роберта Шумана впоследствии стала пианисткой и педагогом. Несмотря на то, что внешне Мария была весьма привлекательной девушкой, замуж она так и не вышла. Всю жизнь старшая дочь Шумана посвятила своей матери – концертирующей пианистке Кларе Вик, которая последний раз вышла на сцену в 72 года.
  • Первоначально созданному для детей сборнику фортепианных миниатюр Роберт Шуман дал название «Рождественский альбом для детей», однако издателю такое заглавие не понравилось. В итоге из печати вышла музыкальная книжка, именованная «40 фортепианных пьес для юношества». Окончательное своё название - «Альбом для юношества» сборник получил лишь при повторном издании в 1851 году.
  • Пьеска, которую Мари самостоятельно разучила из подарочной нотной тетради её отца, называлась «Для самых маленьких». Миниатюра вошла в первое издание «Альбома для юношества», но во второй редакции, вышедшей в 1851 году, её уже не было. Такую корректировку внёс сам Роберт Шуман.

 

 

Содержание

«Первая утрата». Уже само название данной лирической композиции указывает на то, что в ней отображено печальное событие, произошедшее в жизни ребёнка. Причин расстроить маленького человечка может быть довольно много. К примеру, у него сломалась любимая игрушка или, что самое печальное, его навсегда покинул лучший друг, как, случилось в семье автора этого произведения. У Шуманов жила птичка – чижик, и она умерла. Горю детей композитора не было предела. У каждого юного исполнителя может быть своя печальная история, но, если к счастью таковой не было, ему может помочь воображение и даже фантазия.

«Первая утрата» - это трогательная пьеса о душевных переживаниях, то есть серьёзный психологический портрет ребёнка, столкнувшегося с ситуацией, которая вызвала к него скорбь и печаль.

Печальному по характеру музыкальному материалу композиции автор придал окрас грустной ми-минорной тональности, уложил его в простую двухчастную форму и тактовый размер 2/4. Пьеса начинается с затакта - с самого высокого в данном произведении звука, отмеченного особым динамическим нюансом: fp. Эта кульминационная нота звучит как возглас, то есть она подчеркивается и сразу уходит на piano. Далее мелодия, при гармонической поддержке, звучащей в левой руке, тихо и медленно движется вниз. Следующее предложение начинается с репризного повторения первого, а именно с того же затактового горестного вскрика, но заканчивается не вопросительной доминантовой, а устойчивой тонической функцией.

Во второй части тематический материал, вариационно развиваясь, на время окрашивается в мажорные тона, однако такое обновление создаёт лишь динамичное напряжение, которое в итоге завершается выразительно жалобными и гармонически острыми аккордами.

«Первая утрата». Данная миниатюра признана шедевром фортепианной музыки для детей и одним из лучших образцов педагогического репертуара, весьма полезного для воспитания начинающих музыкантов. Композиция, наполненная яркими эмоциональными контрастами, является прекрасным материалом для развития ритмической гибкости при исполнении лирических пьес, а также учит передавать музыкальными звуками глубокие человеческие переживания.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Роберт Шуман «Первая утрата»