Михаил Иванович Глинка «Попутная песня»
Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор, внёсший неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Сочиняя свои произведения в различных жанрах, особое внимание гениальный маэстро в своём творчестве уделял камерной вокальной музыке. Глинку по праву называют не только основателем русской классической композиторской школы, но и школы вокального исполнения. Романсы, которые он сочинял на протяжении всей творческой жизни, оценивались слушателями и исполнителями как настоящие шедевры. Одним из таких совершенных плодов вдохновения композитора является колоритная вокальная миниатюра «Попутная песня», вошедшая в состав вокального цикла «Прощание с Петербургом».
Историю создания «Попутной песни» Михаила Ивановича Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
В конце тридцатых годов в жизни Глинки было много печальных моментов. После смерти Александра Сергеевича Пушкина, на которого он всегда и во всём старался быть похожим, в его душе наступило полное опустошение. Работа над оперой «Руслан и Людмила» шла не так как предполагалось. В 1839 году умер младший брат композитора, а кроме того Михаил Иванович узнал об измене молодой жены. Он ушёл из дома и оставил службу в придворной Певческой капелле, чем навлёк на себя гнев самого царя. Единственным утешением композитора в то время было знакомство и общение с Екатериной Керн – «милою Е. К.», как в своих воспоминаниях называл её Глинка.
Казалось, что теперь освободившись от связывающих его пут: непонимающей его жены и ненавистной работы, Михаил Иванович может всецело предаться всё более захватывающей его взаимной любви, а также любимому сочинительскому занятию. Однако не всё было так гладко в жизни композитора. Он понимал, что бракоразводный процесс – это долгая тяжба, которая отнимет много сил, да и милая Катенька в то время опасно заболела. После её выздоровления у Глинки возник план уехать за границу, в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон.
Необходимо также отметить, что в это время Глинка весьма сблизился с известными литераторами братьями Кукольниками. Квартира в Фонарном переулке, где они проживали, было местом, в котором любили собираться творческие люди Петербурга. Так часто бывая в богемной среде у Кукольников, Михаил Иванович в конце мая 1840 года замыслил сочинить ряд романсов на стихи среднего брата Нестора, которые впоследствии были объединены в вокальный цикл под названием «Прощание с Петербургом». Сочиняя вокальные миниатюры, в число которых вошла «Попутная песня», композитор не связывал их единым сюжетом. В произведениях он старался отразить чувства человека мечтавшего покинуть город, в котором претерпел много невзгод. Работа над сборником шла весьма успешно, и двенадцать миниатюр в тесном творческом содружестве с автором поэтических текстов были закончены к 9 августа.
Братья Кукольники, искренне любившие Глинку, предполагали, что композитор, собиравшийся уехать за границу в ближайшее время, расстанется с ними надолго и поэтому, чтобы изъявить свои дружеские чувства, на следующий день устроили прощальный вечер, на котором маэстро с большим воодушевлением исполнил произведения из своего нового цикла. Михаил Иванович уехал на следующий день, однако не в Италию с любимой девушкой, как он предполагал, а по велению своей матушки – один и в родовое имение Новоспасское. Через месяц, вернувшись в столицу, композитор увидел свой новый сборник вокальных миниатюр, названный «Прощание с Петербургом» и входящую в него «Попутную песню», опубликованными музыкальным издательством «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина. Цикл вскоре был распродан так быстро, что его при удвоенном тираже пришлось напечатать ещё раз.
Интересные факты о «Попутной песне»
- «Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
- Имя поэта и драматурга Нестора Кукольника, очень популярного в середине XIX века, сегодня бы никто и не вспомнил, если бы не вокальный цикл «Прощание с Петербургом» Михаила Ивановича Глинки, который был написан на стихотворные тексты некогда очень известного литератора.
- Многие современники композитора не понимали, как степенный и выдержанный Михаил Иванович Глинка мог дружески сблизиться с таким заносчивым и легкомысленным человеком как Нестор Кукольник. Дело в том, что Глинке очень нравилось как поэт быстро и легко сочинял стихи, а кроме того композитор находил в лице Нестора тонко чувствующего и понимающего слушателя.
- Помимо вокального цикла «Прощание с Петербургом» композитор на стихи Нестора Кукольника написал романс «Сомнение», а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».
- Бывало и так, что музыка романса Глинки появлялась раньше, чем сочинялся текст. Например, с «Попутной песней» именно так всё и произошло.
- Будучи противницей отношений Михаила Ивановича и Екатерины Керн, мать композитора, чтобы разлучить возлюбленных, настаивала на том, чтобы он вместе с сестрой уехал в Париж и даже дала для этого крупную сумму денег. Глинка никуда не поехал, а все выделенные средства отдал Екатерине для поездки в Малороссию для поправления здоровья.
- Многие современники Глинки отмечали, что композитор, не имея большого голоса, умел так выразительно исполнять свои романсы, сопровождая их искусным аккомпанементом, что публика заслушиваясь, по его воле смеялась и плакала.
- «Попутная песня» Михаила Глинки была одной из самых любимых композиций выдающегося певца Фёдора Шаляпина. Он часто включал её в программу своих концертов.
Содержание «Попутной песни»
«Попутная песня», входящая в вокальный цикл «Прощание с Петербургом», является красочной жанровой зарисовкой, ярко отображающей впечатления Михаила Глинки от железной дороги, открывшейся в 1837 году и связывающей Санкт-Петербург и Павловск. Эта миниатюра, относящаяся к зрелому периоду творчества композитора, наглядно показывает, какого мастерства достиг композитор в выражении человеческих чувств, а также художественном изображении окружающего мира. В данном задорном образце жизнерадостной лирики, Глинка, использовав разнообразные средства музыкальной выразительности, колоритно отобразил всё то, что связано с железной дорогой: гомон и сутолоку, радостное ожидание новых впечатлений и долгожданных встреч.
Композиция, написанная в тональности Ре мажор, построена на последовательном чередовании двух контрастных разделов: одного – темпераментного и задорного, другого – наполненного светлой лирикой. Тем не менее, произведение звучит как единое целое, так как противоположные по своему характеру темы объединены посредством непрерываемого чёткого и бойкого аккомпанемента, колоритно отображающего колёсный перестук. Форма, в которую композитор заключил свою миниатюру, можно рассматривать в двух вариантах. Первая версия - это сложная трёхчастная форма с повторением, которую можно изобразить формулой:
II: А В:II А. Вторая – это куплетно-припевная: в ней роль припева выполняет раздел А.
Песня не имеет развернутого инструментального вступления. Эту роль выполняет один энергичный, настраивающий на тональность, Ре мажорный аккорд. Далее сразу с затакта начинается мелодия, которая в неудержимом темпе стремительно мчится вперёд. Текст первой части композиции воспринимается как скороговорка, так как мелодия, заключённая в равномерное движение восьмых длительностей, по указанию композитора исполняется в быстром темпе.
В следующей далее второй части миниатюры, в схеме отмеченной буквой «В», характер музыки значительно преображается. Мажорная тональность меняется на параллельную минорную. Мелодическая линия, которая теперь отображает лирическое душевное состояние героя, становиться широкой и плавной. Длительности укрупняются. Несмотря на то, что аккомпанемент по-прежнему остаётся энергичным, возникает ощущение успокоения. Затем всё вновь репризно повторяется с самого начала. Единственным отличием от первого проведения является иной текст второго - элегичного раздела. В завершении композиции вновь звучит тематический материал весёлого и праздничного первого раздела.
«Попутная песня» - эта яркая вокальная миниатюра, едва представ на суд слушателей, сразу завоевала всеобщее признание. Она стала любимым вокальным произведением многих знаменитых певцов и входила в репертуар таких вокальных знаменитостей, как Шаляпин, Ведерников, Нестеренко и Хворостовский. В нынешнее время переложение произведения сделано для хоровых коллективов разных составов и успешно исполняется на концертных сценах не только нашей страны, но и за её пределами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: