Михаил Иванович Глинка «Попутная песня»

 

Михаил Иванович Глинка «Попутная песня»Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор, внёсший неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Сочиняя свои произведения в различных жанрах, особое внимание гениальный маэстро в своём творчестве уделял камерной вокальной музыке. Глинку по праву называют не только основателем русской классической композиторской школы, но и школы вокального исполнения. Романсы, которые он сочинял на протяжении всей творческой жизни, оценивались слушателями и исполнителями как настоящие шедевры. Одним из таких совершенных плодов вдохновения композитора является колоритная вокальная миниатюра «Попутная песня», вошедшая в состав вокального цикла «Прощание с Петербургом».

Историю создания «Попутной песни» Михаила Ивановича Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В конце тридцатых годов в жизни Глинки было много печальных моментов. После смерти Александра Сергеевича Пушкина, на которого он всегда и во всём старался быть похожим, в его душе наступило полное опустошение. Работа над оперой «Руслан и Людмила» шла не так как предполагалось. В 1839 году умер младший брат композитора, а кроме того Михаил Иванович узнал об измене молодой жены. Он ушёл из дома и оставил службу в придворной Певческой капелле, чем навлёк на себя гнев самого царя. Единственным утешением композитора в то время было знакомство и общение с Екатериной Керн – «милою Е. К.», как в своих воспоминаниях называл её Глинка.

Михаил Иванович Глинка

Казалось, что теперь освободившись от связывающих его пут: непонимающей его жены и ненавистной работы, Михаил Иванович может всецело предаться всё более захватывающей его взаимной любви, а также любимому сочинительскому занятию. Однако не всё было так гладко в жизни композитора. Он понимал, что бракоразводный процесс – это долгая тяжба, которая отнимет много сил, да и милая Катенька в то время опасно заболела. После её выздоровления у Глинки возник план уехать за границу, в Италию и там тайно заключить брак со своей возлюбленной, так как их отношениям противились родственники с обеих сторон.

Михаил Глинка и Нестор Кукольник

Необходимо также отметить, что в это время Глинка весьма сблизился с известными литераторами братьями Кукольниками. Квартира в Фонарном переулке, где они проживали, было местом, в котором любили собираться творческие люди Петербурга. Так часто бывая в богемной среде у Кукольников, Михаил Иванович в конце мая 1840 года замыслил сочинить ряд романсов на стихи среднего брата Нестора, которые впоследствии были объединены в вокальный цикл под названием «Прощание с Петербургом». Сочиняя вокальные миниатюры, в число которых вошла «Попутная песня», композитор не связывал их единым сюжетом. В произведениях он старался отразить чувства человека мечтавшего покинуть город, в котором претерпел много невзгод. Работа над сборником шла весьма успешно, и двенадцать миниатюр в тесном творческом содружестве с автором поэтических текстов были закончены к 9 августа.

 

Братья Кукольники, искренне любившие Глинку, предполагали, что композитор, собиравшийся уехать за границу в ближайшее время, расстанется с ними надолго и поэтому, чтобы изъявить свои дружеские чувства, на следующий день устроили прощальный вечер, на котором маэстро с большим воодушевлением исполнил произведения из своего нового цикла. Михаил Иванович уехал на следующий день, однако не в Италию с любимой девушкой, как он предполагал, а по велению своей матушки – один и в родовое имение Новоспасское. Через месяц, вернувшись в столицу, композитор увидел свой новый сборник вокальных миниатюр, названный «Прощание с Петербургом» и входящую в него «Попутную песню», опубликованными музыкальным издательством «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина. Цикл вскоре был распродан так быстро, что его при удвоенном тираже пришлось напечатать ещё раз.

 

ноты «Попутной песни» возлюбленная Глинки Екатерина Керн 

Глинка Нестор Кукольник 

 

Интересные факты о «Попутной песне»

  • «Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
  • Имя поэта и драматурга Нестора Кукольника, очень популярного в середине XIX века, сегодня бы никто и не вспомнил, если бы не вокальный цикл «Прощание с Петербургом» Михаила Ивановича Глинки, который был написан на стихотворные тексты некогда очень известного литератора.

 

  • Многие современники композитора не понимали, как степенный и выдержанный Михаил Иванович Глинка мог дружески сблизиться с таким заносчивым и легкомысленным человеком как Нестор Кукольник. Дело в том, что Глинке очень нравилось как поэт быстро и легко сочинял стихи, а кроме того композитор находил в лице Нестора тонко чувствующего и понимающего слушателя.
  • Помимо вокального цикла «Прощание с Петербургом» композитор на стихи Нестора Кукольника написал романс «Сомнение», а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».
  • Бывало и так, что музыка романса Глинки появлялась раньше, чем сочинялся текст. Например, с «Попутной песней» именно так всё и произошло.
  • Будучи противницей отношений Михаила Ивановича и Екатерины Керн, мать композитора, чтобы разлучить возлюбленных, настаивала на том, чтобы он вместе с сестрой уехал в Париж и даже дала для этого крупную сумму денег. Глинка никуда не поехал, а все выделенные средства отдал Екатерине для поездки в Малороссию для поправления здоровья.
  • Многие современники Глинки отмечали, что композитор, не имея большого голоса, умел так выразительно исполнять свои романсы, сопровождая их искусным аккомпанементом, что публика заслушиваясь, по его воле смеялась и плакала.
  • «Попутная песня» Михаила Глинки была одной из самых любимых композиций выдающегося певца Фёдора Шаляпина. Он часто включал её в программу своих концертов.

 

Содержание «Попутной песни»

«Попутная песня», входящая в вокальный цикл «Прощание с Петербургом», является красочной жанровой зарисовкой, ярко отображающей впечатления Михаила Глинки от железной дороги, открывшейся в 1837 году и связывающей Санкт-Петербург и Павловск. Эта миниатюра, относящаяся к зрелому периоду творчества композитора, наглядно показывает, какого мастерства достиг композитор в выражении человеческих чувств, а также художественном изображении окружающего мира. В данном задорном образце жизнерадостной лирики, Глинка, использовав разнообразные средства музыкальной выразительности, колоритно отобразил всё то, что связано с железной дорогой: гомон и сутолоку, радостное ожидание новых впечатлений и долгожданных встреч.

Попутная песня

Композиция, написанная в тональности Ре мажор, построена на последовательном чередовании двух контрастных разделов: одного – темпераментного и задорного, другого – наполненного светлой лирикой. Тем не менее, произведение звучит как единое целое, так как противоположные по своему характеру темы объединены посредством непрерываемого чёткого и бойкого аккомпанемента, колоритно отображающего колёсный перестук. Форма, в которую композитор заключил свою миниатюру, можно рассматривать в двух вариантах. Первая версия - это сложная трёхчастная форма с повторением, которую можно изобразить формулой:

II: А В:II А. Вторая – это куплетно-припевная: в ней роль припева выполняет раздел А.

 

текст «Попутной песни»

 

Песня не имеет развернутого инструментального вступления. Эту роль выполняет один энергичный, настраивающий на тональность, Ре мажорный аккорд. Далее сразу с затакта начинается мелодия, которая в неудержимом темпе стремительно мчится вперёд. Текст первой части композиции воспринимается как скороговорка, так как мелодия, заключённая в равномерное движение восьмых длительностей, по указанию композитора исполняется в быстром темпе.

В следующей далее второй части миниатюры, в схеме отмеченной буквой «В», характер музыки значительно преображается. Мажорная тональность меняется на параллельную минорную. Мелодическая линия, которая теперь отображает лирическое душевное состояние героя, становиться широкой и плавной. Длительности укрупняются. Несмотря на то, что аккомпанемент по-прежнему остаётся энергичным, возникает ощущение успокоения. Затем всё вновь репризно повторяется с самого начала. Единственным отличием от первого проведения является иной текст второго - элегичного раздела. В завершении композиции вновь звучит тематический материал весёлого и праздничного первого раздела.

 

«Попутная песня» - эта яркая вокальная миниатюра, едва представ на суд слушателей, сразу завоевала всеобщее признание. Она стала любимым вокальным произведением многих знаменитых певцов и входила в репертуар таких вокальных знаменитостей, как Шаляпин, Ведерников, Нестеренко и Хворостовский.  В нынешнее время переложение произведения сделано для хоровых коллективов разных составов и успешно исполняется на концертных сценах не только нашей страны, но и за её пределами.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: