Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»

 

Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»Имя выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки хорошо известно всем ценителям классической музыки. Его прекрасные, проникнутые патриотизмом, творения, воспевающие добро и справедливость, не перестают восхищать слушателей и в нынешнее время. Говоря о заслугах композитора, которого по праву считают основоположником отечественной классической музыки, нельзя не отметить его вклад в развитие камерно-вокального жанра. Романсовое творчество Глинки называют неиссякаемым родником красоты и совершенства. Оно пленяет своей искренностью, красотой мелодий, а также полным единением музыки и поэтического текста. Ярким примером тому может служить вокальная миниатюра «Жаворонок» - романс, который с первых звуков очаровывает наивной прелестью и задушевной простотой его мелодии.

Историю создания романса «Жаворонок» Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

История возникновения романса «Жаворонок» неразрывно связана с созданием Михаилом Ивановичем Глинкой вокального цикла «Прощание с Петербургом», сочинению которого предшествовала череда печальных событий, наполнявших жизнь маэстро во второй половине тридцатых годов. Сначала смерть Александра Сергеевича Пушкина, которого он считал своим кумиром, выбила его из колеи. Затем из жизни ушёл младший брат композитора, на похоронах которого Михаил Иванович узнал о неверности жены.

Михаил Иванович Глинка

Душевное опустошение маэстро было таково, что он совершенно забросил работу над оперой «Руслан и Людмила». Находясь в расстроенных чувствах, Глинка ушёл от супруги и отказался от должности капельмейстера придворной Певческой капеллы, чем весьма огорчил самого императора. В то непростое для композитора время он находил утешение только в общении с одним человеком - Екатериной Керн.

 

С «милой Е.К.» Михаил Иванович познакомился в стенах Смольного института, где девушка работала воспитательницей, а маэстро навещал семью своей сестры, которая проживала в казённой квартире при учебном заведении. Частые встречи с Катенькой положительно сказывались на душевном состоянии Глинки. Он начинал чувствовать, что счастлив и силы вновь возвращаются к нему.

возлюбленная Глинки Екатерина Керн

Настроение Глинки в тот момент омрачалось лишь предстоящей длительной тяжбой по бракоразводному процессу, а также болезнью, которая внезапно постигла его возлюбленную. После выздоровления Катеньки у Михаила Ивановича зародился замысел вместе с девушкой покинуть Россию и за границей тайно вступить с ней в брак, так как родственники и с той, и с другой стороны были против их отношений.

 

Важно также отметить, что в то время Глинка сильно дружески сблизился с братьями Кукольниками, которые пользовались большим уважением в петербургских литературных кругах. Квартира, где они проживали, располагавшаяся в Фонарном переулке, была излюбленным местом встречи творческих людей. Частенько туда захаживал и Михаил Иванович. Так, в один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом».

Михаил Глинка и Нестор Кукольник

Стихотворные тексты Нестора Кукольника, на которые композитор создавал вокальные миниатюры, не были связаны единой сюжетной линией, однако Михаил Иванович объединял композиции тем, что отразил в них эмоциональное состояние человека, предстоявшему покинуть родные места, и совершить увлекательное путешествие. Сочинение сборника при творческой поддержке Нестора Кукольника продвигалось довольно быстро и к 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.

Композитор тем временем ещё не отказывался от своих намерений и готовился к поездке за границу. Братья Кукольники, с большим уважением относившиеся к Глинке, решили перед отъездом композитора устроить для него прощальную вечеринку, на которой Михаил Иванович с большим вдохновением исполнял свои новые вокальные сочинения. На следующий день композитор действительно уехал, но не в солнечную Италию со своей возлюбленной, как он рассчитывал, а по настоянию своей матери в родовое поместье Новоспасское. В Петербург Глинка вернулся уже через месяц и был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина напечатало сборник «Прощание с Петербургом» и соответственно вошедший в него романс «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.

 

ноты «Жаворонка» «Прощание с Петербургом» обложка 

Глинка Нестор Кукольник 

 

Интересные факты

  • Романс «Жаворонок» наряду «Попутной песней», является самым популярным произведением из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом».
  • Свою вокальную миниатюру «Жаворонок» Михаил Иванович посвятил поэту Александру Николаевичу Струговщикову, прославившемуся своими переводами произведений Гёте и Шиллера.
  • Выдающийся русский композитор Балакирев был так очарован наивной прелестью и задушевной простотой напева романса «Жаворонок», что положил его тематический материал в основу своей фортепианной фантазии. Произведение Милия Алексеевича ещё больше способствовало популяризации этого романса.
  • Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил.
  • У многих современников вызывало недоумение, как уравновешенный Михаил Иванович Глинка мог подружиться с такой легкомысленной личностью как Нестор Кукольник. Дело в том, что композитора привлекало то, что Кукольник мог легко и быстро сочинять поэтические тексты, а кроме того был весьма понимающим слушателем.
  • Современники композитора отмечали, что Глинка любил сам исполнять романсы и делал это весьма выразительно. Летом 1840 года, во время работы над вокальным циклом «Прощание с Петербургом», Михаил Иванович, часто навещая Нестора Кукольника, после двух часов ночи садился к фортепиано и до утра распевал свои сочинения в компании богемных друзей, которые любили собираться в доме литератора.
  • Стоит отметить, что на стихи Нестора Кукольника кроме цикла «Прощание с Петербургом» Глинка сочинил свой, ставший знаменитым, романс «Сомнение», а также украсил музыкой драму «Князь Холмский».

 

Содержание «Жаворонка»

«Жаворонок» - это похожий на народную песню задушевный романс с простой, но красивой и проникновенной мелодией. Окрасив светлой лирикой, композитор живописно создал в нём образ русской природы, а также выразил нежные чувства человека: его надежду на обретение истинной любви.

текст «Жаворонка»

Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключенная в куплетную форму, открывается небольшим фортепианным вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Автор миниатюры, наполнил его мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр и обилие музыкальных украшений в виде форшлагов. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Помимо этого ощущение лёгкой полётности тематическому материалу придают взмывающие вверх октавные скачки, которые на протяжении всего произведения звучат в аккомпанементе.

Каждый куплет романса заканчивается прозвучавшей во вступлении темой жаворонка. Она напоминает слушателям, что всё же главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чьё пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице.

 

«Жаворонок» - задушевная вокальная миниатюра Михаила Ивановича Глинки, которую нередко называют песнью надежды, относится к самым популярным произведениям романсового наследия композитора. Пленяющее очарование мелодии привлекает не только вокалистов, поэтому этот завораживающий напев сегодня можно услышать в исполнении на самых разных музыкальных инструментах.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: