М.И. Глинка романс «Венецианская ночь»
Михаила Ивановича Глинку - великого русского композитора, основоположника русской классической музыки прекрасно знают не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Пропитанные любовью к отчизне прекрасные творения, признанные бесценными шедеврами, и в нынешнее время не перестают пленять слушателей своим вдохновением и колоритом. Однако, говоря о творчестве великого маэстро, мы в первую очередь вспоминаем его оперы и симфонические произведения, хотя нельзя оставить без внимания и жанр, в который Михаил Иванович также внёс неоценимый вклад. Это камерно-вокальная музыка. Романсы Глинки очаровывают своей красотой и совершенством, и ярчайшим примером тому служит баркарола «Венецианская ночь», сочинённая композитором во время путешествия по Италии.
Историю создания романса «Венецианская ночь» Глинки, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
К концу двадцатых годов Глинка, несмотря на то, что слыл начинающим композитором, уже мог похвастаться авторством многочисленных музыкальных произведений. В своём большинстве это были сочинённые на стихи современных поэтов вокальные миниатюры, которые с удовольствием исполнялись на различных музыкальных вечерах. После некоторых неприятностей на государственной службе в Совете путей сообщения Михаил Иванович вынужден был уйти в отставку, однако такие перемены его совершенно не огорчали. Молодой человек остался жить в Петербурге и занимался любимым сочинительским творчеством. В печати регулярно появлялись его новые произведения, делавшие имя композитора весьма популярным. Он получал лестные приглашения, весьма разнообразившие его жизнь, а кроме того имел много друзей, которые в основном принадлежали к высшему столичному обществу.
Сопутствующие Глинке признание и успех предвещали молодому композитору радужное будущее, однако единственное, что беспокоило Михаила Ивановича и его родных, это расстроенное здоровье молодого человека. Когда весной 1830 года оно заметно ухудшилось, доктора настоятельно рекомендовали Глинке тёплый заграничный климат. Такому предложению молодой человек очень обрадовался, ведь он давно мечтал побывать в Италии, где можно было не только облегчить физические страдания, но и подучиться композиторскому мастерству.
Ехать за границу Михаилу обязательно нужно было с сопровождающим. В спутники он выбрал Николая Иванова – талантливого тенора, который был беден, но тоже мечтал набраться опыта у именитых итальянских вокалистов.
Путешественники отправились в путь в конце апреля. Их дорога в Италию проходила через города Германии, в которых Глинка останавливался не только чтобы отдохнуть, но и полечиться. Помимо этого, Михаил и Николай ухитрялись давать концерты, которые привлекали и впечатляли немецких горожан.
Италия приняла русских музыкантов в свои объятия в начале осени. Сначала это был Милан, красота природы, архитектуры и произведений искусства которого, необычайно впечатлили Глинку. Затем Генуя и Рим, где он подружился с молодым Гектором Берлиозом. Далее Неаполь и встреча с художником Карлом Брюлловым, а также знакомство с Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти.
Несомненно, что особое восхищение русского композитора вызывала итальянская музыка, и он с наслаждением слушал оперы знаменитых маэстро. Однако своими занятиями по композиции в Италии Глинка был не доволен, но, тем не менее, много сочинял. В основном это были камерные произведения для ансамблей различных инструментальных составов, но также и вокальные миниатюры. Романсов было всего шесть и среди них, написанное весной 1832 года в Милане, произведение, которое практически сразу было признано подлинным шедевром вокальной лирики - это баркарола «Венецианская ночь». Михаил Иванович сочинил романс сразу после того как его знакомый - некто Соболевский принёс композитору стихи, автором которых был Иван Козлов. В этой миниатюре Глинка отразил всё своё восхищение от прекрасных поэтичных картин итальянских лунных ночей с их тёплым дыханием, а также поделился своим трепетным чувством радости от наслаждения жизнью.
Интересные факты
- Михаил Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи, написанные Иваном Ивановичем Козловым – поэтом, который к моменту создания данного поэтического текста совершенно ослеп. Лишённый зрения, он выучил английский и немецкий язык и впоследствии декламировал наизусть все поэтические произведения Байрона и Вальтера Скотта.
- Иван Козлов был не только выдающимся поэтом, но и переводчиком. Сегодня известны его талантливые переводы произведений Дж. Байрона, В. Скотта, Данте Алигьери, Т. Тассо, Л. Ариосто, А. Шенье, Р. Бернса, А. Мицкевича, Ч. Вольфа. Например, переведённый Козловым «Вечерний звон», ставший в нашей стране популярной песней, изначально был стихотворением ирландского поэта Томаса Мура.
- Стихотворение «Венецианская ночь», которое Козлов посвятил памяти Дж. Байрона, а также оплакивающей его безвременную кончину возлюбленной поэта графине Гвиччьоли было напечатано в 1825 году в альманахе «Полярная звезда».
- После опубликования «Венецианской ночи» на этот поэтический текст неизвестным композитором был написан романс, который с удовольствием исполнялся в Петербургских салонах. Однако после появления вокальной миниатюры Михаила Ивановича Глинки прежняя композиция была окончательно забыта.
- За свою творческую жизнь Михаил Иванович Глинка сочинил более восьмидесяти вокальных миниатюр на стихи двадцати поэтов, преимущественно современников композитора.
- Вокальные миниатюры Глинки характеризуются не только чарующей красотой, но и весьма удобным исполнением для вокалистов. Это явилось результатом старательно изучения композитором возможностей, а также особенностей человеческого голоса.
- Современники Михаила Ивановича вспоминали, что он был удивительным вокалистом, пение которого завораживало слушателей. Имея от природы сипловатый голос и неустойчивую интонацию, молодой человек стал усердно учиться пению у проживающего в Петербурге итальянского педагога. В результате старательных занятий голос композитора приятно зазвучал. В дальнейшем кропотливо изучив потенциальные возможности человеческого голоса, Глинка нашёл свои приёмы и способы развития вокальных данных человека и затем по своей методике занимался с оперными певцами, среди которых были весьма именитые личности.
Содержание
«Венецианская ночь». В этом замечательном образце пейзажной лирики Глинка красочно воплотил образы итальянской природы, которыми сам не переставал восхищаться. Спокойная мечтательность, умиротворённое настроение и безмятежность музыки романса утончённо передают живительные впечатления композитора от ласковых и теплых ночей прекрасной южной страны.
Романс сочинён как истинная баркарола, для которой характерен размер 6/8 и монотонно-размеренный аккомпанемент с мягкой пульсацией, отображающей плеск воды и покачивание лодки.
Композиция, написанная в тональности Си-бемоль мажор, включает в себя три куплета, каждый их которых имеет двухчастную форму.
После вступительного тонического аккорда почти сразу начинается наполненная мерным дыханием и классической явностью симметрично построенная нежная мелодия. Её плавно текучее движение, а также характерный для баркаролы ритмический рисунок придают композиции одухотворённый и поэтический настрой. Стоит также отметить, что в гармоническом фоне романса, который можно охарактеризовать как царство мажора, композитор эпизодически вкрапляет минор, придающий музыке мягкий лирический окрас.
«Венецианская ночь». Эту чарующую баркаролу, которую Глинка к тому же именовал фантазией, по праву можно назвать самой поэтичной и светлой вокальной миниатюрой композитора. Её завораживающая мелодия и сегодня пленяет своей грациозностью и изяществом, а потому романс «Венецианская ночь» в нынешнее время весьма часто звучит на самых разных концертных площадках.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: