Сергей Васильевич Рахманинов романс «Островок»

 

Сергей Васильевич Рахманинов. Имя этого гениального русского композитора золотыми буквами вписано в историю не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Его впечатляющая музыка, наполненная искренними чувствами, с первых тактов так властно захватывает слушателей, что помимо воли накрывает их души и сердца. Великий маэстро оставил потомкам бесценное творческое наследие, в котором особое место занимают восхитительные камерно-вокальные лирические композиции. Романсовые миниатюры Рахманинова отражают не только всю гамму человеческих чувств, но и погружают в объятия неописуемо прекрасной природы, как например в нежно - созерцательном романсе «Островок».

Историю создания романса «Островок», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

К 1896 году, когда из-под пера молодого композитора Сергея Рахманинова вышел романс «Островок», его творчество вызывало повышенный интерес и не только у профессионалов. Одарённому музыканту едва исполнилось двадцать три года, а он уже был автором целого ряда замечательных произведений, а также, своим ярким исполнением, вызывая заинтересованность публики, приобрёл популярность как виртуозный пианист. Ещё обучаясь в Московской консерватории, он стал автором Первого фортепианного концерта, нескольких заслуживающих внимания фортепианных пьес и вокальных миниатюр.

Сергей Рахманинов

В качестве дипломной работы по окончании учебного заведения Рахманинов представил оперу «Алеко», за которую от самого Петра Ильича Чайковского получил пятёрку с тремя крестами, а от дирижёра Ипполита Карловича Альтани обещание поставить её в Большом театре. Кроме того, директор филармонического общества Карл Александрович Гутхейль предложил талантливому выпускнику напечатать данное произведение в нотном издательстве, владельцем которого он являлся. В девятнадцать лет Сергей окончил консерваторию по классам композиции и фортепиано с высшими оценками, получил большую золотую медаль, а помимо того, его имя отметили на мраморной Доске почёта любимой «альма-матер».

С. Рахманинов опера «Алеко»

Это была первая задача, которую Рахманинов поставил перед собой и успешно её выполнил. Теперь нужно как-то обустраиваться в жизни, ведь материальной помощи молодому музыканту ждать было не от кого. Чтобы просуществовать Сергей начал много работать: бегал по частным урокам, за которые получал 15 рублей в месяц, но при этом находил время, чтобы заниматься любимым занятием - сочинительством. Музыку он создавал не по заказу, а потому каждое своё творение не просто оттачивал, а полировал. Однако сочинительство больших доходов не давало, да и те гонорары, что он получал, таяли очень быстро, ведь в молодости хочется немного пощеголять, например покататься на лихаче или просто несдержанно проиграть деньги в карты. Концертные выступления тоже были, но стабильного дохода они не приносили. Отрадным в его жизни был только летний отдых, который Сергей частенько проводил в Ивановке Тамбовской губернии у своих родственников Сатиных. Там композитору было хорошо и спокойно. Он много гулял, купался и рыбачил на пруду. Такая безмятежная обстановка навевала Рахманинову прекрасные музыкальные мысли, которые он затем излагал на нотной бумаге. Так в конце мая 1896 года Сергей вновь отправился в поместье к любимым родственникам. Он, как и прежде настраивался на полноценный отдых, но в то же время и на активный творческий процесс. В планах композитора было сочинить ряд романсов на стихи не только общепризнанных поэтов: Кольцова, Фета, Алексея Толстого, Апухтина, но и современных авторов: Марии Давидовой, Николая Минского, Даниила Ратгауза и, прославившегося своими переводами, Константина Бальмонта. Рахманинов задумал из вокальных миниатюр создать маленькую драму, где главные действующие лица: он, она и самое главное их чувственные отношения.

 

Вторым в списке композиций значилась вокальная миниатюра «Островок» - оригинальный перевод Константина Бальмонта стихотворения великого английского поэта Перси Биши Шелли. Сергей сделал уже наброски, однако безвременная смерть двоюродного брата Саши Сатина от туберкулёза нарушила все намерения композитора. Своеобразную романсовую сюиту, в том числе и романс «Островок», Рахманинов дописывал уже в октябре. Он справился с этим опусом довольно быстро, так как испытывал большие материальные затруднения и торопился отправить свои творения в издательство Гутхейля.

 

Ноты романса «Островок» Сергей Васильевич Рахманинов 

Перси Биши Шелли Константин Бальмонт 

 

Интересные факты

  • Романс «Островок» на стихи выдающегося английского поэта Перси Биши Шелли в оригинальном переводе Константина Бальмонта вошёл в четырнадцатый опус Сергея Рахманинова под номером два. Однако необходимо отметить, что по соседству с ним, только под номером одиннадцать расположилась композиция, которая признана шедевром вокальной музыки XX века, а именно знаменитые «Весенние воды».
  • «Островок» Сергей Рахманинов посвятил своей любимой кузине Соне Сатиной, которая с юных лет так боготворила природу, что родственники считали её «не от мира сего». Впоследствии Софья Александровна Сатина - младшая сестра жены композитора Натальи Александровны, стала известным профессором ботаники и Доктором биологических наук.
  • В творческом наследии Сергея Рахманинова числится больше восьми десятков романсов. При этом важно отметить, что все они созданы в России. Видимо жизнь в эмиграции не вдохновляла композитора на создание вокальной лирики.
  • Константин Дмитриевич Бальмонт является одним из выдающихся представителей русской поэзии Серебряного века. Он не только сочинял собственные талантливые поэтические тексты, но и прославился переводами творений таких знаменитых мировых литераторов, как Эдгар Аллан По, Уильям Блейк, Оскар Уайльд, Перси Биши Шелли, Герхарт Гауптман, Альфред Теннисон, Герман Зудерман, Шарль Бодлер.
  • В нашей стране Сергею Васильевичу Рахманинову не простили то, что он после революции эмигрировал за рубеж. Власти в тридцатые годы объявили композитора врагом народа и запретили исполнять его произведения. Однако несмотря на такое негативное отношение, Рахманинов всегда был предан России и помогал своей любимой Родине в трудную минуту. Он передавал во время войны через консульство на помощь фронту крупные денежные суммы.

 
 

 

Содержание и текст романса «Островок»

В своём камерно – вокальном творчестве пейзажной лирике Сергей Рахманинов уделял особое место. Вот и романс «Островок», в основу которого композитор положил стихи английского поэта – романтика Шелли в переводе Константина Бальмонта, неоспоримо является «музыкальным пейзажем». Музыка данной композиции весьма изобразительна, так как слушая её явно представляешь покрытые зеленью уклоны небольшого участка суши, со всех сторон окружённого водой. Ощущаешь дуновение лёгкого ветерка, хочется вдохнуть и почувствовать запах густых трав, вдоволь налюбоваться хрупкими, романтичными анемонами, а также нежным разноцветьем фиалок. Само собой разумеется, что здесь властвует полное умиротворение. Всё это царствие покоя и тишины, композитор, весьма экономно используя выразительные средства, словно прозрачными акварельными красками, тонко и поэтично изобразил музыкальными звуками.

текст романса «Островок»

Поскольку положенный в основу романса поэтический текст включает всего три четверостишия, то и вокальная композиция получилась довольно лаконичной: всего 24 такта. Она заключена автором в двухчастную форму, тональность Соль мажор и четырёхдольный размер.

Романс начинается без инструментального вступления: вокалист вступает уже в первом такте, пропуская лишь восьмую паузу. Плавная, спокойная мелодическая линия изобилует звуковыми повторами и лишь изредка появляются скачки на квартовый интервал. Размеренный ритм музыкального материала помогает создать образ безмятежного покоя и светлой тишины. Мечтательный характер композиции выразительно подчёркивает незамысловатый аккомпанемент. В первой части, которая длиться всего двенадцать тактов, его средний и басовый голос в терцию через октаву гаммообразно безостановочно движется вниз. Во второй части, начинающейся со слов «Здесь еле дышит ветерок» мелодия и аккомпанемент заметно меняются. Вокальная партия становится немного витиеватой, а в инструментальном сопровождении появляются триоли. Однако это продолжается всего три такта, а далее возвращается слегка видоизменённый музыкальный материал начальной части. Романс завершается четырёхтактовой постлюдией, которая в данной композиции играет завершающую роль и доводит музыкальное развитие произведения до конца.

«Островок». Эту миниатюрную музыкальную пейзажную зарисовку, в которой Рахманинов показал себя превосходным мастером музыкальных красок, можно назвать драгоценным самоцветом в сокровищнице камерной вокальной музыки. Профессиональные исполнители с удовольствием включают данную созерцательную миниатюру в свой концертный репертуар, потому как необычайно нежная и пластичная мелодия, вызывающая восхищение красотами природы и погружающая в мир безмятежности и спокойствия, производит на слушателей сильное впечатление.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: