С.В. Рахманинов романс «Весенние воды»
Весна – это пора обновления природы. Солнечных дней становится больше, хочется времени проводить на свежем воздухе и наслаждаться природным ликованием. Новизна появляется и в жизни людей. Это особенное время не может не вдохновлять на создание произведений. Романс «Весенние воды» С.В. Рахманинова отличается живописностью и звукоизобразительностью. Произведение признано шедевром вокальной музыки XX века.
Историю создания романса «Весенние воды» Сергея Васильевича Рахманинова, а также множество интересных фактов, текст и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Романс «Весенние воды» входит в цикл из 12 романсов, обозначенных опусом 14. Сборник был написан в 1896 году. В это время Рахманинов уже окончил консерваторию и как пианист, и как композитор, но зарабатывать на жизнь исключительно творчеством, пока не представлялось возможности. Ради заработка музыкант устроился в Екатерининский женский институт преподавателем музыки, а также давал частные уроки.
Но преподавательская деятельность не приносила талантливому, молодому композитору удовольствия, поэтому все свободное время Сергей Рахманинов посвящал написанию сочинений. Увлекавшийся в те времена поэзией, он начинает писать второй сборник романсов. Круг авторов включает признанных поэтов: А.В. Кольцов, А.К. Толстой, С.Я. Надсон, Ф.И. Тютчев, К.Д. Бальмонт, Д.М. Ратгауз.
В цикле нет единой драматургической линии, объединяющей вокальные сочинения. Каждый из романсов является самостоятельным и уникальным. Но особенную любовь публики еще во времена Рахманинова получил романс «Весенние воды», написанный на стихи Ф.И. Тютчева.
В современное время романс достаточно часто звучит с известных оперных и эстрадных сцен. К самым известным исполнителям произведения относятся Иван Козловский, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Елизавета Шумская, Елена Заремба, Любовь Казарновская, Муслим Магомаев, Владимир Атлантов, Рене Флеминг.
Интересные факты
- Оркестровая версия была создана во времена Советского Союза оркестром Западной Группы Войск под управлением майора Валентина Спиридонова.
- В опусе 14, в который вошел романс «Весенние воды», также знамениты стали вокальные сочинения на стихи поэтов А.А. Фета «Давно в любви отрады мало», «Островок» К.Д. Бальмонта, «Я был у ней» А.В. Кольцова.
- Позднее С.В. Рахманинов вернется к поэзии Тютчева и сочинит романс на его стихотворения «Все отнял у меня…». Романс также войдет в классику мировых вокальных шедевров и будет исполняться виртуозными оперными исполнителями.
- В цикле op.14 произведение имеет №11, романсы располагаются в сборнике по дате написания.
- Сочинение было посвящено первой учительнице музыки А. Д. Орнатской, которая обучала музыканта еще в малом возрасте.
- Оркестровая аранжировка музыки романса легла в основу хореографической миниатюры, поставленной на сцене вначале Большого, а затем и Александрийского театра в 2011 году. Хореографию для постановки создал известный хореограф Асаф Михайлович Мессерер.
- В советской литературе романс трактуется как произведение революционного характера. Революционеры понимали образ весеннего обновления как призыв к смене власти, как изменение в общественном самосознании.
- Рахманинов писал романсы только во времена Российской империи. Пребывая в эмиграции, композитор не создал ни одного нового романса. Преобладающую роль в его творчестве играла не вокальная, а инструментальная музыка.
Содержание и текст романса «Весенние воды» Рахманинова
Вокальное произведение «Весенние воды» относится к лирическим произведениям, так как тесно связано с тематикой природы. В нем Сергей Васильевич сумел тонко передать все краски весенней палитры с ее многогранными переливами и блеском.
Тональность Ми-бемоль мажор, выбранная композитором, неслучайна. Согласно тональной семантике, она позволяет передать слушателю ощущение света, надежды и радости. Красочности добавляет и гармония. Смелые отклонения в далекие мажорные тональности словно яркие лучи солнца раскрашивают музыкальное полотно.
Волнообразная мелодия имеет внутреннее движение. Высокий регистр вокальной партии добавляет прозрачности и виртуозности. Энергичность и бодрость мелодического рисунка связаны с широкими скачками, которые постепенно приведут к кульминации, завершающей первый раздел сочинения.
Особую роль приобретает виртуозная фортепианная партия, требующая незаурядных технических способностей от исполнителя. Именно бурлящие, восходящие пассажи в аккомпанементе создают ощущение прилива сил и энергии. Триольный ритм позволяет изобразить ручейки талой воды, обновляющей луга и поля. Аккомпанемент изящно дополняет вокальную строчку и играет звукоизобразительную роль.
Контрастный по содержанию средний раздел начинается со слов «Весна идёт». В нем автор искусно создает затаенное чувство ожидания. Смена темпа на более медленный позволяет в полной мере ощутить предвкушение теплых дней, согревающих не только тело, но и душу. Завершается сочинение в быстром темпе, что символизирует торжество света и солнца.
Проводя аналогии в изобразительном искусстве, невольно вспоминаются шедевры художника Левитана. Его пейзажи «Март» и «Свежий ветер» также наполнены лучами тепла и радостью.
Советский музыковед Алексей Дмитриевич Алексеев трактовал произведение шире, чем лирико-жанровое. Он назвал сочинение «символом общественного пробуждения» и обосновывал весеннюю тематику, как обновление политического режима и движение вперед в новое светлое, коммунистическое будущее. Мелодию музыковед воспринимал как зов, клич с волевым характером. В современном музыковедении подобная трактовка оспаривается, что связано с иными художественными взглядами композитора.
Романс «Весенние воды» представляет образец камерного вокального творчества С.В. Рахманинова. Это музыка-пейзаж, рисующая яркие и светлые звуковые образы. В музыке торжествует свет над тьмой, мир и гармония над хаосом, согревающая весна над холодной и безжизненной зимой. Это миниатюрное сочинение имеет глубокий смысл, оно дает надежду на счастье и безмятежность.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: