Сергей Рахманинов «Вокализ»
Сергей Рахманинов. Гениальный русский композитор, чьи произведения так наполнены искренностью чувств, что и в нынешнее время он является властелином сердец любителей классической музыки всего мира. В бесценном творческом наследии великого маэстро, изобилующем выдающимися, идущими от сердца шедеврами, есть сочинение, которое невозможно охарактеризовать даже высокопарными эпитетами - это «Вокализ». Признанная в мировой музыкальной литературе одной из лучших кантилен, трогательная композиция настолько прекрасна, что никого не оставляет равнодушным, а её волшебное звучание помимо воли заставляет слушателей мысленно взлетать и безмятежно парить в небесах.
Историю создания «Вокализа» Рахманинова, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Уже с начала 1912 года концертная жизнь Рахманинова была весьма интенсивной, и поэтому летом, чтобы восстановить утраченные, после многочисленных сольных выступлений силы, на отдых он традиционно выехал Тамбовскую Ивановку. Композитор любил родовое имение своей жены Натальи, ведь детские и отроческие годы, проведённые там, оставили в его душе только светлые воспоминания. Сергей Иванович с удовольствием сажал деревья, ловил на удочку рыбу в пруду, а кроме того увлечённо занимался модернизацией сельского хозяйства, расходуя на это большую часть своих заработков. Так было и тем летом 1912 года. Помимо сельскохозяйственных машин, помогающих работе крестьян, Рахманинов приобрёл себе автомобиль «Лорен-Дитрих», быстро научился виртуозно управлять машиной и катал на ней деревенских ребятишек.
Простая деревенская жизнь очень воодушевляла композитора. Лето для него было порой творчества, и поэтому лучшие произведения он сочинил именно в Ивановке – своей композиторской лаборатории. В тот год муза вдохновила Рахманинова на создание камерно – вокальных миниатюр. Романсы из-под его пера выходили один за другим каждый день: 5- июня – «В душе у каждого из нас», 6 июня – «Муза», 7 июня – «Буря».
Итак, четырнадцать произведений, последним из которых был «Вокализ». Цикл из тринадцати романсов, по прибытии в Москву, Рахманинов продал крупнейшему в России музыкальному издательству Карла Александровича Гутхейля, и меломаны познакомились с ним в следующем году. Композитор изначально не включил «Вокализ» в сборник, видимо на это произведение у него были особые планы.
В начале декабря, из-за пошатнувшегося здоровья Сергея Васильевича, семья Рахманиновых, покинув Россию, отправилась в Италию. Их путь лежал через Германию и Швейцарию. Обосновавшись в Риме, маэстро с большим энтузиазмом принялся за создание новых произведений. Там он сделал наброски второй сонаты и начал сочинять свои знаменитые «Колокола». Однако большая беда уже стояла у порога: сначала тифом заболела старшая дочь Ирина, а вскоре и младшая Татьяна. Для любящего отца, который стал ходить мрачнее тучи, это было страшное время. После окончательного выздоровления девочек, в Ивановке Сергей Васильевич закончил и вторую сонату, и «Колокола», в которых отразил своё предчувствие надвигающихся суровых жизненных перемен.
Потом опять были концерты в России и Англии, а затем началась война, которая тёмной пеленой неумолимо накрывала страну. Находясь под впечатлением от происходящих событий, Рахманинов создал «Всенощное бдение», которое невольно связал с жертвами войны. Следом, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Антонина Васильевна, будучи тронута и польщена такой похвалой, от всей души поблагодарила композитора. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» с посвящением Неждановой был напечатан в издательстве в том же 1915 году, а впервые исполнен Антониной Васильевной 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. Рахманинов в знак благодарности подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке.
Интересные факты
- Изначально вокализ – это упражнение, которое помогает певцу развивать вокальную технику, отрабатывать различные штрихи и динамику, добиваться певучести и подвижности голоса. Первые вокализы появились во второй половине восемнадцатого века и затем успешно употреблялись в педагогической практике для освоения певческого искусства. Такие упражнения обычно исполняются без слов: распевается только гласный звук.
- Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил Антонине Васильевне Неждановой – первой исполнительнице произведения, выдающейся русской, советской певице, которая в течение тридцати лет, была примадонной Большого театра. Завершив певческую карьеру в шестидесятилетнем возрасте, Антонина Васильевна занялась педагогической деятельностью. Последние семь лет своей жизни она в должности профессора работала в Московской консерватории. Среди почитателей таланта Неждановой стоит особо выделить Владимира Ильича Ленина. Он очень любил голос певицы.
- Впоследствии «Вокализ» вошёл под № 14 в тот цикл романсов (op. 34), который Рахманиновым был сочинён, затем напечатан издательством в 1912 году.
- «Вокализ» Рахманинова практически сразу после публикации нотного материала зазвучал на самых разных инструментах. Например, в те времена особо отмечалось вдохновенное исполнение этого произведения талантливым контрабасистом Сергеем Кусевицким. Сегодня переложение «Вокализа» сделано практически для всех звуковысотных музыкальных инструментов, а также ансамблей всевозможных составов. Стоит заметить, что первую инструментовку для симфонического оркестра сделал сам Сергей Васильевич.
- В начале тридцатых годов Рахманинова объявили заклятым врагом советской власти, белоэмигрантом и фашистом. Произведения композитора в СССР запретили исполнять. Однако, несмотря на это, во время второй мировой войны Сергей Васильевич помогал своей горячо любимой и незабываемой родине и через генерального консула России передавал солидные денежные суммы на помощь фронту.
Содержание «Вокализа» Рахманинова
«Вокализ». Философская возвышенность и глубина мысли этого завораживающего своей красотой произведения Рахманинова, сделала его поистине гениальным. Задушевная свободно льющаяся мелодия композиции, поражает своей лиричностью, плавностью и широтой. Основанная на небольшой попевке, которая вариантно развивается в свободном стиле, характерном для церковного знаменного распева, она воспринимается на одном дыхании, так как создаётся впечатление непрерываемой текучести кружевной музыкальной ткани.
Произведение, написанное в двухчастной форме, четырёхдольном тактовом размере, с авторским темповым указанием Lentamente, molto cantabile, начинается с тонического трезвучия и уже на следующей доле вступает выразительная распевная тема вокалиста. Далее размеренный и ровный ритм аккордового аккомпанемента, придающий музыке черты строгой классичности, обрастает мелодическими подголосками и тем самым образует с вокальной мелодией живописные узоры. Постепенно инструментальное сопровождение становиться насыщенным и многослойным.
Стоит заметить, что сам автор в различных редакциях представил «Вокализ» в трёх тональностях: ми минор, до-диез минор, ми-бемоль минор, а также указал, что композиция может исполняться и сопрано, и тенором(только на октаву ниже).
«Вокализ». Это выразительная и содержательная вокальная композиция в творчестве великого Рахманинова занимает особое место. Созданная за два года до того как композитор навсегда покинул Россию, она является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной. Мелодия, будто на крыльях прекрасных птиц поднимающаяся вверх, воспринимается как голос души, которая взлетела до небес и оттуда нежно разговаривает с нами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: