Сергей Васильевич Рахманинов «Здесь хорошо»

 

Её величество - Природа. Данному непревзойдённому Божьему творению человечество преклонялось во все времена, а люди искусства этот полный очарования удивительный мир возвеличивали в своих произведениях. Поэты отображали красоты природы в стихах, художники в картинах, композиторы в инструментальной и вокальной музыке. К примеру, в бесценном творческом наследии гениального Сергея Васильевича Рахманинова подобных сочинений довольно много и большинство из них признаются шедеврами, которые достойны только высокопарных эпитетов. Это знаменитые «Весенние воды», «Сирень» и конечно же, отличающийся богатством выразительных средств, трогательный пейзажный романс «Здесь хорошо».

Историю создания романса «Здесь хорошо», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Кратка история

Большинство молодых людей, перед тем как вступить во взрослую жизнь, ставят перед собой определённые цели и задачи. Вот и Сергей Рахманинов, будучи ещё студентом для себя решил, что обязательно закончит консерваторию по двум специальностям на отлично, чтобы его имя занесли на мраморную Доску почёта любимого учебного заведения.

Сергей Рахманинов

Установив для себя программу, молодой талантливый музыкант стал так усердно стараться, что его творческие опыты вызвали у наставников живейший интерес. Причиной пристального внимания был весьма впечатляющий Концерт для фортепиано с оркестром, вокальные миниатюры и фортепианные пьесы, а в качестве дипломной работы опера «Алеко», которую сам Пётр Ильич Чайковский оценил пятёркой с тремя крестами, а затем помог с постановкой спектакля в Большом театре. Грандиозный для 18-летнего автора успех премьеры, который был похвально отмечен в газетах, ещё более окрылил молодого музыканта. Он в то время так активно сочинял, что даже Чайковский, перед которым Сергей преклонялся, удивлялся его плодовитости, а пробежав глазами симфоническую фантазию «Утёс» попросил разрешения у автора продирижировать её на концерте.

С. Рахманинов опера «Алеко»

Однако не всё творческие замыслы, на которые Рахманинов возлагал большие надежды, достигали желаемого результата. Разочарование ему принесла его Первая симфония. Необычная для публики музыка была встречена весьма негативно. Вместо ожидаемого автором оглушительного фурора, она на премьерном исполнении 15 марта 1897 года имела полный провал. Моральный удар для молодого композитора был настолько сокрушительным, что для себя он решил навсегда покончить с сочинительством. Последствия психологической травмы на четыре года отлучили Рахманинова от композиторского творчества. Даже спустя время, когда Сергей всё же решил вернуться к любимому занятию, замыслив Второй фортепианный концерт, в его голове не было ни одной стоящей музыкальной мысли, хотя ранее они выплёскивались, как вода из фонтана. Как и ранее помощь Рахманинову пришла от любящих его родственников. Ухитрившись, они познакомили Сергея с выдающимся психиатром Николаем Далем, эффективные сеансы которого вернули композитора к сочинительству.

 

Весной 1901 году из-под пера Рахманинова, с посвящением доктору Далю, вышел его знаменитый Фортепианный концерт №2, а затем практически сразу виолончельная соната и кантата «Весна» для хора, солиста и симфонического оркестра. Лишь спустя полгода после шумного успеха премьерного исполнения концерта композитор окончательно вновь поверил в себя, однако этому способствовало ещё одно важное в его жизни событие. Он сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной - кузине Наталье Сатиной, а получив согласие почувствовал себя по-настоящему счастливым. Свадьбу назначили на конец апреля 1902 года, однако в начале того месяца он один отправился в поместье своих родственников Ивановку, чтобы в спокойной обстановке сочинить несколько «денежных» романсов, за которые издатель Карл Гутхейль обещал заплатить три с половиной тысячи рублей. Эти деньги были необходимы Рахманинову, чтобы оплатить их с Наташей заграничное свадебное путешествие. Среди двенадцати вокальных миниатюр под номером семь числился романс под названием «Здесь хорошо», созданный композитором на стихи его современницы, поэтессы Галины Галиной.

 

Ноты романса «Здесь хорошо» Рахманинов с женой 

Сергей Васильевич Рахманинов Галина Галина, автор текста романса «Здесь хорошо» 

 

Интересные факты

  • Романс «Здесь хорошо», созданный Рахманиновым на стихи поэтессы Галины Галиной вошёл седьмым номером в двадцать первый опус композитора, а буквально за два номера перед ним Сергей Васильевич расположил композицию, «Сирень», во всём мире признанную подлинным шедевром камерно-вокального жанра.
  • Талантливый и внешне привлекательный Сергей Рахманинов имел всегда много поклонниц. В его творческом наследии насчитывается более восьмидесяти вокальных миниатюр и шестьдесят шесть из них имеют посвящение. Романс «Здесь хорошо» композитор посвятил таинственной «N». Кто была эта представительница прекрасного пола и почему композитор так зашифровал её имя, до сих пор остаётся загадкой.
  • Романс «Здесь хорошо» Сергей Васильевич создал на стихи своей современницы, поэтессы Глафиры Николаевны Мамошиной, которая была более известна под литературным псевдонимом Галина Галина. Помимо Рахманинова поэтические тексты талантливой стихотворицы привлекали внимание таких выдающихся композиторов, как Б.В. Асафьев, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов.
  • Творческое наследие Сергея Рахманинова включает в себя более восьмидесяти романсов. При этом необходимо отметить, что всё эти вокальные композиции маэстро создал в России, то есть проживая в эмиграции он не сочинил ни одного романса.
  • Руководство Советской страны не простило Сергею Васильевичу Рахманинову его эмиграцию. В тридцатые годы прошлого века композитора признали врагом народа и наложили запрет на исполнение его произведений. Впрочем, Рахманинов, не обращая внимание на позицию властей, в трудные для его любимой Родины военные годы через консульство регулярно посылал на нужды фронта немалые денежные суммы.

 

 

 

Содержание и текст романса «Здесь хорошо»

Данная высокохудожественная композиция Сергея Васильевича Рахманинова считается выдающимся образцом светло-созерцательных лирических произведений камерно-вокального жанра. В поэтическом тексте, положенном в основу романса, отображён летний пейзаж: сверкающая на солнце река, цветущие поля, на небе белеющие облака и всё это окутано безмолвной тишиной. Лирический герой, наслаждаясь и восторгаясь совершенством природы, становится счастливее. Он духовно просветляется и этим обогащает свой внутренний мир. Данный поэтический текст, воссоединяясь с музыкой композитора, заметно преображается и звучит как проникновенная молитва, не только восхваляющая Господа Бога за создание такой упоительной благодати, но также воспевающая величественную красоту его прекрасного творения. Выразительная и одухотворённая музыка романса отличается особой изобразительностью. Она помогает слушателям воссоздать в воображении тихий летний день, прочувствовать восторг, который испытывает лирический герой от общения с природой и Богом. Чтобы достовернее передать эмоциональное состояние и чувства лирического героя композитор мастерски использовал музыкально – выразительные средства. Ритмически вольная и гибкая мелодия, сплетаясь с пластичным аккомпанементом создают впечатление беспрерывно льющегося нежного звукового потока.

текст романса «Здесь хорошо»

Композитор заключил романс в двухчастную форму, четырёхдольный размер и тональность A-dur. Музыка романса мечтательна и печально светла. Такое настроение композиции придаёт мелодия, которая, зарождаясь из начального мотива и затем постоянно варьируясь превращается в более широкие построения, ведущие к кульминации произведения. Она приходится на самую высокую ноту и слова «Да ты, мечта моя!», но звучит пианиссимо, что подчёркивает особое восторженное чувство. Важную роль в создании светлого и умиротворённого настроения в данном романсе играет фортепианное сопровождение. Его триольное ритмическое однообразие в одном из пластов создаёт впечатление непрерывного движения. Помимо того, аккомпанемент обладает определённой музыкальной самодостаточностью и в музыкальной драматургии композиции играет весьма важную роль. Например, своими подголосками он органично дополняет вокальную партию.

Созерцательный характер и непрерывность музыкального развития романса подчёркивает красочная и выразительная гармония. Композитор постоянно создаёт видимость отклонения в разные тональности, а тоническую функцию в устойчивом виде применяет лишь на стыке частей и естественно в конце романса, который завершается развёрнутой шеститактовой кодой.

 

 

«Здесь хорошо». Этот романс, вошедший в золотой фонд русской классической музыки, относится к выдающимся образцам лирических произведений. Высокая художественность данной миниатюры привлекает многих профессиональных исполнителей, так как в ней вокалисты могут всесторонне продемонстрировать певческое мастерство и возможности своего голоса. Помимо того они ставят перед собой весьма важную задачу: создать такой одухотворённый возвышенный образ, который вызовет живой отклик в сердцах искушённых ценителей классической музыки.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Сергей Васильевич Рахманинов «Здесь хорошо»