Сергей Прокофьев «Прогулка»
Сергей Прокофьев. Имя этого композитора - новатора золотыми буквами вписано в мировую историю классической музыки. Его музыкальное наследие включает множество прекрасных произведений, которые были созданы в самых разнообразных музыкальных жанрах. Однако необходимо отметить, что Прокофьев сочинял свою удивительную музыку не только для взрослых, но и для юного поколения. Блистательным образцом тому служит «Детская музыка» - замечательная фортепианная сюита, включающая в себя двенадцать очаровательных композиций, каждая из которых наполнена неувядаемой свежестью, непосредственностью и солнечной радостью, как например яркая жанровая зарисовка «Прогулка».
Историю создания фортепианной миниатюры «Прогулка» Сергея Прокофьева и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Важно уточнить, что история сочинения фортепианной миниатюры «Прогулка» неразрывно связана с созданием Сергеем Прокофьевым сюиты «Детская музыка».
Революционные преобразования, происходившие в России в 1917 году и затронувшие судьбы многих граждан огромной страны, не обошли они стороной и двадцатишестилетнего талантливого композитора Сергея Прокофьева.
К тому времени творческая активность молодого музыкант достигла своего пика, однако мятежные события вносили свои неприятные коррективы в его заранее намеченные планы. Концерты, на организацию которых приходилось затрачивать большие усилия, отменялись из-за митингов, стачек и вооружённых столкновений. Сложившаяся для творчества неблагоприятная ситуация очень тревожила и огорчала Прокофьева и в итоге привела его к мысли: на это смутное время покинуть Россию и совершить большое гастрольное турне за её рубежами.
Наспех обдуманное намерение музыканта стало осуществляться беспрепятственно. Он получил от новых властей разрешение на выезд из страны и уже в начале лета 1918 года успешно выступал с концертами в Токио. Вслед за тем, почти два года композитор, концертируя и сочиняя новые произведения, провёл в США, но находясь там, он стал с грустью понимать, что покинув Родину, совершил непоправимую ошибку. Далее Прокофьев отправился во Францию, потом вновь в Штаты и так скитался по многим странам, пока в 1923 году не обосновался в Париже. Впрочем все эти годы связь с Родиной композитор не прерывал. Он переписывался со своими близкими друзьями Асафьевым и Мясковским. Помимо того Прокофьев часто встречался с деятелями культуры, приезжающими из СССР в страны Европы. От них Сергей Сергеевич узнавал, что большевистское правительство покровительствует искусству и много делает для его процветания, и что на Родине талантливого музыканта не только помнят и ценят, а также искренне беспокоятся о его судьбе. И вот тогда-то у композитора возникло сильное желание посетить Советский Союз с концертными выступлениями и собственными глазами увидеть все важнейшие преобразования, происходящие в стране.
Первая поездка Прокофьева в СССР состоялась в январе 1927 года. На Родине музыканта с мировым признанием ждал подлинный триумф и головокружительный успех. Композитор постоянно испытывал радостную взволнованность не только от радушного приёма слушателей, истинных почитателей его таланта, но и от новых знакомств с интересными творческими людьми. Два месяца, насыщенные яркими впечатлениями, пролетели незаметно, тем не менее из новой России он уезжал, получив советский паспорт. Впрочем, сразу окончательно вернуться на Родину Прокофьев не мог. На Западе у музыканта оставались договорные обязательства, которые ему необходимо было довести до завершения. Несмотря на это Сергей Сергеевич стал каждый год выгадывать время, чтобы посетить Россию, где он с упоением вживался в новую для него атмосферу, встречался с коллегами и со старыми друзьями, среди которых надлежит особо отметить талантливую пианистку Веру Алперс. Исполнительскую деятельность Вера Владимировна успешно совмещала с педагогической практикой: она работала преподавателем, как в музыкальном училище, так и в музыкальной школе. Так в дружеском разговоре на одной из встреч летом 1934 года Алперс с досадой пожаловалась Сергею Сергеевичу, что в педагогическом репертуаре весьма ощутим недостаток привлекательных пьес для детей и обратилась к композитору с просьбой сочинить что-нибудь несложное, но интересное. Из-за загруженности заказами выполнить данное Вере Владимировне обещание Прокофьев смог лишь через год, когда в Поленове работал над балетом «Ромео и Джульетта». Прерываясь на отдых от сочинения серьёзной музыки, он играючи написал двенадцать прелестных фортепианных миниатюр, объединённых в сюиту «Детская музыка». Одной из пьес цикла была композиция, которой автор дал название «Прогулка».
Содержание произведения Прокофьева «Прогулка»
«Прогулка». Данная миниатюра знакомит слушателей с главным героем сюиты «Детская музыка» – любознательным малышом, у которого наступивший новый беззаботный день начинается с прогулки. Эту наполненную радостным настроением пьесу с уверенностью можно назвать портретной зарисовкой, в которой колоритно отображена детская наивная сосредоточенная «деловитость», ребячливая «старательность» и особая торопливость, ведь малышу нужно всё успеть увидеть и ничего не пропустить.
Для создания в пьесе светлого колорита композитор выбрал тональность До мажор, а чтобы театрально изобразить немного неуклюжую, с развальцей, но бодрую и радостно-пританцовывающую походку ребёнка использовал вальсирующий трёхдольный размер.
Композиция, заключённая автором в трёхчастную форму и рекомендованная к исполнению в темпе Allegretto, начинается с демонстрации аккомпанемента. Он отличается «подпрыгивающим рисунком», который создают триоли на второй доле такта. Далее в четвёртом такте вступает, состоящая из коротких мотивов безмятежная мелодия, мягкие, но в то же время лукавые извилины которой обуславливаются непредвиденно широкими ходами.
Самый большой средний раздел композиции, в котором происходят главные события и кульминация пьесы, начинается с изменения и усложнения фактуры. В аккомпанементе появляются, создающие напряжённость повторяющиеся секунды, впоследствии меняющиеся на терции. На их фоне звучит незатейливая пластичная мелодическая линия, преемственно переходящая из верхнего регистра в нижний. Заключительный раздел пьесы, включающий всего девять тактов и более напоминающий коду, согласно правилам трёхчастной формы, основан на тематическом материале первой части. Воображение сразу рисует малыша, который хорошо нагулявшись, быстренько возвращается домой.
Трудности, возникающие у юного пианиста при исполнении пьесы «Прогулка».
- В данной композиции исполнителю весьма важно добиться изыскано-изящного изложения музыкального материала.
- Определённую сложность при разучивании миниатюры представляет работа над артикуляцией, то есть лёгкое и непринуждённое нон-легато в аккомпанементе и нежная певучая мелодия в партии правой руки.
- В конце средней части необходимо отработать координацию при приёме «перекрещивания», там где левая рука играет над правой в разных октавах.
- Ещё одним решающим моментом в создании образа, задуманного композитором, является педализация, которая также требует значительной проработки.
«Прогулка» - эта небольшая, но обаятельная и жизнерадостная миниатюра, входящая в цикл «Детская музыка», сегодня причисляется к самым популярным произведениям, входящим в педагогический репертуар для музыкальных школ. Наполненная светом и детской непосредственностью композиция привлекает юных исполнителей не только колоритной звучностью, но и тем, что весьма достоверно отражает их мировосприятие, а также помогает активно развивать образное мышление.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: