Сергей Прокофьев «Вечер»

 

Сергей Сергеевич Прокофьев. Этого выдающегося композитора-новатора хорошо знают не только в нашей стране, но и за её пределами. Богатое наследие талантливого маэстро, именуемого «солнцем русской музыки», включает в себя удивительные творения в самых разных жанрах, среди которых не только произведения для взрослых ценителей классической музыки, но и для юных исполнителей, делающих первоначальные шаги в удивительный мир искусства. Прекрасным образцом сочинения, созданного для подрастающего поколения, является фортепианный цикл «Детская музыка», включающий в себя двенадцать очаровательных миниатюр, погружающих в чудесный мир детства, таких как живописная композиция «Вечер», поэтически отражающая атмосферу завершающего дня.

Историю создания и содержание фортепианной миниатюры «Вечер» Сергея Прокофьева читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

История сочинения фортепианной пьесы «Вечер» неразрывно связана с созданием Сергеем Прокофьевым сюиты «Детская музыка», которую композитор написал летом 1935 года, после его окончательного возвращения на Родину.

Революция, свершившаяся в России в 1917 году, внесла серьёзные коррективы в жизнь многих людей. Существенные перемены не обошли стороной и молодого, но весьма успешного музыканта Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев

Из-за сложившейся в стране неспокойной ситуации его прежняя активная концертная деятельность стала постепенно замирать, а такое развитие событий совершенно не устраивало виртуозного пианиста и талантливого композитора. После недолгих раздумий он принял решение покинуть Россию, чтобы это тревожное время переждать за границей и там спокойно заниматься творчеством. Без особых затруднений получив позволение выехать из страны, Прокофьев летом 1918 года уже успешно гастролировал по городам Японии. Следом были Соединённые Штаты, а затем европейские страны и вновь США. Такая гастрольная одиссея русского музыканта растянулась на пять лет, и только в 1923 году он замыслил обосноваться в одном из центров мировой культуры – Париже. Тем не менее, все эти годы скитаний Сергей Сергеевич постоянно думал о России и всё чаще ловил себя на мысли, что совершил опрометчивый шаг, когда в спешке покинул милую сердцу Родину.

 

Связующих нитей с Отчизной Сергей Сергеевич не прерывал. Он непрерывно переписывался со своими друзьями, а помимо того никогда не упускал возможности встретиться с советскими представителями, которые приезжали в Европу налаживать культурные связи. Из дружеских бесед Прокофьев узнавал о важнейших преобразованиях, происходивших в Советском Союзе, а также о том, что в России композитора не забывают и его творческие достижения оценивают по достоинству. Это были приятные для музыканта разговоры, заставлявшие задуматься о том, что все произошедшие на Родине изменения он должен увидеть собственными глазами.

Так, в начале 1927 года Прокофьев поехал в Россию, чтобы выступить с концертами в Москве, Ленинграде, а затем Харькове, Киеве и Одессе. Триумфальный приём музыканту оказывали во всех городах. Слушатели одаривали любимого композитора оглушительными овациями и не смолкающими аплодисментами. Для Прокофьева это был настоящий фурор, который привёл его к размышлениям об окончательном возвращении на Родину. Однако сразу осуществить своё намерение Сергей Сергеевич не мог. В то время за рубежом у него были творческие договорённости, которые композитор обязательно должен был довести до завершения. По этой причине он вернулся во Францию, но при любой возможности вновь и вновь приезжал в СССР. Композитор огромное удовольствие получал от красот российской природы, от прогулок по любимым местам его юности, а также от встреч со старыми друзьями. К примеру, добрые отношения Прокофьев поддерживал с сокурсницей по консерватории, пианисткой Верой Владимировной Алперс, которая помимо исполнительской деятельности со всей отдачей занималась педагогической практикой и не только в музыкальном училище, но и в детской музыкальной школе. Именно Вера Владимировна на одной из встреч, состоявшейся в 1934 году в Ленинграде, пожаловалась Сергею Сергеевичу на недостаток в педагогическом репертуаре несложных, но привлекательных для детишек пьесок. Выслушав Алперс, композитор ничего не пообещал, однако о той ненавязчивой просьбе помнил постоянно.

 

Выполнить пожелание Веры Владимировны он смог лишь через год, то есть летом 1935 года. В то время композитор, после подписания договора с Большим театром, в местечке Поленово писал музыку к балету «Ромео и Джульетта». Сочинение этого произведения давалось Прокофьеву не легко, а потому, чтобы как-то отвлечься и отдохнуть от трудной работы, он совершал прогулки, на которых любовался живописными окрестностями. Красота природы была настолько завораживающей, что навеивала композитору прелестные мелодии, которые он замыслил использовать в фортепианных миниатюрах для детей и тем самым исполнить просьбу Алперс. Так появился цикл «Детская музыка», включающий в себя двенадцать композиций, среди которых особое место занимает пьеса с названием «Вечер». К лирической теме данной миниатюры автор относился весьма трепетно, так как именно эту мелодию спустя четырнадцать лет в балете «Каменный цветок» он использовал, чтобы отобразить любовь главных героев - Данилы и Катерины.

 

ноты пьесы «Вечер» Прокофьева Вера Алперс 

Сергей Прокофьев  

 

Содержание произведения Прокофьева «Вечер»

«Вечер». В сюите Сергея Прокофьева «Детская музыка» данная миниатюра согласно сюжетной линии, задуманной композитором, является предпоследним номером. Поскольку автор в своём фортепианном цикле изобразил один день из жизни ребёнка, то этой пьесой он напоминает, что наступает вечернее время, а потому всё игры и весёлые занятия заканчиваются и необходимо успокоиться, чтобы подготовиться сну.

Фортепианную миниатюру «Вечер» автор представил как своеобразный поэтический ноктюрн, в котором завораживающими звуками, словно нежными акварельными красками, колоритно нарисовал лирический пейзаж, отображающий очаровательную русскую природу.

Пьеса, написанная в тональности Фа мажор, тактовом размере 3/8 и с авторским темповым указанием Andante teneroso, начинается с трёхтактового вступления, которое мягким раскачиванием восьмых нот в левой руке настраивает на меланхоличный характер пьесы. Далее вступает обворожительная мелодия, впоследствии, в процессе развития, приобретающая необычайную лёгкость и ажурность.

В среднем разделе пьесы меняется не только фактура изложения, но и тональность: Фа мажор модулирует в Ля-бемоль-мажор, а затем До мажор. Остинатный бас и раскачивающаяся мелодия, опирающаяся на вторую, то есть слабую долю, придают музыке характер колыбельной песни.

В репризе вновь возвращается мелодия первого раздела, а вместе с ним и первоначальный тональный план. В аккомпанементе главенствует перешедший из средней части остинатный бас, а мелодическая линия начинает постепенно опускаться вниз, как бы указывая на приближение сумерек.

Основные трудности, возникающие у юного музыканта при исполнении пьесы «Вечер».

  • Необходимо отработать плавное исполнение аккомпанемента и распевное движение мелодии.
  • В пьесе также следует обратить особое внимание на педализацию, которая в данном произведении довольно сложна.

 

 

«Вечер». Эта очаровательная композиция, входящая в цикл «Детская музыка», имеет большую педагогическую ценность. Наполненная благородным лиризмом, она является великолепным материалом для отработки выразительной фразировки, а также помогает юному пианисту в освоении певучего фортепианного звука.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: