Сергей Прокофьев «Сказочка»

 

Сергей Прокофьев. Этот выдающийся советский композитор вошел в историю мировой культуры не только как создатель произведений, которыми восхищаются взрослые ценители классической музыки, но и как автор замечательных сочинений предназначенных для юного поколения. Данная чудесная страница творчества гениального маэстро насчитывает немало удивительных творений, например, таких как фортепианная сюита, носящая название «Детская музыка». Цикл включает в себя двенадцать очаровательных миниатюр, среди которых особой популярностью в педагогическом репертуаре юных пианистов пользуется наполненная фантастическим содержанием выразительная композиция «Сказочка».

Историю создания фортепианной пьесы «Сказочка» Сергея Прокофьева и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Поскольку фортепианная миниатюра «Сказочка» входит в сюиту «Детская музыка», то, вне всякого сомнения, истории их создания тесно взаимосвязаны.

Революционный 1917 год в России изменил судьбы многих людей. Происходившие перемены не обошли стороной и молодого талантливого музыканта Сергея Прокофьева.

Сергей Прокофьев

В тот период его творческая активность стремительно двигалась вверх, однако все намеченные планы виртуозного исполнителя и композитора рушились из-за происходивших в стране мятежных событий. Сложившаяся неблагоприятная для концертной деятельности ситуация вынудила Прокофьева в начале 1918 года покинуть страну и на длительное время отправиться в заграничное турне. Первоначально он посетил Японию, затем США, далее были страны Европы и вновь Американский континент. Такие скитания музыканта продолжались более пяти лет, пока он в 1923 году не принял решение обосноваться в Париже. Чем дольше Сергей Сергеевич совершал свой концертный вояж по зарубежным странам, тем чаще он стал задумываться, что совершил большую ошибку, покинув любимую Родину. Впрочем, во все эти долгие годы странствий композитор контакты с Россией не прерывал.

 

Он вёл переписку с близкими друзьями, а кроме того нередко встречался с приезжающими в страны Европы деятелями культуры из Советского государства. В дружеских беседах они рассказывали Прокофьеву, что руководство молодой страны многое делает для развития разных видов искусства, а также извещали, что на Родине музыканта помнят, ценят и внимательно следят за его творческими успехами. После таких весьма приятных для Сергея Сергеевича разговоров у него всё чаще стало возникать желание: произошедшие на Родине перемены увидеть своими глазами.

Первая поездка Прокофьева в Советский Союз состоялась в начале 1927 года. После своих концертов, проходивших с триумфальным успехом, он испытывал особую радостную взволнованность, так как такого радушного приёма слушателей он не встречал ни в одной стране мира. Помимо того яркие впечатления у Сергея Сергеевича оставляли новые знакомства с интересными творческими личностями, с которыми впоследствии он поддерживал дружеские отношения. В результате итогом первого визита композитора на Родину после долгой отлучки возникло твёрдое решение вновь стать гражданином России. Однако такое намерение Прокофьев сразу осуществить не мог, так как на Западе у него оставались незавершённые договорные обязательства. Впрочем, это теперь никак не останавливало Сергея Сергеевича каждый год выкраивать время, чтобы побывать на Родине, где он с наслаждением любовался природой, прогуливался по дорогим местам и встречался с друзьями своей юности. Например, теплые приятельские отношения композитор поддерживал с талантливой ленинградской пианисткой Верой Алперс. Свою исполнительскую практику Вера Владимировна увлечённо соединяла с педагогической деятельностью. Она обучала не только студентов в музыкальном училище, но и маленьких детишек в музыкальной школе.

 

Как-то раз летом 1934 года, при очередной встрече, Алперс с досадой поведала Сергею Сергеевичу, что в работе с юными пианистами весьма ощутим недостаток несложных интересных пьес. Она попросила композитора хоть немного помочь решить эту проблему, то есть что-нибудь написать для пополнения педагогического репертуара. Конкретного обещания Прокофьев Вере Владимировне не дал, так как в то время был сильно загружен заказами, но о той просьбе постоянно помнил. Лишь спустя год он смог её выполнить, когда в Доме отдыха в Поленове создавал музыку к балету «Ромео и Джульетта». Именно там, летом 1935 года, в перерывах от работы над серьёзным произведением Сергей Сергеевич без особых усилий сочинил двенадцать очаровательных композиций, затем объединённых им в цикл «Детская музыка». Одну из миниатюр автор наполнил фантастическим содержанием и именовал её «Сказочкой».

 

ноты пьесы «Сказочка» Прокофьева Вера Алперс 

Сергей Прокофьев  

 

Содержание произведения Прокофьева «Сказочка»

 «Сказочка». В фортепианной сюите «Детская музыка» данная композиция, вводящая в мир незамысловатых детских фантазий и грёз, занимает третью позицию. Эта пьеса, ненавязчиво погружающая слушателей в атмосферу волшебной сказки, представляет собой неторопливое повествование, наполненное фантастическими образами.

Композиция, написанная в тональности ля минор, с тактовым размером ¾ и авторским темповым указанием Adagio, начинается с размеренного вступления, колоритно рисующего образ рассказчицы: старенькой нянюшки, которая рассказывая сказочную историю, занимается вязанием и при этом монотонно постукивает спицами. Затем в третьем такте на фоне равномерного ритмического аккомпанемента появляется элегическая мелодия, интонационно напоминающая народную песню. В следующей части характер пьесы заметно меняется: плавная мелодия прерывается и на смену ей приходит тематический материал, основанный на своеобразном чередовании упругих интервалов, которые вносят в музыку некоторую тревожность и приводят к небольшой кульминации. В заключение миниатюры вновь ненадолго возвращается начальная певучая мелодия, звучащая на фоне ритмичного аккомпанемента, однако теперь она излагается в среднем регистре, что придаёт музыке немного мрачноватый оттенок.

Основные трудности, возникающие у юного музыканта при исполнении пьесы «Сказочка».

  • Данная композиция с из всех пьес сюиты Сергея Прокофьва считается для исполнения самой лёгкой, однако есть некоторые особенности, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, аккомпанемент по звуку, а также ритму должен звучать ровно и обязательно тише мелодии. Затем в начале второго предложения мелодическая линия переходит к левой руке, а аккомпанемент к правой. Поэтому надлежит проработать и уравновесить громкость звучания мелодии и аккомпанемента в первом проведении темы и во втором. При этом мелодия всегда должна звучать выпукло и выразительно.

 

«Сказочка». Данную выразительную композицию причисляют к самым популярным пьесам цикла «Детская музыка». Она активно используется в педагогической практике, так как не только утончённо погружает юного музыканта в необычайно прекрасную атмосферу волшебной сказки, но и помогает начинающему пианисту научиться мягкому и певучему звукоизвлечению.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: