Сергей Прокофьев «Утро»

 

«Детская музыка». Эта замечательная фортепианная сюита, которая приобрела необычайную популярность и стала неизменно входить в педагогический и концертный репертуар юных пианистов, принадлежит перу выдающегося советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Цикл, включающий в себя двенадцать композиционно связанных миниатюр, объединён единым сюжетом, повествующем об одном дне жизни юного героя. В колоритных музыкальных картинках сюиты автор отобразил жанровые сцены и танцевальные номера, а открыл альбом великолепной пейзажной миниатюрой «Утро», в которой живо передал настроение наступающего дня.

Историю создания фортепианной миниатюры «Утро» Сергея Сергеевича Прокофьева, содержание пьесы и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Поскольку композиция «Утро» является составляющей фортепианного цикла «Детская музыка», не вызывает никакого сомнения, что история создания этих сочинений неразрывно связаны.

К 1917 году двадцатишестилетний Сергей Прокофев был на пике своей творческой активности, однако революционные преобразования, происходившие в то время в России, рушили все планы талантливого музыканта. Концертные выступления срывались один за другим, а если и устраивались, то с большим трудом. Это очень огорчало и тревожило композитора и в конечном результате привело его к мысли покинуть Родину и с большим гастрольным турне отправиться за границу. Поначалу за рубежом всё складывалось прекрасно.

Сергей Прокофьев

Имея большой успех, он выступал в самых лучших концертных залах и завязывал новые знакомства с интересными творческими людьми. Однако спустя время Сергей Сергеевич стал всё больше думать и тосковать по покинутой им Отчизне. В 1923 году, после длительных скитаний, Прокофьев обосновался в Париже, а в то время во французскую столицу постоянно стали наведываться советские деятели культуры. В оживлённых беседах с ними композитор узнавал о тех существенных преобразованиях, которые происходили в молодой Советской стране.

 

После таких встреч Сергей Сергеевич стал ловить себя на мысли, что хочет увидеть всё перемены своими глазами, тем более, что для творчества ему нужны были особенные впечатления. И вот тогда-то композитор замыслил посетить Россию с концертами. Первый визит, состоявшийся в 1927 году и затем два последующих, убедили Прокофьева, что на Родине музыканта не забыли, а внимательно следили за его успехами за рубежом.

Помимо того, сам Сергей Сергеевич радовался переменам, произошедшим в стране, значительно выросшему культурному уровню граждан и особенно тому, что слушатели хорошо воспринимали и понимали современную музыку. В конечном итоге тёплые гостеприимные приёмы и обещания властей создать благоприятные условия для творчества побудили Прокофьева к возвращению в Россию. В дальнейшем, несмотря на то, что за рубежом у композитора оставались обязательства, которые ему необходимо было завершить, он ежегодно стал выкраивать время, чтобы посетить СССР. Прокофьев выступал с концертами в Москве и Ленинграде, присутствовал на многих премьерных исполнениях произведений советских композиторов и затем об этом с восторгом упоминал в зарубежной прессе. В течение 1933 и 1934 годов Сергей Сергеевич завершил работы, которые начал за границей и обратил все свои мысли к заказам, полученным в России. То была музыка к фильму «Поручик Киже» и к спектаклю «Египетские ночи». Он теперь всё чаще приезжал на Родину, постепенно сживался пока ещё непривычной для него музыкальной атмосферой, встречался с консерваторскими друзьями, среди которых необходимо особо упомянуть пианистку Веру Алперс. Успешную исполнительскую деятельность Вера Владимировна превосходно сочетала с педагогической работой и преподавала не только в училище при консерватории, но и в музыкальной школе. Так однажды летом 1934 года, во время очередного посещения композитором Ленинграда, в дружеской беседе Алперс пожаловалась Прокофьеву на недостаточность репертуара для учеников и попросила написать несложные пьесы для обучения детей.

 

Прокофьев в то время был загружен другими заказами, поэтому к просьбе Веры Владимировны поначалу отнёсся не очень серьёзно, хотя всегда помнил о ней. Возможность исполнить обещание у него появилась только в следующем 1935 году, после того, как он подписал договор с Большим театром на балетный спектакль «Ромео и Джульетта». Летом композитор уехал в дом отдыха в Поленово, где ему были созданы все условия, чтобы он мог усиленно работать над музыкой спектакля. Сочетая сочинение нового балета с отдыхом, он всё же нашёл время, чтобы выполнить давнюю просьбу Веры Алперс, и на одном дыхании сочинил двенадцать прелестных фортепианных миниатюр для детей, среди которых колоритная пейзажная зарисовка «Утро». Получившейся сюите Прокофьев дал наименование «Детская музыка», а в собрание сочинений композитора она числиться с номером 65.

 

ноты пьесы «Утро» Прокофьева Вера Алперс 

Сергей Прокофьев  

 

Интересные факты

  • Роберт Шуман был первым композитором, создавшим для детей фортепианный музыкальный альбом. Немецкий романтик, назвал сюиту, которую сочинил в 1848 году, «Альбом для юношества». Затем такую нужную для музыкальной педагогики инициативу поддержал Жорж Бизе. Французский композитор написал двенадцать пьес для исполнения на фортепиано в четыре руки и озаглавил сборник «Детские игры». Семь лет спустя, в 1878 году, великий русский маэстро Пётр Ильич Чайковский создал свой знаменитый «Детский альбом», а в начале двадцатого века, в 1908 году Клод Дебюсси сочинил замечательный цикл для детей «Детский уголок». Кроме Сергея Прокофьева данное прекрасное начинание продолжили такие советские композиторы, как Георгий Свиридов, написавший в 1948 году «Альбом пьес для детей» и Дмитрий Шостакович, сочинивший в 1952 году забавную фортепианную сюиту «Танцы кукол».

  • Сергей Сергеевич Прокофьев на протяжении всего творческого пути создавал разножанровые произведения для подрастающего поколения. Кроме фортепианного цикла «Детская музыка» особо популярными стали такие произведения композитора, как фортепианный альбом «Сказки старой бабушки», симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», балет «Золушка», «Детские песни для голоса и фортепиано».
  • «Фортепианный альбом Прокофьева «Детская музыка» после публикации стал стремительно набирать популярность. Композитор, принимая это во внимание, в 1941 году из двенадцати миниатюр выбрал семь пьес, в число которых вошёл музыкальный пейзаж «Утро», и оркестровал их. Получилась замечательная камерно-оркестровая сюита, именованная автором «Летний день».
  • Сергей Прокофьев во время гастролей в Советский Союз был удивлён тому радушному приёму, который на концертах ему устраивали советские слушатели. Успех был настолько грандиозным, что даже власти обратили на это особое внимание и пообещали композитору всевозможные привилегии, если он вернётся на Родину.
  • Талантливая пианистка и педагог Вера Владимировна Алперс, подавшая Прокофьеву идею написать несложные пьесы для детей, которые в результате были преобразованы в сюиту «Детская музыка», дружила с Сергеем Сергеевичем с консерваторских времён и до самой его кончины.
  • В рамках экранизации шедевров музыкальной классики в 1986 году знаменитый режиссёр – мультипликатор Инесса Ковалевская сняла мультипликационный фильм «Прогулка». В его основу были положены музыкальные номера из сюиты Сергея Прокофьева «Детская музыка». Открывает фильм, так же как и сюиту, композиция «Утро».
  • В США Сергею Прокофьеву дали прозвище «музыкальный большевик», во Франции после его отъезда в СССР называли предателем, а в фашистской Германии композитор попал под официальный запрет.

 

Содержание произведения Прокофьева «Утро»

«Утро» - это музыкально пейзажная картинка, которой Сергей Сергеевич Прокофьев открывает сюиту «Детская музыка». В данной выразительной инструментальной миниатюре композитор музыкальными красками, прозрачной гармонией и светлой мелодикой изображает зарождающийся день и соответственно пробуждение всего живого: людей, животных и растений, то есть, то время, когда прозрачный свежий воздух наполнен чистотой и покоем, а душа человека безгреховностью.

Светлое утреннее настроение Прокофьев очень просто отобразил присущим только ему композиторским почерком, используя особое изложение музыкального материала и такие характерные приёмы, как применение всего диапазона фортепианной клавиатуры, параллельное движение в партиях правой и левой руки, а также игра скрещенными кистями.

Композиция «Утро», написана в трёхчастной форме, тональности До мажор и с авторским темповым указанием Andante tranquillo. Первая часть миниатюры, включающая восемь тактов, начинается с тонических аккордов, которые затем как всплески возникают несколько раз. Звучащие в низком и высоком регистре, они как - будто представляют ночь и день. Между этими аккордами, как прозрачные солнечные лучи свободно звучат светлые напевы, вводящие в атмосферу летнего утра. Затем в низком регистре пару раз появляются мрачноватый мотив, напоминающий о прошедшей ночи.

Весьма развёрнутый средний раздел пьесы открывается арпеджированным движением то звукам тонического трезвучия. Затем, в следующем такте, в басовой партии вступает поступенно поднимающаяся полнозвучная мелодическая линия, которая впоследствии получает активное развитие на фоне размеренного сопровождения. Завершает композицию небольшое шеститактовое заключение, которое, как и положено репризе в трёхчастной форме, основано на тематическом материале начальной части.

Основные трудности, возникающие у юного музыканта при исполнении пьесы «Утро»:

  • Технических сложностей в данной композиции нет.
  • В пьесе особое внимание следует обратить на отработку такого важного элемента выразительности, как динамический план произведения, который автором устанавливается в пределах от pp до mp. В исполнении на фортепиано мягкое пиано вызывает определённую трудность.
  • Помимо того большое значение в создании задуманного композитором художественного образа имеет педализация. Она должна быть так отработана юным пианистом, чтобы создалось впечатление прозрачности и лёгкой воздушности.

 

«Утро». Эта миниатюрная живописная композиция, входящая в сюиту «Детская музыка», сочинённая выдающимся Сергеем Прокофьевым, имеет большую как художественную, так и педагогическую ценность. Юных музыкантов пьеса привлекает мелодической выразительностью, но самое главное она развивает у молодых исполнителей музыкальность и звуковое мастерство.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: