- М.П. Мусоргский «Богатырские ворота»
«Картинки с выставки». Этот общепризнанный шедевр великого музыкального живописца Модеста Петровича Мусоргского пользуется большой популярностью и входит в репертуар не только многих известных пианистов, но и крупнейших симфонических оркестров. Сюита, обладающая удивительными художественными достоинствами, включает в себя десять достойных восхищения разнохарактерных миниатюр, которые являются плодом пылкой творческой фантазии гениального русского композитора. Все пьесы автор искусно соединил связующей композицией «Прогулка», а завершил цикл грандиозным финалом, который имеет название «Богатырские ворота».
Историю создания композиции «Богатырские ворота» Мусоргского, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
Краткая история
Последние десять лет жизненного пути выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского всё чаще сопровождали разочарования и обиды. Поначалу большое огорчение композитор испытал, получив письмо из дирекции императорских театров, в котором сообщалось, что ему отказано в постановке оперы «Борис Годунов», так как произведение имеет ряд существенных недостатков. Однако и в следующей редакции, на переделку которой у Мусоргского ушёл ровно год, творческая комиссия вновь нашла недостатки. В конечном итоге задуманную Модестом Петровичем новую оперу на исторический сюжет «Хованщину» пришлось отложить на неопределённое время.
Помимо проблем, постоянно возникающих в творческой деятельности, композитор, как злобные нападки судьбы расценивал уход из жизни близких ему людей. Одним из них был талантливый художник и архитектор Виктор Александрович Гартман - необычайно одарённая личность, отличавшаяся не только артистизмом, но и искромётным остроумием. Модест и Виктор познакомились у Владимира Васильевича Стасова и сразу потянулись друг к другу, как родственные души. Быстро подружившись, они стали часто встречаться и увлечённо обсуждать, как новости в жизни культуры, так и собственные творческие проекты. И вот его дорогой Витюша, которому не было и сорока лет, покинул этот мир.
Узнав о кончине Гартмана, Мусоргский испытал сильное потрясение. Миновало более полугода, но воспоминания о рано ушедшем в мир иной дорогом друге не давали Модесту Петровичу покоя и лишь новость о том, что силами энтузиастов в Петербурге готовиться к открытию экспозиция творческих работ Виктора Гартмана, оживила композитора.
Разумеется, Мусоргский был в числе первых посетителей выставки, экспонаты которой произвели на него сильное впечатление. Тем не менее стоит заметить, что там были работы, заслужившие особое внимание композитора, как например эскиз проекта ворот в городе Киеве.
Посетив экспозицию творческих работ друга, Мусоргский заметно преобразился и его настроение удивительным образом улучшилось. В порыве творчества композитор засел за работу и в течение двадцати дней написал сюиту из десяти красочных миниатюр. Цикл пьес автор изобретательно связал пьесой с говорящим названием «Прогулка», а завершил композицией «Богатырские ворота», на сочинение которой его вдохновил сюжет из эскиза Киевских ворот. Озаглавив новый цикл «Картинки с выставки», Модест Петрович незамедлительно решил ознакомить с ним своих сотоварищей по «Могучей кучке», а получив одобрительный отзыв, композитор приободрился и с воодушевлением возобновил работу над оперой «Хованщина».
«Богатырские ворота» в составе сюиты «Картинки с выставки» с редакционными правками Римского-Корсакого впервые были изданы в 1886 году, но Мусоргский этому порадоваться уже не смог, так как он скончался в 1881 году.
Интересные факты
- Сюиту «Картинки с выставки», являвшуюся самым значительным произведением Модеста Петровича Мусоргского для фортепиано, композитор посвятил близкому другу – Виктору Александровичу Гартману, который современниками почитался как талантливый архитектор, художник, орнаментист и сценограф.
- Посмертная экспозиция работ Гартмана была представлена по инициативе Владимира Васильевича Стасова и проходила в феврале и марте 1874 года в одном из залов Академии художеств. На выставке посетители познакомились с творческим наследием Виктора Александровича, которые он создавал в течение пятнадцати лет.
- Впервые сюита «Картинки с выставки» с большой концертной сцены в исполнении молодого пианиста Григория Беклемишева прозвучала в 1903 году. Однако слушатели с этим произведением в оркестровом варианте познакомились гораздо раньше - в 1891 году. Инструментовку сюиты по поручению Римского-Корсакова сделал его ученик Михаил Тушмалов.
- Современники Гартмана отзывались о нём как о незаурядной личности. Будучи основоположником архитектурного стиля, основанного на традициях древнерусского зодчества, он не интересовался обычными строениями. Виктор Александрович создавал проекты сооружений, которые напоминали сказочные дворцы и замки.
- Эскиз Виктора Гартмана к архитектурному проекту городских ворот в городе Киеве был подготовлен к конкурсу, который объявили по случаю спасения Александра II во время неудавшегося покушения на императора в 1866 году. В конечном итоге конкурс отменили, и проект остался нереализованным.
Содержание «Богатырских ворот» Мусоргского
«Богатырские ворота». Данная финальная композиция сюиты «Картинки с выставки» была создана Мусоргским на основе эскизного наброска Виктора Гартмана, являвшимся архитектурным планом ворот в городе Киеве, который был выполнен в истинно русском стиле и украшен аркой в виде старинного военного шлема. Именно эти выразительные особенности, напрямую воспевающие могучую силу великого народа, и привлекли внимание композитора, а также вдохновили его на завершение цикла торжествующе праздничным финалом с мощным звоном колоколов. В «Богатырских воротах» автор создал яркую, в былинном духе, развёрнутую живописную картину горделиво-величественного характера, которая воспринимается как динамическая и интонационная кульминация всего цикла «Картинки с выставки».
Пьеса написана в тональности Ми-бемоль мажор и с авторским темповым указанием «Allegro alla breve. Maestoso. Con grandezza».
Композицию открывает величественная тема эпического характера. Её плотная аккордовая фактура, охватывающая все регистры, постепенно набирает мощь, наполняя звучанием всё пространство. Далее этот масштабный мотив с интонационными элементами народной песни, а также маршевыми чертами и колокольностью сменяется контрастным душевным хоральным напевом, который звучит строго, но весьма трогательно. Затем заново со свежей силой вступает былинная тема, на смену которой ещё раз приходит церковный мотив.
Средний раздел композиции – это начало колокольного звона. Сначала он звучит медленно, затем с вводом триольного ритма заметно учащается, а с дальнейшим укорачиванием длительностей переходит в перезвон, в который вплетается мотив связующей цикл интермедии, названной автором «Прогулкой». В следующей затем заключительной части пьесы колокольный звон становится ещё более праздничным и торжественным, и подводит к грандиозной коде.
«Богатырские ворота». Эта композиция, завершающая сюиту «Картинки с выставки» и поражающая слушателей своим мощным звучанием, не только отражает великую силу могучего государства, но и звучит как восторженный гимн, прославляющий непобедимый и гордый народ.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: