М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)

 

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)Баба-Яга. Этот колоритный персонаж русских народных сказок всегда привлекал внимание поэтов, художников и композиторов. Она упоминается в первых строфах гениальной поэмы «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина. Её живописно в своей картине отобразил художник Виктор Михайлович Васнецов, а композитор Александр Константинович Лядов портрет злой волшебницы красочно нарисовал музыкальными звуками в симфонической миниатюре. Не обошёл своим вниманием всемогущую вещую старуху и Модест Петрович Мусоргский. Он воссоздал образ Бабы-Яги в композиции, которая вошла в его знаменитую сюиту «Картинки с выставки».

Историю создания «Избушки на курьих ножках» Мусоргского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В последнее десятилетие жизни великому русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому не часто улыбалась удача и над ним то и дело сгущались мрачные тучи. Всё началось с того, что он получил послание от директора императорских театров Степана Александровича Гедеонова об отказе в постановке оперы «Борис Годунов» и вследствие этого композитору необходимо было срочно подготовить новую редакцию произведения, которая в дальнейшем тоже была отвергнута. В результате работа над задуманной им новой исторической оперой «Хованщина» откладывалась на неопределённый срок.

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Помимо неудач на композиторском поприще, Модест Петрович получал тяжёлые удары судьбы от потери дорогих его сердцу людей, одним из которых был художник Виктор Александрович Гартман. С этим необычайно талантливым человеком, отличавшимся беспредельным остроумием и артистизмом, Мусоргского познакомил Владимир Васильевич Стасов. Уже с первой минуты знакомства Модест Петрович воспринял Виктора, как близкую себе по духу родственную душу. Впоследствии они часто встречались, чтобы вместе обсудить те или иные события культурной жизни или творческие планы друг друга.

 

И вот ушёл из жизни любимый Витюша, которому было всего тридцать девять лет. Для Модеста это стало огромным ударом, вылившимся в безмерное горе. Прошло много месяцев, но душевная боль от потери друга у Мусоргского не утихала, и только новость, которую принёс Стасов, его немного успокоила и оживила. Владимир Васильевич известил композитора о том, что намечается проведение выставки художественных работ Виктора Гартмана.

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович, будучи одним первых посетителей экспозиции, был растроган и восхищён. Все представленные на вернисаже экспонаты привели его в восторг, однако были произведения, которые заслужили особого внимания композитора, как например изящные часы, выполненные в форме избушки Бабы-Яги, то есть они были на курьих ножках.

После посещения выставки угрюмое настроение Мусоргского заметно изменилось и он, находясь под впечатлением от увиденного, в творческом порыве, за двадцать дней сочинил сюиту, состоящую из десяти миниатюр, объединённых связующей интермедией с названием «Прогулка». В фортепианный цикл вошла яркая пьеса «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга». Её фольклорный сюжет композитору навеяли представленные на вернисаже сказочные часы.

 

После завершения сочинения цикла, Модест Петрович, не мешкая, представил его своим соратникам по «Могучей кучке», а выслушав одобрительные отзывы, приободрился и с душевным подъёмом приступил к работе над «Хованщиной».

Сюита, впоследствии названная Мусоргским «Картинки с выставки», впервые увидела свет лишь спустя пять лет после смерти композитора. Она вышла из печати в 1886 году с редакционными поправками Николая Андреевича Римского-Корсакова.

 

Мусоргский Виктор Гартман 

автограф «Картинок с выставки» Мусоргского ноты «Избушки на курьих ножках» Мусоргского 

 

Интересные факты

  • Свою сюиту «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский посвятил умершему другу архитектору Виктору Гартману, выставка творческих работ которого вдохновила композитора на создание этого произведения.
  • На выставке работ Гартмана, организованной инициативной группой во главе с Владимиром Васильевичем Стасовым, было представлено около четырёхсот творческих работ, которые были созданы Виктором Александровичем не только в России, но и во время его четырёхлетних странствий по странам Европы. Экспозиция была представлена в феврале и марте 1874 года в помещении Академии художеств.
  • Сюита «Картинки с выставки» была написана Модестом Петровичем Мусоргским для фортепиано, однако широкая публика впервые познакомилась с этим произведением в оркестровом варианте осенью 1891 года. Премьерное исполнение цикла на фортепиано состоялось лишь в 1903 году. Его первым исполнителем был Григорий Беклемишев, впоследствии известный пианист и профессор Киевской консерватории.
  • Первое издание сюиты «Картинки с выставки» вышли из печати под редакционной обработкой Римского-Корсакова в 1886 году, однако к 50-ти летней годовщине со дня смерти Мусоргского был выпущен оригинальный авторский вариант произведения, который многими известными пианистами, к примеру Святославом Рихтером, признаётся более интересным.
  • Выдающийся советский мультипликатор Инесса Алексеевна Ковалевская, разработав тематику, основанную на шедеврах музыкальной классики, в 1984 году выпустила замечательный мультфильм, использовав в нём три композиции из сюиты «Картинки с выставки». Эпизод, озвученный музыкой пьесы ««Избушка на курьих ножках» получился весьма впечатляющим.

 

Содержание «Избушки на курьих ножках» (Баба-Яга)

«Избушка на курьих ножках». На выставке работ Виктора Гартмана этот экспонат представлял рисунок, отображающий элегантные часы в форме сказочной избушки, стоящей на куриных ногах, однако Мусоргский, взяв за основу данный эскиз, весьма фантазийно его переосмыслил. Композитор в своей одноимённой музыкальной миниатюре, которая в цикл «Картинки с выставки» вошла под номером девять, проиллюстрировал не изящное жилище сказочной волшебницы, как было показано на наброске, а устрашающий образ её хозяйки - злой Бабы-Яги.  Будучи искусным мастером изобразительности, Модест Петрович в своей миниатюре, в стиле русских сказок, музыкальными звуками нарисовал фантастическую картинку, в которой над таинственным лесом, размахивая помелом, пролетает страшная Яга. От свиста проносящейся ступы деревья прогибаются до земли, птицы разлетаются в разные стороны, да и звери разбегаются от страха.

Мусоргский заключил композицию в трёхчастную форму и выбрал для неё тональность До мажор. Это может показаться странным, однако автор тематический материал пьесы обильно обогатил альтерированными ступенями и тем самым впечатляюще окрасил его мистическими мрачными красками. Темповые указания «Allegro con brio, feroce» и динамические оттенки фортиссимо и сфорцандо придали музыке залихватский и пугающий характер.

Пьесу открывают резкие аккорды. Изначально они звучат редко, но затем учащаются, как будто имитируют разгон ступы, в которой Баба-Яга поднимается в небо. Здесь нет мелодической линии, а только ломаные зигзагообразные мотивы с неравномерно расставленными акцентами, которые придают фантастическому образу особую злобную свирепость.

В следующем далее среднем разделе характер композиции резко меняется. Тихая, но в то же время тревожная тремолирующая музыка, наполненная таинственными шорохами, изображает Ягу, которая вернулась в свою избушку и над огромным котлом ворожит над колдовским зельем. Вскоре все умолкает и наступает загадочная тишина.

В заключительной части вновь возвращается энергичная первая тема. Она динамично развивается и подводит к каденции, которая представляет собой волну нисходящих, а затем восходящих попеременных октавных звуков.

 

«Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Эта красочная миниатюра, в которой не только создан яркий образ фольклорного персонажа, но и колоритно отображён эпизод из русской сказки, является ярким примером мастерства музыкальной изобразительности великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: