Модест Петрович Мусоргский «Старый замок»

 

Модест Петрович Мусоргский «Старый замок»«Архитектура - это застывшая музыка». Данный афоризм философа восемнадцатого века Фридриха Шеллинга давно стал крылатой фразой. Впрочем, почти в ответ известному изречению немецкого мыслителя знаменитый французский композитор Камиль Сен-Санс произнёс: «Музыка - архитектура звуков…». Однако пока мудрецы стремились найти сходство между такими разными видами искусства, архитектурная тематика весьма талантливо иллюстрировалась в музыкальных творениях, среди которых необходимо особо отметить пьесу великого композитора-романтика Ференца Листа «Часовня Вильгельма Телля» и сочинение французского композитора Клода Дебюсси «Ворота Альгамбры». Ещё одним шедевром, в котором нашёл отражение архитектурный образ, является яркая миниатюра Модеста Петровича Мусоргского «Старый замок» - композиция, входящая в цикл «Картинки с выставки».

Историю создания пьесы «Старый замок» Мусоргского, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История

История сочинения миниатюрной композиции «Старый замок» неделимо связана с созданием Мусоргским фортепианного цикла «Картинки с выставки», которую композитор написал за три июньские недели 1874 года. В жизни Модеста Петровича в то время был сложный период, и никто из сподвижников тридцатипятилетнего Мусоргского тогда даже не мог предположить, что всего через семь лет это закончится трагически.

Модест Петрович Мусоргский

Всё началось с того, что дирекция Императорских театров отклонила постановку оперы «Борис Годунов». Затем один за другим из жизни стали уходить дорогие композитору люди, и эти утраты оставляли в его душе глубокие болезненные раны. К примеру, в июле 1873 года композитора очень сильно потрясла безвременная кончина его близкого друга - художника и архитектора Виктора Гартмана, знакомство с которым произошло у Владимира Васильевича Стасова накануне 1871 года. Внимание Модеста сразу привлёк остроумный человек, который безудержно фонтанировал шутками. Артистизм и талант тридцатишестилетнего художника моментально пробуждал к себе интерес, и как следствие он становился душой компании.

Виктор Гартман

Сразу подружившись, Мусоргский и Гартман впоследствии довольно часто общались. Их последняя встреча состоялась летом 1873 года на одном из концертов, после которого, возвращаясь вместе домой, композитор и художник увлечённо беседовали о новостях культуры и друг другу рассказывали о произошедших жизненных переменах. Вдруг Виктору внезапно стало дурно, он пошатнулся и упал. Модест изо всех сил пытался оказать помощь, но Гартман прошептал другу, что его дни сочтены. Через несколько дней Мусоргский узнал о смерти своего любимого Витюши.

 

Прошёл год, который никаких утешений композитору так и не принёс. Его покидали близкие люди: Владимир Васильевич Стасов на несколько месяцев уехал в Европу, сильно заболела Людмила Ивановна Шестакова, и уже не было прежнего согласия между сподвижниками «Могучей кучки». В связи с этим Модеста Петровича постоянно преследовало горькое чувство одиночества. Унылое настроение композитора ощутимо улучшилось, когда он узнал, что вернувшийся из-за границы Стасов инициировал организацию посмертной выставки творческих работ Виктора Гартмана. Посещение экспозиции не только оживило и взбодрило Мусоргского, но и побудило его к творчеству. Находясь под впечатлением от увиденного, Модест Петрович замыслил по сюжетам выставленных картин и рисунков сочинить несколько фортепианных произведений, однако с намерением сразу объединить их в своеобразную сюиту.

Мусоргский «Картинки с выставки»

Этот цикл, в который и вошла пьеса «Старый замок», изначально названный композитором «Гартман», но затем переименованный в «Картинки с выставки», был написан на одном дыхании всего за двадцать дней. Сразу после завершения работы над своими музыкальными зарисовками Мусоргский показал их друзьям из «Могучей кучки» и, получив от них одобрение, творчески воспрянул и вновь сел за «Хованщину».

 

«Картинки с выставки» и соответственно входящая в них фортепианная миниатюра «Старый замок» впервые были изданы через пять лет после смерти Мусоргского. Они были напечатаны в 1886 году под редакцией Николая Андреевича Римского-Корсакова.

 

Мусоргский Николай Андреевич Римский-Корсаков

автограф «Картинок с выставки» Мусоргского ноты «Старый замок» Мусоргского

 

Интересные факты

  • Основным занятием Гартмана была архитектура, и в данном виде искусства он являлся основоположником неорусского стиля. К сожалению, Гартману не очень везло и на сегодняшний день в Москве сохранилось только одно здание, спроектированное им - это типография Мамонтова, располагающаяся в Лермонтовском переулке. Стоит отметить, что помимо архитектуры Виктор Александрович увлекался живописью, сценографией и орнаменталистикой.
  • Гартман так высоко ценил талант Мусоргского, что называл его «божественным» композитором.
  • Необходимо заметить, что из выставленных работ Гартмана Мусоргский воспользовался лишь тремя сюжетами. Это «Избушка на курьих ножках. Баба-яга», «Балет невылупившихся птенцов» и «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Для других композиций Модест Петрович взял акварели художника не представленные на экспозиции, а подаренные композитору самим Гартманом. Например, в выставочном каталоге художника картина «Старый замок» даже не упоминалась.
  • На посмертной выставке работ Виктора Гартмана были выставлены экспонаты, включающие акварельные рисунки, картины, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, а также художественно оформленные предметы домашнего обихода, среди которых часы для камина«Хижина Бабы-яги» и щипцы для орехов.
  • «Картинки с выставки» всегда привлекали не только исполнителей, но и композиторов. Самая первая оркестровка сюиты была сделана в 1888 году учеником Римского-Корсакого Михаилом Тушмаловым. Однако стоит отметить, что пьесу «Старый замок» инструментовал сам Николай Андреевич. На сегодняшний день существует около сорока оркестровых переложений цикла, из которых наиболее удачными считаются лишь девятнадцать. Особую популярность заслужила версия, созданная в 1922 году французским композитором Морисом Равелем.

 

Содержание миниатюры «Старый замок»

«Старый замок». К большому сожалению, рисунок Виктора Гартмана, проиллюстрированный Мусоргским в данной миниатюре, не сохранился, и лишь читая воспоминания Стасова, мы узнаём, что на нём был изображён старинный итальянский замок времён Средневековья, на фоне которого трубадур поёт одну из своих рыцарских баллад. Уже само название композиции мысленно переносит нас в глубину далёких времён. Воображение может напомнить сюжет из сказки Шарля Перро «Спящая красавица» или нарисовать бал, на котором утончённые дамы и галантные кавалеры танцуют величественную «павану». Однако композитор посредством музыкальных красок явственно отобразил величественное средневековое строение и оживил поющего трубадура. Уже первые звуки произведения, звучащие завораживающе загадочно, придают музыке произведения характер особой таинственности.

Старый замок

Пьеса, написанная в тональности соль-диез минор, размере 6/8, c авторским темповым указанием Andantino molto cantabile con dolore и заключённая в трёхчастную форму, начинается с весьма развёрнутого вступления. Его печальная мелодическая линия, звучащая в низком регистре и на остинатном тоническом басу, напоминающем размеренный и однообразный аккомпанемент какого-либо старинного инструмента, создаёт ощущение нескончаемого хода времени. Далее в седьмом такте, начинающаяся с квартового хода, вступает необычайной красоты лирическая тема – это задумчивая песня трубадура. Она как будто разделена на куплеты, каждый из которых начинается с одной и той же чувственной мелодической фразы, но затем в процессе развития вариантно меняется. Средний раздел композиции по характеру немного отличается от экспозиционной части. Печальные тона музыки немного светлеют, однако такое прояснение длится недолго, так как вскоре вновь возвращается первоначальная грустная песенная мелодия, которая также начинает несколько тематических проведений, однако последнее не завершается, а внезапно прерывается. Остаётся лишь затихающий пульсирующий бас, на фоне которого в предпоследнем такте на форте звучит призывный возглас.

 

«Старый замок». Эта фортепианная миниатюра в нынешнее время причисляется к наиболее знаменитым произведениям выдающегося Модеста Петровича Мусоргского. Образ, запечатлённый в ней посредством музыкальных звуков, подобен призраку, который явился из другого мира, как воспоминание о минувшем времени. Из этого напрашивается вывод, что музыка всесильна и ей подвластно даже отображение вечности.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: