М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
«Картинки с выставки». Эта уникальная сюита Модеста Петровича Мусоргского со времени своего создания пользуется большой популярностью у любителей классической музыки не только в нашем отечестве, но и далеко за его пределами. Десять замечательных фортепианных миниатюр, объединённых автором в единое целое связующей композицией под названием «Прогулка», явились удивительным результатом новаторской идеи и полёта творческой фантазии Мусоргского. Пьесы цикла – это музыкальные картинки, созданные на основе художественных произведений Виктора Гартмана, но с особым видением композитора, как, например, чудесная юмористическая миниатюра «Балет невылупившихся птенцов».
Историю создания «Балета невылупившихся птенцов» Мусоргского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Нет никакого сомнения, что возникновение миниатюры «Балет невылупившихся птенцов» неразделимо связано с историей сочинения Мусоргским его знаменитого фортепианного цикла «Картинки с выставки», написанного композитором за двадцать июньских дней 1874 года.
Семидесятые годы позапрошлого столетия. Этот период в жизненном пути Модеста Петровича можно назвать одним из самых трудных. Прежде всего, он получил сильный моральный удар от администрации Императорских театров, которая отвергла постановку оперы «Борис Годунов». Затем в мир иной один за одним стали уходить близкие друзья композитора, и данные потери наносили Мусоргскому глубокие душевные раны. Невосполнимой утратой для Модеста Петровича стала безвременная кончина дорогого для него человека – архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана, с которым его в конце 1870 года познакомил Владимир Васильевич Стасов.
Остроумие и артистизм этого человека, сразу привлекли внимание Мусоргского. Композитор и архитектор быстро подружились и впоследствии довольно часто стали встречаться, чтобы обсудить различные культурные события, а также перемены, произошедшие в их жизни.
Последний раз встреча Модеста и Виктора произошла летом 1873 года. После окончания концерта они, как обычно, вместе возвращались домой, и увлечённо беседовали на разные темы. Внезапно Гартман начал задыхаться, а Модест, стараясь изо всех сил оказать ему помощь, тогда-то и узнал, что дни его дорогого Витюши фактически сочтены. Прошло несколько дней и Виктора Александровича Гартмана не стало.
Минул год, но потеря дорогого друга тяжким грузом лежала на сердце Мусоргского. Ко всему прочему Владимир Васильевич Стасов покинул его, так как несколько месяцев с семьёй провёл в Европе, да и сподвижники по «Могучей кучке» постепенно отдалялись от Модеста Петровича. Мрачное настроение композитора заметно прояснилось, когда он узнал, что Владимир Васильевич, вернувшись из-за границы, решил инициировать посмертную выставку творческих работ художника и архитектора Виктора Гартмана. Мусоргский, один их первых посетивший экспозицию, был взволнован и восхищён. Картины, акварельные рисунки, эскизы художественных изделий, театральных костюмов и декораций произвели на композитора большое впечатление. Однако были работы, на которые он обратил особое внимание. К примеру, его взгляд привлекла акварель, с изображенными на ней воспитанниками балетных классов театрального училища. Одни из них были одеты как маленькие птенцы, а другие - словно вставлены в оболочку яйца - скорлупу.
Увиденное на выставке оживило Модеста Петровича и вдохновило его творческий порыв. Всего за три недели, на одном дыхании, композитор из десяти музыкальных картин создал замечательную сюиту, в которую вошла юмористическая миниатюра под названием «Балет невылупившихся птенцов». Все композиции автор связал темой перехода - «Прогулкой», а своё новое творение впоследствии назвал «Картинки с выставки».
Сразу после окончания работы над циклом, Мусоргский без промедления продемонстрировал его товарищам из «Могучей кучки», а получив их одобрение, воспрянул духом и с энтузиазмом принялся дописывать оперу «Хованщина».
Фортепианная миниатюра «Балет невылупившихся птенцов», входящая в сюиту «Картинки с выставки» и в составе всего цикла, впервые была напечатана в 1886 году под редакцией Римского – Корсакова.
Интересные факты
- Виктор Александрович Гартман своим главным занятием считал архитектору, однако будучи неординарной личностью, он зарекомендовал себя как талантливый сценограф, художник и орнаментист.
- Мусоргский являлся новатором, постоянно искавшим новые средства в изложении музыкального материала, однако композиторы-современники считали его недоучкой. Даже Николай Андреевич Римский-Корсаков, являвшийся близким другом Модеста Петровича, заявлял, что его сочинения исполнять можно только после тщательной редакционной обработки.
- В 1871 году в Большом театре прошла премьера балета «Трильби» на музыку композитора Юлия Гербера в постановке знаменитого хореографа Мариуса Петипа. Для этого спектакля Виктор Гартман создал семнадцать эскизов костюмов, но, к сожалению, до наших дней из них дошло только четыре. Один из акварельных рисунков, в котором художник изобретательно отобразил форму невылупившихся птенцов, и лег в основу фортепианной миниатюры Модеста Петровича Мусоргского.
- В 1984 году выдающийся советский мультипликатор Инесса Алексеевна Ковалевская, в рамках разработанной ею тематики «Экранизация шедевров музыкальной классики», выпустила рисованный мультфильм по сюите Мусоргского «Картинки с выставки». В нем была использована музыка трёх музыкальных композиций: «Прогулки», «Избушки на курьих ножках» и «Балета невылупившихся птенцов» в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера.
- Фортепианная сюита Модеста Петровича Мусоргского с момента издания её в 1886 году, сразу привлекла внимание, как исполнителей, так и композиторов. Первую оркестровку цикла Николай Андреевич Римский-Корсаков поручил сделать своему ученику Михаилу Тушмалову. Затем попыток инструментовать «Картинки с выставки» для симфонического оркестра было довольно много, но самой удачной признали версию, созданную в 1922 году французским композитором Морисом Равелем.
Содержание «Балета невылупившихся птенцов» Мусоргского
«Балет невылупившихся птенцов». Эта пьеса в знаменитой сюите Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» занимает одно из центральных мест и среди десяти музыкальных зарисовок, не считая «Прогулки», размещается под номером 5. Уже само забавное название этой миниатюры говорит о том, что её музыка весела, легка и по характеру юмористична. В композиции автор посредством музыкальных звуков так искусно проиллюстрировал яркие и затейливые эскизы Гартмана, что в воображении слушателей с первых нот рисуются неугомонные пушистые комочки – птенчики, которым пришло время вылупиться из яйца. Они непоседливо шебаршатся и без умолку пищат, оповещая, что готовы с радостью появиться на свет.
Вся миниатюра, заключённая композитором в трёхчастную форму, от начала и до конца написана в скрипичном ключе. Преобладающие динамические оттенки – пиано и пианиссимо, тональность произведения - фа мажор, тактовый размер - 2/4. Необходимо также отметить: в начале нотного текста, автором сделана уточняющая пометка, что эта пьеса – scherzino, то есть небольшая весёлая шутка.
Музыка первой части композиции рисует хаотичный танец появляющихся птенцов. Все аккордовые мотивы, составляющие её тематический материал, живо отображают неуклюжие взмахи и подпрыгивания молодых птах, а обильные игривые форшлаги ярко подражают их писку.
Средний раздел пьесы отличается некоторой сдержанностью. Движения танца, сопровождаемые сверкающими трелями в высоком регистре, становятся более организованными и плавными. Далее вновь репризно повторяется первая часть, которая заканчивается небольшой кодой.
«Балет невылупившихся птенцов». Эта небольшая, но яркая фортепианная миниатюра, в которой юмор и изобретательность гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского представлены во всей полноте.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: