Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»

 

Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, творец-новатор, создавший такие гениальные произведения, что они и в нынешнее время с необычайной магической силой воздействуют на слушателя. Обладая многогранным талантом, Мусоргский, по воспоминаниям современников, был высокообразованной личностью и, ко всему прочему, великолепным пианистом, который своим прекрасным исполнением завораживал аудиторию. Композитор написал не очень много фортепианной музыки, но те произведения, которые он создал, признаны настоящими шедеврами. Как, например, «Картинки с выставки» - уникальная сюита, состоящая из десяти фортепианных миниатюр, талантливо объединённых автором в единое целое пьесой с названием «Прогулка».

Историю создания «Прогулки» Мусоргского, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История

История создания миниатюры «Прогулка» неразрывно связана с возникновением фортепианной сюиты «Картинки с выставки», которую Модест Петрович Мусоргский сочинил в начале лета 1874 года.

Преддверие семидесятых годов. Никто тогда из соратников Мусоргского даже не предполагал, что для тридцатилетнего композитора наступает последний и весьма нелёгкий этап его жизненного и творческого пути.

Модест Петрович Мусоргский

Поначалу Модесту Петровичу отказали в постановке оперы «Борис Годунов». Затем смерть близких людей больно ранила композитору душу. В июле 1873 года безвременно ушёл из жизни близкий друг Мусоргского художник и архитектор Виктор Гартман, с которым он несколько лет назад познакомился в доме Владимира Васильевича Стасова. Душа компании, остроумный человек, из которого шутки безудержно выплёскивались как из фонтана, своим талантом и артистизмом сразу привлёк внимание Модеста. Подружившись, художник и композитор затем часто встречались, и в последний раз они увиделись летом 1873 года на одном из музыкальных вечеров.

 

Возвращаясь вместе домой, Мусоргский и Гартман безудержно рассказывали друг другу о произошедших в их жизни переменах, обсуждали новости культурной жизни, но вдруг неожиданно Виктор стал задыхаться, схватился за сердце и упал. Модест как мог старался помочь, но тогда услышал, что дни его друга сочтены. Действительно, вскоре композитор узнал, что любимого им Гертмана не стало.

К годовщине смерти талантливого художника Владимир Васильевич Стасов решил организовать выставку его творческих работ, а также рисунков и картин, созданных во время многочисленных поездок Виктора по России и Европе. Посещение этой экспозиции сильно взбодрило Мусоргского, ведь унылое настроение не покидало композитора весь прошедший год.

Мусоргский «Картинки с выставки»

Была свежа горечь от утраты друга, Стасов со всем семейством надолго уехал за границу, сильно занемогла Людмила Ивановна Шестакова – сестра Михаила Глинки, да и в «Могучей кучке» не было прежнего лада. Все эти причины сильно расстраивали Модеста, так как его покидали близкие ему люди, и у него постоянно возникало чувство одиночества. И вот посмертная выставка работ любимого Витюши оживила Модеста и зарядила его творческим импульсом. Впечатлившись увиденным, композитор замыслил на сюжеты работ Гартмана создать серию фортепианных пьес и объединить их в сюиту. «Картинки с выставки» - так Мусоргский именовал своё новое детище, были созданы в июне за три недели на одном дыхании. Десять разнохарактерных пьес он своеобразно связал темой перехода, которую и назвал «Прогулкой».

 

После того как композитор в своих музыкальных зарисовках поставил последнюю ноту, его новое детище было представлено композиторам «Могучей кучки». Получив одобрение от друзей, Модест Петрович приободрился и вновь занялся оперой «Хованщина». Отредактированные Римским-Корсаковым «Картинки» и, соответственно, пьеса «Прогулка» впервые увидели спустя пять лет после безвременной кончины Мусоргского, то есть они были изданы в 1886 году.

 

Мусоргский Виктор Гартман 

автограф «Картинок с выставки» Мусоргского ноты «Прогулки» Мусоргского 

 

Интересные факты

  • Гартман Виктор Александрович, слывший незаурядной личностью, был архитектором, сценографом, художником и орнаментистом, а также основоположником неорусского стиля в архитектуре. Основным его занятием была архитектура, но увы, ему очень не везло, и из всех его работ сегодня сохранилась только мамонтовская типография в Леонтьевском переулке в Москве.
  • Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.
  • Художник Виктор Александрович Гартман скончался и был погребён в подмосковной усадьбе Киреево, где строил украшенный русской резьбой дачный домик для владельца поместья купца Ивана Фёдоровича Мамонтова – отца известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. К большому сожалению, до настоящего времени усадьба, располагающаяся в районе Химок, не сохранилась, и теперь на её месте находится развязка Московской кольцевой автодороги и Лихачёвского шоссе.

 

  • Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой. Даже Римский-Корсаков, который являлся близким другом Модеста, высказывался о том, что произведения Мусоргского можно исполнять только после тщательной редакции его сочинений, то есть исправления гармонии и оркестровки. После безвременной кончины композитора его «музыкальный душеприказчик» Николай Андреевич Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

  • Экспонатами посмертной выставки работ Виктора Гартмана были картины, акварельные рисунки, архитектурные проекты, эскизы ёлочных игрушек, театральных костюмов и декораций, а кроме того различные художественные изделия, например, каминные часы – «Хижина Бабы-яги», щипцы для орехов и другие предметы домашнего обихода.
  • Стоит заметить, что из выставки работ Виктора Гартмана композитор использовал только три сюжета: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках. Баба-яга» и «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Для других произведений сюиты Мусоргский взял рисунки художника, которые не были представлены на экспозиции, а были в личном владении Модеста Петровича.
  • Сюита «Картинки с выставки» своей красочностью всегда вызывала большой интерес не только у исполнителей, но и у композиторов. Первая оркестровка цикла была сделана учеником Римского-Корсакова Михаилом Тушмаловым в 1888 году. В настоящее время существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра, однако самой лучшей считается оркестровка Мориса Равеля.

 

 

Содержание «Прогулки» Мусоргского

«Прогулка». В сотканной из десяти фортепианных миниатюр удивительной сюите «Картинки с выставки» это произведение играет особую роль. Изначально пьеса-вступление приглашает посетить воображаемую выставку, на которой сюжеты работ художника Виктора Гартмана нарисованы посредством музыкальных звуков, а затем, прогуливая слушателей по вернисажу, сопровождает их от композиции к композиции. Такой уникальный способ Мусоргский придумал, чтобы объединить все музыкальные иллюстрации в цикл с отчётливо выстроенной драматургией. «Прогулка» несмотря на то, что в композиционном строении сюиты является важным элементом, ни одну из работ художника она не отображает. Композитор откровенно заявлял, что в этой пьесе он изобразил самого себя, рассматривающего выставленные на вернисаже экспонаты.

Можно сказать, что «Прогулка» в «Картинках с выставки» своеобразно выполняет функцию рефрена, то есть постоянно повторяется и объединяет разнохарактерные произведения сюиты в единое целое. Однако необходимо заметить, что она скорее является фоном, а не главной темой, как это происходит в рондо. Кроме того, сам Мусоргский называл «Прогулку» интермедией, и действительно только первый и последний раз она преподносится слушателям полностью, а в иных проведениях в сокращённых вариантах передаёт впечатления посетителей выставки, переходящих от картины к картине.

«Прогулка», написанная в тональности Си-бемоль мажор и поначалу с постоянной периодичностью меняющая тактовый размер с 5/4 на 6/4, заключена в трёхчастную форму. Она имеет довольно развёрнутое авторское темповое указание, которое с итальянского языка можно перевести по-разному, но смысл его таков, что произведение должно исполняться бодро, но в то же время по-русски степенно. Музыка пьесы, основанная на пентатонике, действительно своей величавостью и широтой напоминает народный напев, который начинается с запева солиста, а затем подхватывается хором. При этом свободный ритм мелодии создаёт ощущение света и удивительного раздолья.

«Прогулка» в сюите «Картинки с выставки» повторяется несколько раз и, как было сказано ранее, имеет особое назначение. В одном случае она является связующим звеном соседствующих пьес цикла, как например, между «Гномом» и «Старым замком». В ином разделяет композиции: «Два еврея, богатый и бедный» и «Лимож. Рынок». Каждый раз интермедия варьируется, меняет тональный план и подготавливает к прослушиванию следующего эпизода.

 

«Прогулка». В сюите «Картинки с выставки», которая по праву признана ярчайшим образцом фортепианной музыки, эта композиция играет очень важную роль. Творческая фантазия Мусоргского, со своим стремлением к новаторству, данной эпически-величавой темой объединила разрозненные пьесы цикла в единое крупное произведение со сквозным развитием, что оказалось невиданным до той поры новшеством.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»