П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»

 

Апрель. Многие считают, что это один из самых удивительных и ярких месяцев в году. Весна, полностью вступившая в свои права, тонирует небо в светло-голубые цвета и разрисовывает его лёгкими перистыми облаками. Солнце светит ярко и, своими лучами прогревая землю, несёт растениям благодатное тепло. Преобразования в природе происходят стремительно. Дни становятся заметно длиннее. Звери просыпаются после зимней спячки. Из теплых стран возвращаются перелётные птицы, и ещё голый лес заполняется их мелодично - звонким пением. На проталинах появляются посланники весны - нежные подснежники. Именно этот прелестный первоцвет был выбран на роль главного героя композиции, которая в цикле «Времена года» посвящена прекрасному весеннему месяцу апрелю.

Историю создания пьесы «Апрель. Подснежник», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В начале 1875 года моральный недуг, охвативший Петра Ильича Чайковского в прошлом сезоне, начал потихоньку сходить на нет. Душа композитора теперь стремилась к вольной жизни, жаждала новых горизонтов, а вместе с ними и свежих впечатлений. Профессорская работа в Московской консерватории и музыкально-критическая деятельность в газете «Русские ведомости» стали его всё более тяготить. У Петра Ильича возникали порывы вырваться из окружающей его обстановки, чтобы приобрести большую свободу для занятия творчеством. Он горел желанием полностью посвятить себя любимому композиторскому делу, однако материальная составляющая не позволяла этого сделать. Тем не менее каждую свободную минуту Чайковский все свои музыкальные мысли старался запечатлеть на листе нотной бумаги. Так в январе он написал «Меланхолическую серенаду» для скрипки в сопровождении оркестра, а сочинённый в последние месяцы прошлого 1874 года «Фортепианный концерт» к началу февраля был окончательно доработан и оркестрован. Далее Пётр Ильич, весело проведя Пасху в кругу близких людей, сразу после праздников отправил издателю Юргенсону шесть восхитительных романсов.

Петр Ильич Чайковский

К тому же в скором времени, а точнее в конце мая после окончания учебного года в консерватории и перед тем как отправиться в поместье к одному из своих друзей, Чайковский, получил весьма заманчивое предложение: московская дирекция театров сделала ему заказ на сочинение музыки к балету «Лебединое озеро».

Прибыв на отдых, выполнять театральный заказ Пётр Ильич не торопился. Ему необходимо было сосредоточиться, ведь балетов ранее композитор никогда не писал. Поначалу Чайковский принялся за создание, задуманной им ранее Ре-мажорной «Третьей симфонии». Когда это произведение было написано и к концу июля оркестровано, тогда композитор принялся за работу над заказанным ему балетом.

 

После летнего отдыха, проведённого на природе у друзей и родственников Пётр Ильич в сентябре вновь приступил к педагогической, а также музыкально-критической деятельности, но при этом весьма усердно продолжал работу над «Лебединым озером». Впрочем, у Чайковского весьма частенько бывало так, что, не успев завершить одно произведение, он пинимал заказ на следующее. Так в один из ноябрьских дней композитор получил письменное послание из столицы. К нему с просьбой обращался Николай Бернард - давний друг и при этом владелец авторитетного петербургского издательства. Он покорнейше попросил Петра Ильича сочинить двенадцать фортепианных миниатюр. Каждая пьеса должна быть программной, а её музыкальное содержание должно соответствовать уже придуманному заголовку, в котором было название календарного месяца. Издатель пояснял, что произведения согласно графику, будут ежемесячно печататься в журнале «Нувеллист» и отражать сезонные изменения, происходящие в природе или жизни людей. Данная идея пришла Бернару, чтобы привлечь новых читателей, а также выразить признание постоянным подписчикам.

журнал «Нувеллист»

Ответить отказом Николаю Матвеевичу композитор не мог по многим причинам и одна из них - невероятно высокое денежное вознаграждение, предложенное издателем за это сочинение.

Поскольку Чайковский в то время был в некотором материальном затруднении, он весьма заинтересовался поступившем предложением и на время отложив работу над «Лебединым озером», приступил к сочинению фортепианных миниатюр. Из-под пера композитора без затруднений вышли две музыкальные жанровые картинки, отображающие зимние месяцы: январь и февраль. Пётр Ильич без промедления отправил их в Петербург с посланием, в котором просил Бернара оценить его сочинения. Ответа на это письмо композитор не получил, однако в декабрьском номере «Нувеллиста» прочитал уведомление для подписчиков, что в следующем году издание будет ежемесячно знакомить читателей с новыми фортепианными пьесами знаменитого композитора Петра Чайковского.

 

Следующий 1876 год, как и предыдущий, был расписан у Чайковского до мелочей. Уехав в конце года с братом Модестом в Европу, он в начале января посетил в Париже Комическую оперу, где восхитился оперой «Кармен» Жоржа Бизе. В середине месяца композитор был уже в Петербурге: там должен исполняться его «Второй квартет» и состояться премьера «Третьей симфонии». В феврале и марте Чайковский усиленно работал над «Лебединым озером», но также завершил «Квартет» № 3, который начал сочинять ещё в Париже. При этом Пётр Ильич не забывал и обязательствах перед журналом «Нувеллист». В середине февраля он отправил Бернарду композицию «Март. Песнь жаворонка», а пятнадцатого марта на столе у Николая Матвеевича лежала пьеса «Апрель. Подснежник». Так подписчики журнала ежемесячно получали от издательства музыкальный сюрприз, а в ответ вознаграждали его благодарственными отзывами. Такая положительная оценка побудила Бернарда сделать очередной подарок читателям. Накануне Нового 1887 года они получили сборник, включающий все двенадцать календарных пьес Петра Ильича Чайковского. Музыкальный альбом вышел под заголовком «Времена года» и был привлекательно украшен рисунками – медальонами. При этом каждую пьесу сопровождал поэтический эпиграф из произведений известных русских литераторов.

 

ноты «Подснежника» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Петр Ильич Чайковский даже не мог предположить, что двенадцать фортепианных пьес, объединённые в цикл «Времена года» и созданные композитором ради поправки своего финансового положения, впоследствии приобретут огромную популярность во всём мире.
  • Насколько был велик гонорар, полученный Чайковским от Николая Матвеевича Бернарда за сочинение композиций, входящих в цикл «Времена года», сегодня нам никто поведать не может. Письмо издателя, в котором он указывал сумму за создание этих произведений, безвозвратно утеряно. Однако уже то, что в ответном послании Пётр Ильич обещал пересочинить пьесы, если они не оправдают ожиданий, говорит о весьма приличной величине гонорара.
  • Журнал «Нувеллист» в нашем отечестве в своё время считался весьма авторитетным изданием. Его учредителем был энергичный организатор и талантливый музыкант Матвей Бернард. Сочинённые им вокальные и фортепианные миниатюры пользовались популярностью не только в России, но и за её пределами. Помимо этого, Матвей Иванович, зарекомендовавший себя замечательным педагогом, ранее всех в стране разработал и издал пособие для музыкального обучения детей.
  • Истинным последователем дела Матвея Ивановича Бернарда стал его сын Николай. Он, достойно продолжая дело отца, постоянно обогащал журнал новыми идеями. Именно Николаю Матвеевичу пришла замечательная мысль заказать Петру Ильичу Чайковскому календарные фортепианные миниатюры, и каждый месяц печатать их в издании. Такой творческий замысел способствовал привлечению читателей и соответственно увеличению тиража издания.
  • Подснежник – этот нежный цветок - родственник нарцисса зацветает, как только начинает таять снег. Подснежники растут в разных регионах, а потому их существует довольно много разновидностей и некоторые из них занесены в Красную книгу. Некоторые виды подснежников оцениваются очень дорого. К примеру, на онлайн-аукционе в 2011 году один уникальный экземпляр был продан в перерасчёте на наши деньги за тридцать пять тысяч рублей.
  • О подснежнике существует множество легенд и одна из них связана с библейскими персонажами Адамом и Евой. В ней повествовалось, что, когда Бог выгнал их из райского сада, Ева, вступив на холодную, покрытую снегом землю, заплакала. Господь, увидев слёзы женщины так растрогался, что на том месте куда они попадали, снег таял, и вырастали подснежники, которые придавали Еве сил и вселяли надежду на лучшее.
  • В разных странах подснежники именуют по-разному: в Англии – снежной каплей, в Чехии – снежинкой, в Германии – снежным колокольчиком. Вместе с тем «День подснежника» во всём мире празднуют в один день – 19 апреля. Данный праздник был учреждён в 1984 году.

 

 

Содержание

Подснежник. К этому прекрасному вестнику весны, являющемуся дивным творением Природы, на Руси всегда относились с большим почитанием. Скромные хрупкие цветочки, первыми появляющиеся после схода зимних снегов, всегда воспринимались народом в качестве символа новой зарождающейся жизни. Оттого-то многие русские стихотворцы данному прекрасному созданию, дающему надежду на лучшее и позволяющему оставить в прошлом все горести и тревоги, посвящали свои поэтические творения. Хорошим примером тому служат лирические строки русского литератора Апполона Майкова, которые издатель Николай Бернард использовал в качестве эпиграфа к композиции Петра Ильича Чайковского, отображающей прекрасный весенний месяц апрель.

В фортепианной миниатюре «Апрель. Подснежник» Чайковский передал состояние приятной умиротворённости, которое испытывает человек, созерцая весеннее пробуждение природы родного края. Чтобы как можно выразительнее отобразить в произведении дивный живописный пейзаж, автор выбрал тональность си-бемоль мажор, а музыкальный материал изложил в трёхчастной форме и размере 6/8. Для исполнения он предложил темп - Andante con moto un poco rubato.

Возникающее в душе радостное чувство, а в связи с этим повышенную эмоциональность, композитор передаёт через устремляющиеся вверх короткие мелодические фразы, которые поддерживаются вальсообразным ритмом и своеобразным аккордовым аккомпанементом, с пропущенной первой сильной долей.

Все музыкальные построения первой части начинаются с затактов, из которых вытекают трогательные мотивы. Их звуки настойчиво направляются вверх, но завершаются они нисходящими «вздохами» - интонациями, состоящими из трех нот. Важно отметить, что при втором и третьем проведении этот музыкальный материал постоянно развивается, а его регистр понижается до диапазона малой октавы.

В среднем разделе, несмотря на то, что тематическая составляющая композиции заметно преображается, настроение произведения не меняется, а вальсовый характер даже усиливается. Наряду с этим особо выразительно в каждом втором такте, почти репризно повторяющихся музыкальных фраз, звучат взлетающие пассажи.

 Вторая тема средней части основывается на интонации «вздохов», весьма выразительно звучавших в начальном разделе. Далее вновь возвращается тема с пассажами, а после неё следует развивающий эпизод. Впоследствии он плавно переходит в третью часть, которая поначалу репризно повторяет первый раздел, а затем перерастает в довольно развёрнутое заключение.

«Апрель. Подснежник». Это чудесная, наполненная просветлённой мечтательностью, лирико-созерцательная картинка природы. Поэтическое обаяние этого произведение пробуждает отклик в сердце каждого слушателя. Исключительная выразительность и мелодичность композиции не только заставляет душу петь, но также наполняет её светлыми мечтами и сладостными надеждами.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Апрель. Подснежник»