П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»

 

Ноябрь. Этот последний месяц осени называют сумерками календарного года.  Вся природа готовится к зимнему сну. Перелётные птицы уже покинули родные гнёзда и улетели зимовать на юг. Деревья сбросили свой яркий разноцветный наряд. Реки и озёра покрылись тонким, прозрачным льдом. Небо всё чаще затягивают тяжёлые облака, а земля укрывается лёгким белым покрывалом, которое с каждым днём становится толще. Больше всех такому преображению радуются дети, ведь они могут весело поиграть в снежки. Однако ранее в это время года на Руси была ещё одна любимая забава: катание в санях, запряжённых тройкой резвых лошадей. И именно этот сюжет выбрал великий Пётр Ильич Чайковский, чтобы изобразить его в пьесе «Ноябрь. На тройке», посвящённой последнему осеннему месяцу.

Историю создания фортепианной пьесы «Ноябрь. На тройке», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В середине семидесятых годов Чайковский находился на пике своей творческой активности. В 1874 году он усердно работал над конкурсной оперой «Вакула», а затем довольно быстро сочинил Первый фортепианный концерт. Начало следующего года Пётр Ильич посвятил созданию шести романсов, так как вокальные миниатюры приносили ему хороший доход, а за летние месяцы написал Третью симфонию. Важно отметить, что помимо интенсивной композиторской работы Чайковский в то время активно занимался педагогической и музыкально-общественной деятельностью, и такая бурная творческая жизнь привела к стремительному росту его популярности. Весной от дирекции императорских театров Пётру Ильичу поступил неожиданный заказ: написать балет «Лебединое озеро».

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Обычно композиторы, сочинявшие оперы, музыку к балетам не создавали, но Чайковский решил свои силы попробовать и в данном жанре. Помимо того, осенью он получил предложение, которое посчитал для себя весьма интересным. Владелец, расположенного в Петербурге нотного издательства, Николай Матвеевич Бернард попросил композитора сочинить двенадцать пьес по уже уготовленным названиям. Каждое произведение, должно было изображать жанровую картинку или природный пейзаж в соответствии с определённым календарным месяцем. Бернард пояснял, что хочет сделать сюрприз подписчикам принадлежащего ему журнала «Нувеллист».

журнал «Нувеллист»

Пётр Ильич, не откладывая, принялся за сочинение первых двух фортепианных пьес, а затем сразу отправил их в Петербург с сопроводительным посланием. В письме композитор просил Николая Матвеевича откровенно высказать своё мнение о произведениях, так как беспокоился, ведь они могут быть восприняты как длинные и скучные. Впрочем, исходя из того, что в декабрьском номере «Нувеллиста» напечатали анонс о том, что в следующем году подписчики каждый месяц будут знакомиться с новой пьесой известного композитора Чайковского, волнения Петра Ильича оказались напрасными. И действительно данное обещание было исполнено. В приложении первого выпуска журнала за 1876 год напечатали фортепианное произведение под заголовком «Январь. У камелька».

Петр Ильич Чайковский

Наступивший новый 1876 год тоже обещал быть у Чайковского предельно насыщенным. В январе он, побывав в Париже, получил сильное впечатление послушав оперу Бизе «Кармен», а затем не задерживаясь направился в Петербург. Там Пётр Ильич должен был присутствовать на концертах и самолично оценить исполнение своего Второго квартета и Третьей симфонии. Далее его ждала Москва с педагогической работой в консерватории и незавершённой партитурой «Лебединого озера». Иначе говоря, весь жизненный график композитора был расписан по месяцам и неделям. Например, летом в его планах было посещение Байрёйта, где намечалась премьера тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Впрочем, несмотря на такую кипучую творческую жизнь Чайковский каждый месяц, где бы не находился, вовремя направлял в Петербург по новой пьесе. К примеру, с конца сентября и весь октябрь композитор усиленно работал над симфонической фантазией «Франческа да Римини», тем не менее он выкроил время, чтобы сочинить замечательную композицию «Ноябрь. На тройке» и в положенный срок отправил её Бернару.

 

 

Видимо произведения Чайковского читателями журнала «Нувеллист» воспринимались с большим интересом, а потому в конце года издательство своим подписчикам решило сделать новогодний подарок. С последним декабрьским номером 1876 года каждый из них получил красиво оформленный сборник всех двенадцати пьес популярного русского композитора. Издание вышло под заголовком «Времена года», а каждое произведение было отмечено картинкой-медальоном и небольшим поэтическим эпиграфом, отражающим его содержание.

 

ноты «На тройке» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • В старину про ноябрь говорили, что сентябрю он внук, октябрю сын, а декабрю брат родной. Ноябрю месяцу ледяные мосты мостить, а декабрю их гвоздить. В ноябре мужику нужно с телегой попрощаться и в сани забираться.
  • Русская тройка наряду с матрёшкой, балалайкой и самоваром является достойным национальным символом России. Поэты об этой старинной конной упряжке сочиняли стихи, а народ слагал песни и частушки. Художники и скульпторы увековечивали её в своих творениях, так как она олицетворяла удалую и загадочную русскую душу, которую иностранцы до сих пор осмыслить не могут.
  • Матвей Иванович Бернард заслужил уважение соотечественников не только как владелец крупного издательской фирмы, но и композитор, пианист, дирижёр, а самое главное прекрасный преподаватель. Необходимо отметить, что именно его издательство первым стало печатать такой педагогический репертуар для начинающих музыкантов, который сделал учебный процесс не только интересным, но и более результативным.
  • Музыкальный журнал «Нувеллист» был основан в 1840 году Матвеем Ивановичем Бернаром. В 1871 году, после кончины Матвея Ивановича весь семейный бизнес перешёл в руки его сына Николая Матвеевича, который оказался достойным продолжателем дела отца. Его интересные идеи превратили журнал в богатое по содержанию и заслуживающее внимания издание. Именно Николай Матвеевич придумал заказать Чайковскому двенадцать календарных пьес, а затем назвал сборник «Времена года».
  • Заказы, подобные циклу «Времена года» Пётр Ильич именовал «денежными», так как они помогали избежать композитору финансовых проблем. Бернард, например, предложил за двенадцать пьес настолько высокое вознаграждение, что Чайковский, в случае если произведения не понравятся издателю, готов был пересочинять их заново.

 

 

Содержание

«Ноябрь. На тройке». Уже наименование этой композиции поясняет, что данная пьеса Петра Ильича Чайковского является программной. Иначе говоря, её заголовок в определённой мере раскрывает заложенное в сочинении содержание и тем самым, настраивает слушателей на предписанное автором восприятие музыкального произведения. Например, по первому названию становится ясно, что в композиции автор отобразит восхитительный природный пейзаж, а второе подсказывает, что пьеса также является жанровой зарисовкой.

Несмотря на то, что ноябрь является последним осенним месяцем, зима уже вступила в свои права. Земля покрылась белоснежным, искрящимся на солнце пушистым одеялом, и по бескрайним русским просторам, запряжённая в сани, задорно звеня колокольчиками, мчится резвая тройка лошадей, символизирующая волю, свободу и устремление к счастью.

Для того чтобы колоритно выразить всё то, что задумано в программе, композитор представил произведение в сложной трёхчастной форме, выбрал для него тональность Ми мажор, четырёхдольный размер, темп Allegro moderato, а также использовал различные звукоизобразительные приёмы.

Первый раздел композиции, который тоже подразделяется на три части, открывается выразительной задушевной мелодией, напоминающей раздольную народную песню. Широта и плавность её мотива, а также особый октавный приём изложения, навевает мысли о широких просторах родной земли. Далее за напевом, который можно представить как песню ямщика, на фоне поднимающихся арпеджированных гармоний, начинают звучать мечтательно-грустные короткие фразы, а затем вновь, но в совершенно в ином фактурном изложении возвращается певучая мелодия. Теперь она представлена не октавами, а полнозвучными аккордами в сопровождении прозрачного одноголосного аккомпанемента. От этого создаётся впечатление, что тройка «летит» и только сани едва касаются заснеженной дороги.

В среднем разделе пьесы, представляющий собой период, состоящий из двух предложений, характер музыки заметно меняется. Она становится не только задорной, но и радостной. В ней внятно слышен заливистый звон колокольчиков и цокот копыт резвой тройки. Создать такой образ помогают игривые форшлаги в партии правой руки и бойкое стаккато в аккомпанементе.

В заключительной репризной части опять возвращается лирическая тема, однако теперь она звучит в теноровом голосе и изящно украшается переливами бубенцов в верхнем регистре. К окончанию произведения музыка постепенно затихает, ведь тройка, стремительно проскакав, скрылась вдали.

 

«Ноябрь. На тройке». Это восхитительное произведение великого Петра Ильича Чайковского, признанное шедевром фортепианной музыки, от первой до последней ноты буквально пропитано национальным колоритом. В нём нашло отражение всё, что свойственно русскому человеку: истинное величие духа, молодецкая удаль, а самое главное безграничная любовь к родной Отчизне.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Ноябрь. На тройке»